Котарыгина Оксана
Моделирование взаимодействия специалистов в коррекционно-логопедической работе как методический аспект
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы
В настоящее время в нашей стране произошли глубокие социально-экономические, политические, экологические и другие изменения, приведшие к резкому увеличению разного рода патологий у детей и взрослых, в том числе и речевых.
Научными исследованиями в области дефектологии доказано важное значение раннего распознавания речевого недоразвития и его коррекции, что позволяет предупреждать затруднения детей при обучении в школе. Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста при выраженных нарушениях речи приводит к значительной их компенсации. Наибольшего эффекта коррекционная работа достигает при условии взаимодействия специалистов, работающих с детьми, имеющими речевые нарушения.
Публикация «Моделирование взаимодействия специалистов в коррекционно-логопедической работе как методический аспект» размещена в разделах
Дошкольное учреждение и специализированные группы для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Специализированным детским садам и логопедическим группам принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии дошкольников при наличии у них речевого недоразвития и вторичных психологических отклонений в их преодолении и компенсации (Т. А. Власова, Е. Ф. Рау, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина).
В городе Севастополе в настоящее время функционируют дошкольные учреждения, в которых работают логопедические группы.
Поскольку успех ранней коррекции речи у детей дошкольного возраста зависит во многом от уровня организации коррекционной логопедической работы в детском саду (специализированной группе, встает проблема взаимодействия всех специалистов детского сада в данном направлении, а также проблема организации методической помощи специалистам, работающим с детьми, имеющими речевые нарушения.
Целью данной работы является теоретико-практическое изучение и моделирование методических форм работы с педагогами по взаимодействию в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками
Методологическая основа :
- работы, посвященные коррекционной работе с детьми, М. А Поваляевой, Р. Е. Каше, В. В., Коноваленко Г. А. Левиной, Н. В. Нищевой, Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичевой, Н. А. Чевелевой, Т. В. Чиркиной и др.
- работы на тему организации методической работы в дошкольном учреждении Белой К. Ю., Бондаренко А. К., Васильевой А. И., Скорлуповой О. С., Честновой Н. Ю. и др.
1. СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ГРУППЫ)
КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ТИПА
Дошкольные учебные учреждения компенсирующего типа для детей с нарушением речи в своей деятельности руководствуются законом Украины «О дошкольном образовании», ст. 12, п. 1, Приказом МОН Украины № 240/165 от 23.03.2006 г. «Об утверждении порядка комплектации дошкольных учебных учреждений (групп) компенсирующего типа».
Согласно данным законодательным документам, в дошкольных учреждениях компенсирующего типа для детей, имеющих речевые нарушения, проводится коррекционно-воспитательная речевая работа.
Коррекционно-воспитательная речевая работа – это система педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и развития детей с дефектами в развитии речи (Поваляева М. И. с. 406).
Условия коррекции речи дошкольников :
- личностно-ориентированное взаимодействие специалистов на интегративной основе;
- индивидуализация коррекционно-развивающей деятельности;
- учет компенсаторных и потенциальных возможностей ребенка;
-интеграция методов коррекционно-развивающего образования, усилий и возможностей родителей, педагогического и медицинского персонала
Модель коррекционно-развивающей работы представляет собой целостную систему. Ее цель состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности лечебного или образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надежный уровень речевого, интеллектуального и психологического развития ребенка.
Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий речевого развития – фонетики, лексики, грамматики, связной речи – и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно-эстетического ребенка. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных средств развития ребенка: кукло- и сказкотерптии, кинезиотерапии, психогимнастики, релаксации, физио-, фито-, аромо-, хромо-, музыкотерапии, логопедической ритмики, арттерапии и т. д.
Система работы предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственно-речевой среде, а содержание обеспечивает интеграцию речевого, физического, психического, познавательного, художественно-эстетического развития ребенка.