МААМ-картинки

«Познай себя». Модифицированная программа по формированию позитивной самооценки у дошкольников

Ирина Селезнёва
«Познай себя». Модифицированная программа по формированию позитивной самооценки у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 134 г. Томска

Иркутский тр. 51/1

УТВЕРЖДЕНО:

на педагогическом совете

протокол № 5 от 27 мая 2011г.

Заведующий МАДОУ № 134

___/Н. А. Баровская/

«ПОЗНАЙ СЕБЯ»

Программа модифицированная

по формированию позитивной

Публикация «„Познай себя“, Модифицированная программа по формированию позитивной самооценки у дошкольников» размещена в разделах

самооценки у дошкольников

( возраст детей: от 5 до 7 лет)

Срок реализации программы : 2 года.

Составитель: Селезнёва Ирина Яковлевна,

воспитатель

г. Томск 2011г.

Пояснительная записка.

Проходя сложный путь социализации, ребёнок подвергается частым воздействиям окружающей действительности, которая выступает как стрессор длительного действия, истощающий запас адаптационной энергии.

В условиях нестабильности социальных процессов, отражающихся на положении каждой семьи, нарастают, с одной стороны, тревожность и агрессивность детей, а с другой – пассивность и запуганность, которые оказывают влияние на их эмоциональное состояние и препятствуют нормальным адаптационным процессам в социуме.

Свободное выражение желаний малыша с самого раннего возраста подвергается различным ограничениям со стороны взрослых. Ребёнок вынужден приспосабливаться к воздействиям, препятствующим его естественному развитию, прибегая к психологическим механизмам защиты.

При этом основной функцией остаётся – сохранение позитивного образа «Я», снижение тревоги, преодоление застенчивости, приобретение чувства уверенности и повышение самооценки.

В сложившихся социальных условиях технологии формирования ассертивного поведения дошкольников претендуют на право считаться оптимальными путями осуществления социальной адаптации.

«Ассертивность» означает «уверенность в себе», «настойчивость», «самоутверждение». Умение быть ассертивным представляется значимым для самоуважения и уважения других, для осознания такой же важности собственных мыслей, чувств и мнений, как и другого человека. Быть ассертивным означает также быть способным выражать себя прямо и ясно.

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность.

С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить.

В процессе взаимодействия с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности.

Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом.

В настоящее время, когда научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, обществу необходим активный человек с высокоразвитым творческим потенциалом, способный к быстрому принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающими, конструктивно решающий возникающие проблемы.

Сутью всех вопросов, связанных с развитием личности ребенка, его воспитанием, социализацией является его социальное самочувствие, потребность и способность взаимодействовать с миром. Поэтому закладывание основ социальной компетентности способствует оптимальному вхождению ребенка в социальный мир, социальная компетентность ребенка рассматривается, как способность удовлетворять собственные потребности через общественно приемлемые способы реализации активности во взаимодействии с окружающими.

Цель программы.

Создание условий, способствующих позитивной социализации дошкольников.

В связи с этим выдвигаются следующие задачи.

1. Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

2. Формировать положительную самооценку.

3. Формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность.

4. Развивать игровую деятельность детей.

5. Развивать творческие способности детей.

6. Расширять нравственно-ценностный словарь.

7. Развивать чувство гордости за собственные успехи и достижения.

8. Воспитывать патриотические чувства, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Программа представляет собой интегрированный курс, который обеспечивает её взаимосвязь со всеми образовательными областями.

«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, а также соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения).

«Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, тендерной принадлежности, социуме, государстве, мире).

«Труд» (формирование представлений о труде, профессиях, людях труда, желания трудиться, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности).

«Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье и обществе, а также безопасности окружающего мира).

«Физическая культура» (развитие игровой деятельности в части подвижных игр с правилами).

«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье и окружающем мире).

«Художественное творчество» (использование продуктивных видов деятельности для обогащения содержания, закрепления результатов освоения области «Социализация»).

«Познание» (использование дидактической игры как средства реализации образовательной области «Познание»).

Программа рассчитана на два года обучения, реализуется с детьми от 5 до 7 лет. Занятия проводятся четыре раза в месяц. Мальчики и девочки занимаются вместе. Старшая группа – 25 мин., подготовительная – 30 мин.

Учебно-тематический план.

Раздел

Тема

Теория

Практика Количество

часов

1

год 2

год

1. Социаль-ные навыки. 1.1. Создание благоприят-ной атмосфе-ры в группе. Наша дружная семья. 1. Знакомство.

2. Моя группа.

3. Каждый день добро творить. 7 4

1.2. Коммуни-кативные навыки. Что значит

общаться?

1. Язык жестов.

2. Волшебное слово.

3. Что такое хорошо и что такое плохо? 5 6

2. Способ-ность к самооценке.

2.1. Я – это я.

Мой характер. 1. Я умею владеть собой.

2. Я самый нужный.

3. История имени. 6 5

2.2. Мои чувства и желания. Мои фантазии. 1. Язык чувств.

2. Я в будущем.

3. Радужный мир. 3 5

Впереди всех. 1. Наши таланты.

2. Всё начинается с улыбки. 2 3

3. Взаимоот-ношение с окружающи-ми. 3.1. Я и другие. Дружба – что это такое?

1. Давай никогда не ссориться.

2. Встреча с другом.

3. Как поступить. 5 3

3.2. Мы – разные. Девочки и мальчики.

1. Вместе

весело живём.

2. Найди отличия. 4 3

3.3. Дети и взрослые. Кто самый главный? 1. Я тебя понимаю.

2. Труд взрослых в

родном городе. 2 2

Всего часов: 36 36

Методическое обеспечение

1. Методические материалы:

• Я – Ты - Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников /Сост. : О. Л. Князева. - М. :Мозаика – Синтез, 2995 – 168с.

• Чувства. Эмоции: комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы: 20 картинок Сфера 2007 Беседы по картинкам.

2. Технический материал:

• наличие аудио и видео аппаратуры;

• диски с разнообразным музыкальным материалом (классическая музыка, ритмическая музыка, релаксационная музыка);

3. Вспомогательный материал:

• цветная бумага, ватманы, листы А4, мольберт, простые и цветные карандаши, маркеры, акварельные краски, пальчиковые краски, мягкий пластилин;

• анкетные бланки, бланки опросники;

• печатные материалы, демонстрационный материал.

Ожидаемые результаты.

Первый год обучения. 1. Положительная динамика коммуникативных умений и навыков детей 5 года жизни. 2. Опыт позитивного общения с детьми и взрослыми, умение конструктивно решать конфликтные ситуации: 1) Стремиться к общению со сверстниками, проявляет инициативу, интерес, просит о помощи. 2) Слушает и понимает речь другого, не перебивает партнера по общению. 3) Соблюдает правила и нормы поведения в присутствие взрослого. 4) Общение со сверстниками в форме обмена мнениями, информацией, демонстрацией своих знаний. 5) Общение носит ситуативно-деловой и ситуативно-познавательный характер. 6) Воспринимает чувства других людей (делится игрушками, уступает, стремиться к переживанию, сочувствию, проявляет заботу к окружающим). 7) Владеет социально-приемлемыми способами выражения эмоций (гнева, радости и т. д.) 8) Владеет элементами культуры общения (умеет приветствовать, прощаться, выражать просьбу, благодарность, извинение).

Второй год обучения. 1. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения (устная речь, использование определенных поз и жестов при общении). 2. Владеет связной монологической и диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с взрослыми детьми (договаривается, распределяет действия при сотрудничестве). 3. Практическое овладение нормами речи, культурное общение: 1) Проявляет инициативу в общении с окружающими. 2) Ориентируется на партнера по общению, умеет слушать, не перебивает. 3) Владеет элементами культуры общения (умеет приветствовать, прощаться, выражать просьбу, благодарность, извинение). 4) Эмоциональная зрелость (проявление эмпатии, оказание поддержки другому). 5) Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной (понимает и допускает другие мнения и точки зрения, строит дальнейшее общение с учетом точки зрения другого).

Список литературы

1. Луговская А. Шевина О. Давай дружить! Как помочь ребенку преодолеть проблемы с общением – М. :Эксмо, 2006.

2. Морева Г. И. Самооценка, как фактор регуляции морального поведения дошкольника. Автореф. дис. канд. псих. н. м. -М. 1990.

3. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений - М. : АРКТИ, 2001.

4. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996.

5. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997.

6. ЩипицинаЛ. М. Азбука общения - С-Петербург 2000.

Публикации по теме:

Положение о смотре-конкурсе театральных уголков муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куртамышского района «Куртамышский детский сад №2 общеразвивающего вида» УТВЕРЖДАЮ.

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Познай себя». Модифицированная программа по формированию позитивной самооценки у дошкольников
Опубликовано: 28 апреля 2013 в 14:02
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Познай себя». Модифицированная программа по формированию позитивной самооценки у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Селезнёва (УИ 93800) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД