Получи документы

Модель уголка речевого развития

Марина Леонтьевна Чеботарёва
Модель уголка речевого развития
▼ Скачать + Заказать документы

МОДЕЛЬ УГОЛКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В ДОУ

Правильная речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно, важное значение, имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.

Публикация «Модель уголка речевого развития» размещена в разделах

Уже давно доказано, что на развитие ребенка-дошкольника большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость. Педагоги, работающие с детьми-логопатами, давно пришли к выводу, что речевые уголки должны быть в группах, должны привлекать к себе внимание детей, желание играть, именно в данном отведенном пространстве.

Речевая развивающая среда должна способствовать реализации следующих факторов:

- восприятие речи взрослых;

- наблюдение за языком;

- вовлеченность в активную речевую среду;

- диалог между взрослыми.

Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

Цель построения речевой развивающей среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста.

Задачи построения речевой развивающей среды :

- обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;

- обеспечение богатства сенсорных представлений;

- обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка;

- обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций;

- обеспечение возможности исследования и экспериментирования в языковой системе.

Компоненты РРС: речь педагога, методы и приемы, оборудование.

Наполнение речевой развивающей среды определяется приоритетной линией речевого развития детей каждого возраста.

РРС 2ой младшей группы:

• Грамотная, педагогически целесообразная речь педагога;

• Методы и приемы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец обращения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности);

• Методы и приемы, направленные на формирование умения слушать и слышать (разговоры, чтение, рассказы);

• Организация «уголка интересных вещей» (стимулирование самостоятельного рассматривания картинок, игрушек, книг, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений детей об окружающем).

Требования, которые необходимо соблюдать при организации речевого центра :

1. Необходимым атрибутом речевого уголка является зеркало (индивидуальные зеркала, игровой, дидактический, наглядный материал.

2. Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям.

3. Наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется, согласно лексической теме.

4. Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком.

5. Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.

6. Игровой материал должен быть доступным для ребенка.

7. Не следует перегружать уголок оборудованием.

8. Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – “одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.

9. Зона речевого развития должна соответствовать общему оформлению группы.

Ей можно придумать название, например «Уголок речи и грамотности», «Учимся говорить правильно», или просто выделить место. В её оформлении необходимо проявить индивидуальность, творчество, чтобы детям хотелось пользоваться представленными материалами и пособиями. Например, её героем может стать добрый гном, который будет учить правильно говорить, или кукла с большим язычком, будет показывать артикуляционную гимнастику, и наоборот, иностранец или инопланетянин, которого дети научат красиво говорить на русском языке.

Наполнение речевого уголка должно отражать все направления работы по развитию речи :

- развитие словаря ребёнка

- работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи)

- развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами)

- воспитание звуковой культуры речи (совершенствование диафрагмально-речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения, работа над просодическими компонентами речи)

- подготовка к обучению и обучение грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ предложения)

- развитие мелкой моторики и графомоторной функции

- знакомство с художественной литературой (можно выделить отдельно в книжный уголок)

Оборудование и наполнение речевой зоны :

1. Закрепление правильного речевого выдоха и формирование умения контролировать силу и длительность воздушной струи

«Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; лабиринты; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке «Буря в стакане»; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др.

2. Формирование фонематического восприятия и слуха

Шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; игры с парными карточками ( звуки: Р, Л; С, 3, Ц; Ш, Ж, Щ); звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков, картинки «камень», «вата»); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова «Собери букет»; «Делим слова на слоги»; «Найди себе пару»; «Найди, что звучит»; «Угадай, откуда идет звук»; «Разложи картинки»; «Повтори — не ошибись»; «Тихо — громко»; «Общий звук»; «Придумай слова со звуком»; «Испорченный телефон»; «Звуковые символы» и др.

3. Развитие артикуляционной моторики

Предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; схема характеристики артикуляции звуков; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; формы артикуляционной гимнастики для губ и языка в символах; альбомы с артикуляционной гимнастикой схема для характеристики звука.

4. Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи).

Мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков,чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова; зеркала в ассортименте Лото на звуки С, 3; Ж, Ш; Р, Л; «Логопедическое лото»; «Веселая гимнастика»; «Звуки, я вас различаю (Р, Л)»

5. Закрепление навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте

Магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; символы для звуко – буквенного анализа, кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики» и т. д. ; альбом «Изучаем буквы»; пособие «Говорящая азбука»; волшебный домик «Букварь» Н. С. Жукова, «Чтение по слогам», «Читаем с подсказками»; «Тексты с хвостами»; книжки-малышки и др. «Назови, прочитай, проверь»; «Научись читать»; «Я учу буквы»; «Найди букву»; «Готов ли ты к школе?»; «Слоговое лото»; «Волшебная тесьма»; «Найди место звука в слове»; «Прочитай по первым звукам»; «Слоговая копилка» и др. ; серия «Умные игры», ребусы.

6. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий

Предметные картинки по лексическим темам; «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме) «Что из чего сделано»; «Прогноз погоды»; «Одень куклу»; «В мире животных»; «Детский компьютер» и др.

7. Развитие связной речи

Серии сюжетных картинок «Истории в картинках»; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.

8. Развитие мелкой моторики

Сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры (схемы-памятки по лексическим темам); «Мир твоих фантазий» (различный материал для составления букв) Игры на штриховку; «Рисуем по клеточкам»; мозаики; игры-шнуровки и др.

Публикации по теме:

Центр речевого развитияЦентр речевого развития ЦЕНТР РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ. КНИГИ, ИГРЫ, ПОСОБИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПЯТИ - СЕМИ ЛЕТ. НАСТОЛЬНЫЕ.

Характеристика речевого развития детей Освоение связанной монологической речи-это главное направление развития речи на пятом году жизни. Начинается активное словотворчество, происходят.

Конспект ИОД Речевого развития и Художественного-эстетического развития «Зима — волшебная пора» КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (рисование в нетрадиционной.

Организация речевого уголка в старшей группеОрганизация речевого уголка в старшей группе Организация речевого уголка в старшей группе. Уголок должен быть эстетичным и привлекательным для детей, размещаться рядом с книжным. Игровой.

Особенности развития познавательной деятельности у детей с задержкой речевого развития На современном этапе развития нашего общества особое внимание уделяется проблеме гуманизации образования. Успешное решение этой проблемы.

Модель организации взаимодействия педагогов в рамках единого пространства развития ребенка Золотые правила взаимоотношений • Поддерживайте и хвалите людей при каждой удобной возможности. Ваше одобрение действует как удобрение.

Центр речевого развития группыЦентр речевого развития группы Презентация центра речевого развития группы № 10 «Капитошка» подготовила Белова Анна Евгеньевна Сегодня мы знакомим вас с нашим центром.

Рекомендации по организации речевого уголка в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи Рекомендации по организации речевого уголка в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи Речевой уголок.

Сообщение из опыта работы «Педагогическая модель речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Педагогическая модель речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Моделирование- это исследование каких- либо процессов, явлений.

Уголок речевого развития «Речевичок»Уголок речевого развития «Речевичок» Целевая аудитория: для детей 4-5 лет Цель речевого уголка: способствовать созданию оптимальных условий для организации предметно-развивающей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Модель уголка речевого развития
Опубликовано: 21 мая 2017 в 16:48
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Модель уголка речевого развития» (включая файлы) размещена пользователем Марина Леонтьевна Чеботарёва (УИ 787122) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД