ольга шувайкина
Конспект занятия по художественной литературе «Книжная галерея»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по художественной литературе
Цель:выявить уровень программного материала на конец учебного года, систематизировать знания сказок.
Задачи:
Обучающие: определить уровень знаний персонажей сказок, название сказок, рассказов.
Развивающие: выявить умения называть произведения по иллюстрациям, Воспитательные: воспитывать интерес к художественной литературе.
Образовательные области: социально-коммуникативные, познавательное, физическое, художественно-эстетическое.
Методы и приё мы:
Теоретические: беседа, рассказ.
Публикация «Конспект занятия по художественной литературе „Книжная галерея“» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Наглядные: показ иллюстраций, предметные картинки.
Оборудование: картинки со сказками, карточки с авторами к сказкам.
Предварительная работа:
Чтение русских народных и авторских сказок, рассказов, беседа по их содержанию, пересказ.
Рассматривание иллюстраций.
Разгадывание загадок о персонажах сказок.
Раздаточный материал: картинки со сказками,карточки с авторами к сказкам.
Ход занятия.
1. Орг. момент.
Воспитатель: Она приходит к нам с тобой,
С конфетой вкусной и игрой.
Когда вдруг что то удалось
Или желание сбылось.
Как вы думаете о каком настроении была загадка? (о радости, о весёлом, о добром).
Давайте подарим хорошее настроение друг другу и нашим гостям.
Улыбнёмся и поздороваемся.
2. Введение в тему. Сообщение темы.
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? (да)
Много сказок есть на свете,
Сказки очень любят дети.
Все хотят в них побывать
И немножко поиграть
Проблемно-поисковая ситуация.
Воспитатель: Сегодня у нас последнее итоговое занятие, я предлагаю вам выявить ваши знания и принять участие в викторине «Наши любимые книжки», где мы с вами вспомним сказки, сказочных героев, рассказы и поиграем в игры.
Ну а для того чтобы нам поучаствовать в викторине и пройти в книжную галерею, вам нужно ответить на вопросы.
Итак, игра «Эрудит».
Ребёнок отвечает на вопрос, садится за стол.
1. Кто выдаёт книги в библиотеке? (библиотекарь).
2. Что такое сказка?
3. Что такое рассказ?
4. Какие бывают сказки? («русские – народные» и «авторские» сказки).
5. Что такое авторская сказка? (где есть свой автор).
6. Почему сказка называется народная? (автор – народ).
7. Как называют дом Бабы Яги? (Избушка на курьих ножках.)
8. У кого в пруду хвост примёрз? (У волка.)
9. Кто родился в чашечке цветка? (Дюймовочка)
10. Кого поймал старик закинув невод в море?
11 .Какими словами обычно начинаются сказки? (Жили-были, в некотором царстве, в некотором государстве)
12. Какими словами заканчиваются? (Стали жить-поживать; вот и сказке конец, а кто слушал — молодец; стали жить долго и счастливо)
13. Чему учат сказки? (Добру, справедливости, дружбе и взаимовыручке.)
Основная часть.
Вот мы с вами в книжной галерее.
Ребята, давайте вспомним правила обращения с книгой, перечислите их. (Книги брать чистыми руками. Книги нельзя рвать. Книги нельзя мять. Нельзя рисовать на книгах. Нельзя загибать углы).
Воспитатель. Молодцы, умеете правильно обращаться с книгой.
Ребята, а много ли вы знаете сказок?Я сейчас проверю, кто из вас больше знает сказок.
Итак, обьявляю сказочную викторину!
1. Игра «Дополни имя»
У некоторых сказочных героев двойные имена. Я буду называть первую часть имени, а вы называйте вторую.
Винни -пух, доктор-Айболит, сестрица -Алёнушка, красная - шапочка, Иванушка -дурачок, змей -горыныч, кощей -бессмертный, кот - Леопольд, конёк- горбунок, баба-яга, почтальон- Печкин. Муха -Цокотуха, крошечка-ховрошечка.
Молодцы, всё правильно ответили!
Воспитатель: а теперь предлагаю вспомнить жанры литературы.
2. Жанры литературы.
Ребята,давайте вспомним жанры литературы.
(в литературе существует 3 жанра : сказка, рассказ и стихотворения).
1. Что такое стихотворение? (поэтическое произведение, пишет поэт, чтобы написать стихотворение, нужно уметь подбирать рифмы.
Рифма – это слова, в которых окончания звучат похоже. И именно эти слова помогают придумывать нам стихи.)
Давайте поиграем с вами в рифмы.
Игра «Рифмы» (с мячом)
1 Скажу я гармошка, а ты мне (картошка,
2 Держу я рубашку, ты видишь (букашку,
3 Взяла я корзину, купил ты (картину).
4 Я вижу: на поле пасётся баран, а маленький мальчик несёт -(барабан,
5 С тростинкой по тропке ползёт муравей, а следом за ним летит (воробей).
6 Концерты на «Бис» даёт нам скрипач, детей веселит в цирке (Циркач,
7 Весной прилетают с юга грачи, детишек всех лечат наши (врачи).
8 Вот вам пышка, а вот вам (книжка, мышка, крышка)
9 Не пришлась Яге корона, унесла её (ворона).
10 Всю сметану слизал кот, вытирал он лапой (рот).
11 Если по парку гуляете детки, не надо ломать у кустиков (ветки).
12 Капризуля наша Маша, у неё в тарелке (каша).
13 Детки бегали, скакали и под вечер все (устали).
Воспитатель. Молодцы ребята!
2. Что такое сказка? (выдуманный сюжет, обязательно со счастливым концом, какие бывают сказки (народные, авторские).
А сейчас я предлагаю вам внимательно послушать загадки и отгадать сказку.
«Отгадай сказку» (загадки)
1Тёмный лес, цветы, тропинка,
Девочка – в руках корзинка.
Пирожки в корзинке той,
Масло бабушке больной.
Серый волк уж тут как тут.
Как ту девочку зовут (Красная шапочка)
2. Вначале ячменное зёрнышко было,
Мама в горшочек его посадила.
Вырос чудесный цветочек потом,
Девочку-крошку нашла мама в нём. (Дюймовочка)
3. Жила на свете сирота,
Хаврошечкой звалась она.
С работой управлялась ловко,
Ведь помогала ей коровка.
За ней следили три сестры.
Назовите, кто они? (Одноглазка, Двухглазка, Трёхглазка.)
4. Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор. (Айболит).
Показ иллюстраций.
Игра «Четвёртый - лишний».
Воспитатель: Нужно угадать, какая из четырёх сказок лишняя (3 сказки –авторские, 1- народная)
Воспитатель. Молодцы, ребята!
У вас у всех на столах лежат карточки со сказками, итак. 1,2,3 - карточку переверни. Посмотрите внимательно. Постарайтесь вспомнить название сказки и найти ошибку художника.
«Найди ошибку в сказке»
Дети дают название сказки, находят ошибку художника.
Воспитатель. Молодцы, вижу, что сказки вы хорошо знаете!
3. Что такое рассказ? (писатель пишет о том, что было на самом деле).
Ребята, предлагаю вспомнить один из рассказов. Посмотрите на доску, и скажите из какого рассказа эти иллюстрации?
Рассказ Е. Пермяк «Первая рыбка»
-Кто автор этого рассказа?
-О ком говорится в этом рассказе?
-В какой семье жил Юра?
-Куда отправилась Юрина семья?
-Сколько рыбы поймал Юра?
-Что сварили из рыбы?
-Почему все стали хвалить уху?
-Чему радовался Юра?
Молодцы, ребята!.
А теперь время настало отдохнуть
3. Физминутка «В сказку нас ведёт дорога»
Воспитатель:А сейчас предлагаю вам внимательно посмотреть на авторов и постараться вспомнить какую сказку или рассказ он написал. Соединить линией автора с его сказкой или рассказом.
Но сначало давайте поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика: «Стоит в поле теремок»
4. Индивидуальная работа «Найди автора к сказкам»
Воспитатель: Молодцы, ребята, все справились с заданием!
5. Итог занятия
Воспитатель: ребята, вам понравилось участвовать в викторине? (да)
Какие сказки и рассказы мы с вами вспомнили?
Что вам больше всего понравилось и запомнилось сегодня на занятии? (ответы детей)
Какие герои сказок вам больше нравятся? Молодцы!