МААМ-картинки

Многозначные слова как способ обогащения словаря

Наталья Лянгузова
Многозначные слова как способ обогащения словаря

Объем и точность словарного запаса ребенка обуславливают успешность его обучения в школе. Чем точнее и шире активный словарь ребенка, тем легче пополняется пассивный словарь, а из пассивного словаря слова значительно легче переходят в активный. Многие слова русского языка имеют не одно, а два-три, некоторые – по десятку и более значений. Существует закономерность: чем чаще употребляется слово в речи, тем более оно многозначно. Многозначные слова образуют смысловое единство. Толкование их значений обязательно обнаруживает определенное сходство между обозначаемыми ими предметами и явлениями окружающего мира.

Публикация «Многозначные слова как способ обогащения словаря» размещена в разделах

Многозначными могут быть слова всех самостоятельных частей речи, кроме числительных: ручка стола, ручка ребенка; тяжелый чемодан, тяжелый характер; бежит человек, бежит время.

Многочисленные ошибки учащихся, связанные с использованием в речи многозначных слов, свидетельствуют о необходимости серьезной и систематической работы над многозначностью и шире над значением слова вообще. Школьники не знают, а часто и не умеют использовать различные значения полисемантичных слов, очень распространенными являются и ошибки, связанные с употреблением в речи слов с переносным значением. Очень важным является в работе над многозначностью при разграничении значений слова учитывать контекст, конкретное словоупотребление.

Знание широкого спектра значений многозначных слов помогает ребенку не только понимать услышанное и прочитанное, но и применять орфографические правила (например, правила правописания безударных гласных в корне слова, когда необходимо подбирать однокоренное проверочное слово). В ситуации, когда ребенок не понимает значение слова, понимание изучаемого материала становится затруднительным.

Ознакомление учащихся с многозначными словами происходит постепенно, в несколько этапов.

На первом этапе дети знакомятся с многозначными словами, выделяя разные значения одного и того же слова.

Упражнения для занятий дома.

1. Помогите ребенку с помощью наглядного материала увидеть общее в значении многозначных слов.

Дверная ручка, ручка для письма, ручка ребенка, ручка зонта. Ручка кастрюли.

Иголки для шитья, иголки сосны, иголки ежа и др.

2. Помогите ребенку объяснить значение словосочетаний, построить предложения, используя эти словосочетания.

Мягкие руки, мягкая игрушка, мягкая глина, мягкий голос, мягкий свет; золотое кольцо, золотые руки, золотое сердце, золотой характер; ударил гром, ударил выстрел, ударил больно, ударил свет, ударил запах, ударил ливень и др.

3. Укажите однозначные и многозначные слова : При необходимости используйте Толковый словарь.

аккордеон, анапест, аудитория, блюдо, брать, троллейбус, хорей, донесение, затягивание.

4. Выпишите в два столбика глаголы однозначные и многозначные. С одним из многозначных глаголов составьте три предложения, употребив глагол в разных значениях:

автоматизировать, бороться, баррикадировать, вести, вакцинировать, говорить, готовить, дебютировать, диагностировать, держать.

5. Определите признак, который лег в основу названий дней недели:

вторник, среда, четверг, пятница.

На следующем этапе важны упражнения на уровне словосочетаний, так как именно сочетаемость определяет, в каком значении выступает слово.

Например: Привести машину в действие. План действий. Место действия. Вредное действие.

В каждом из приведенных предложений существительное действие выступает в разных значениях.

1. Составьте предложения. Употребив слова орёл, сорока сначала в прямом, а затем в переносном значении. Используйте данные словосочетания.

Взвиться в небо. Победить врага. Стрекотать в роще. Вертеться за партой.

2. Прочитайте предложения. Объясните, что обозначают выделенные словосочетания.

На колхозных полях кипит работа. В самоваре кипит вода.

3. Составьте предложения со словосочетаниями. В каких словосочетаниях прилагательные употреблены в прямом, а в каких в переносном значении.

Холодный день, холодный взгляд, гибкий прут, гибкий ум, горячий чай, горячий характер…

4. Ответьте на следующие шуточные вопросы, обоснуйте ответ.

Какой кистью нельзя рисовать? Какой иглой не сошьёшь рубашку? Какая стрелка не показывает время? Какой ручкой нельзя писать?

В дальнейшем работа продолжается на уровне текста, где определяются и сравниваются лексические значения слов.

Прочитайте текст. Назовите многозначные слова. Сравните.

Удивительные вещи.

Странные вещи в природе бывают.

Ножки у стула, а стол не шагает.

Часто часы бьют. Но мы не слыхали,

Чтобы кого-то они обижали.

«Слон затрубил», - говорят. Интересно!

Что-то слона я не вижу в оркестре?

(Карол Корд)

Вот шофёр, какой чудак:

Он поесть не мог никак,

Потому что спозаранку

Он крутил-вертел баранку.

А зачем крутил-вертел?

Лучше взял бы да и съел!

(А. Шибаев)

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка в 4 классе «Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значениях. Заимствованные слова» Тема: Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значениях. Заимствованные слова. Устаревшие слова Цель: актуализировать знания об.

Урок русского языка в 5 классе «Омонимы и многозначные слова» (слайд 1) Мастер – класс по теме «Многозначные слова и омонимы» Учитель: Магазейщикова Александра Сергеевна МБОУ «Школа-лицей №2» г. Армянска.

Методика обогащения словаря ребенка Слово – основная единица языка. Оно является как бы «представителем» одновременно всех компонентов языка: • фонетики (состоит из звуков.

Педагогический совет «Значение игровых технологий в формировании грамматически правильного строя речи и обогащения словаря» «Значение игровых технологий в формировании грамматически правильного строя речи и обогащения словаря». Приложение № 1 к приказу № 86 от.

Пластилиновая живопись как средство обогащения работы в детском садуПластилиновая живопись как средство обогащения работы в детском саду Работа в художественно-творческом направлении всегда интересна и доступна детям. Какие бы способности и навыки ни были у детей, каждый может.

Природная кладовая как средство обогащения личности ребенкаПриродная кладовая как средство обогащения личности ребенка Природная кладовая, как средство обогащения личности ребенка. воспитатель: Овод Ирина Владимировна педагог-психолог: Ишутина Елена Леонидовна.

Самоанализ урока по русскому языку «Однозначные и многозначные слова» Самоанализ урока русского языка во 2 классе, проведенного учителем начальных классов МБОУ Зайцевореченская ОСШ Аваргиной Марией Алексеевной.

Урок русского языка в 1 классе по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс).

Урок русского языка в 1 классе «Однозначные и многозначные слова» Открытый урок по русскому языку в 1 классе Тема «Однозначный и многозначные слова» Ход урока. Долгожданный дан звонок! Кто готов начать.

Дидактическая игра как средство обогащения образовательной среды в экологическом воспитании дошкольников Выступление на тему: «Дидактическая игра как средство обогащения образовательной среды в экологическом воспитании дошкольников» Подготовила:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Многозначные слова как способ обогащения словаря
Опубликовано: 16 апреля 2019 в 09:25
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД