Амалия Шматова
Модифицированная программа танцевального кружка
▼ Скачать + Заказать документы
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы :
1.1 Пояснительная записка
Программа «Мир танцев» является дополнительной образовательной общеразвивающей программой и разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р); СанПином 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утверждённый постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года №41; порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008); методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
Публикация «Модифицированная программа танцевального кружка» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Программы: ритмика, хорегография, танцы
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
При создании данной программы была использована дополнительная общеобразовательная программа «Искусство танца» автора Маркиной М. Д.
Танцы — один из любимых и популярных видов искусства - дают широкие возможности в деле физического, эстетического и этического воспитания учеников. Они развивают естественную грацию, музыкальную ритмичность, ответственность, раскрывают индивидуальные возможности. Приобщение к искусству хореографии включает ознакомление учащихся с источниками танцевальной культуры, самобытностью национальных танцев, связанных с укладом жизни народов, с их красочными костюмами, музыкально-ритмическим складом мелодий.
Программа опирается на новые технологии и методы обучения детей, с учетом психолого-педагогических требований, направленных на развитие творческих способностей ребёнка в области познания искусства танца.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал учащихся.
Новизна программы заключается в том, что она готовит учащихся к личностному определению, учитывает меняющиеся с возрастом ребячьи интересы, обеспечивает сотрудничество детей и взрослых, предоставляет каждому ребенку показать, на что он способен.
- Направленность программы : спортивно-физкультурная.
- Уровень освоения программы : базовая
- Актуальность: данная программа поможет сформировать у детей навыки танцевальной техники, а также нравственно-волевые качества личности: настойчивость в достижении результата, выдержку, умение контролировать свои движения, действовать в коллективе. Программа обеспечивает укрепление физического, психического и психологического здоровья детей.
Отличительные особенности программы :
- стимулированию детей к двигательной активности;
- развитию физических качеств;
- развитию творческих способностей личности;
- поддержанию стремления к самостоятельной деятельности;
- творческому использованию жизненного опыта детей;
- самоопределению ребёнка в рамках ведущей деятельности.
Адресат программы : В группу входят учащиеся 5-13 лет, набор в группу свободный, по желанию учащихся. Все обучающиеся при поступлении в МБУДО «Центр дополнительного образования», а именно в танцевальное или спортивное объединение, предоставляют справку от врача районной поликлиники о допуске к занятиям.
Объём программы : 144 часа – 1 год обучения, 216 часов – 2 год обучения.
Формы обучения и виды занятий по программе : групповые и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного танца, могут участвовать учащиеся разных классов в зависимости от необходимости.
Срок освоения программы : 2 год
Режим занятий: Продолжительность занятия 1 года обучения – 2 раза в неделю по 2 часа, 144 часа год, а 2 года обучения – 3 раза в неделю по 2 часа, 216 часов год.
1.2 Цель и задачи программы :
- Цель программы : способствовать формированию танцевально-ритмических умений и навыков и основ сценического поведения обучающихся.
- Задачи программы :
1 .Предметные
Сформировать систему теоретических знаний о танцах; дать знания учащимся в танцевальной области – народной, бальной, современной; научить ориентироваться в жанрах и стилях музыки;
2 .Метапредметные
Развивать танцевальные способности, чувство ритма и музыкальности, мотивацию к танцевальному виду деятельности; сформировать необходимые для занятия способности: внимание, память, воображение.
3. Личностные
Привить интерес к танцевальным жанрам (народным, бальным, современным, истокам возникновения народных танцев; способствовать формированию эстетического вкуса, чувства прекрасного.
Программой предусмотрено формирование универсальных учебных действий:
Личностные: учащийся осознаёт смысл учения и понимает личную ответственность за будущую работу; учащийся способен к волевому усилию; ребёнок умеет адекватно реагировать на трудности и не боится делать ошибку.
Регулятивные: учащийся перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий; у учащегося сформирован внутренний план действий.
Познавательные: у ребёнка сформулированы умения анализа и синтеза; ребёнок умеет вести поиск и выделять необходимую информацию; ребёнок умеет слышать и слушать информацию.
1.3 Содержание программы :
Учебный план 1 год обучения
№
п/п Тема Количество часов Формы аттестации/контроля
Теория Практика Всего
1. Введение. Азбука танцевального движения. 1 3 4 прослушивание
2. Понятие о координации движений, о позиции рук и ног. Классический танец. 3 25 28 зачёт
3. Основы народного танца. 5 25 30 Творческий отчёт
4. Современный танец. 6 43 49 Творческий отчёт
5. Репетиции.
Постановка танцев. 43 43 Творческий отчёт
6. Итоговое занятие. 4 4 Отчётное выступление
Итого: 6 138 144
Содержание программы
1. Введение. Азбука танцевального движения.
Теория: Понятие о выразительных средствах эстрадного бального и народных танцев. Азбука природы танцевального движения. Постановка корпуса. Позиции ног, рук, головы. Упражнения для головы, корпуса. Инструктаж по безопасному исполнению упражнений и танцевальных движений.
При поступлении в танцевальное объединение каждый ребенок и подросток диагностируется по восьми показателям: осанка, выворотность, подъем стопы, танцевальный шаг, гибкость тела, прыжок, координация движений, музыкально – ритмическая координация.
2. Понятие о координации движений, о позиции рук и ног. Классический танец. Теория: Понятие об особенностях бального танца, о темпераменте, о чувстве ритма, о музыкальном слухе и координации движений.
Практика: Элементы бального танца. Основные шаги танца.
3. Основы народного танца.
Теория: Понятие народный танец. Его характеристика.
Практика: Ходы русского танца : простой, переменный, с ударами, дробный. Элементы русского танца : «веревочка», «моталочка», «молоточки»,«топор», вынос ноги на каблук, вперёд, в сторону и т. д.
4. Современный танец.
Теория: понятие современного танца. Его характеристика и основные элементы.
Практика: Разучивание разминок. Постановка современных танцев с элементами диско.
5. Репетиции. Постановка танцев.
Практика: Отработка позиций рук, ног, корпуса, головы в танцах разных видов. Тренинг танцевальной пластики. Отработка исполнительского мастерства.
6. Итоговое занятие.
Отчётное выступление.
2 год обучения
Задачи:
Предметные:
- закрепить навыки, полученные ранее, усвоить новые знания, умения, навыки;
- положение «стоя боком к станку», держась одной рукой;
-обучить правилам постановки рук, группировки пальцев в классическом танце;
-сформировать навык выворотного положения ног «пятка против пятки» в батман тандю с 1-й позиции (вперед, назад, в сторону, а также в положении «носок против пятки» в движениях с 5-й позиции;
- научить различать особенности маршевой музыки (спортивной, вальсов (быстрых, медленных);
- научить различать особенности медленных хороводных и быстрых плясовых ритмов, чувствовать характер музыки;
- подготовить двигательный аппарат обучающихся к исполнению танцевального материала различного характера, разнообразных жанров, различной степени технической трудности;
Метапредметные:
- развивать пластичность, координацию, хореографическую память, внимание;
- активизация мышления, развитие творческого начала.
Личностные:
- формировать общую культуру, художественно-эстетического вкуса;
- сформировать навыки коллективного общения;
1.3. Содержание программы :
Учебно-тематический план
2 года обучения
№ Тема В том числе
Всего
(часов) Формы аттестации/контроли
Теория
(часов) Практика
(часов)
1 Вводное занятие 2 8 10 наблюдение
2 Элементы народного танца 8
43
51
наблюдение
3 Элементы классического танца. 12 42 56 наблюдение
4 Современный танец 12 72 82 Показательное выступление
5 Репетиционная и концертная деятельность - 13 13 наблюдение
6 Итоговое занятие 4 4 Творческий отчёт
Итого: 34 182 216
Содержание:
1. Вводное занятие
Теория: Вводное занятие. Знакомство с инструкциями по ТБ, ППБ, ПДД, правилами поведения в учреждении. «Урок дорожной азбуки» - беседа.
Цели и задачи нового учебного года. Перспективный план работы по подготовке новых постановок.
Практика: Повторение позиций рук и ног. Упражнения на осанку, гибкость, выворотность.
2. Элементы народного танца
Теория: Сюжеты и темы танцев. Сказки, былины, игры для детей разных национальностей, общее в них и разное. Правила народных движений. Источники народных тем, сюжетов, движений, их связь с образом жизни народов. Показ иллюстраций национальных костюмов.
Практика: Закрепление движений: скольжение, переступания, ходы, притопы, дроби. Постановка танца «Я на горку шла».
3. Элементы классического танца
Теория: Дисциплина – классический танец как основа обучения. Беседа о хореографическом искусстве.
Практика: Экзерсис у станка:
Позиция ног – I, II, III.
Demi – plie в I и II позиции.
Relive по I и II позиции.
Ритмические упражнения с музыкальным заданием (простой ход, бег на полупальцах). Начало и окончание движения вместе с музыкой, различение музыкальных частей. Движение в различных темпах. Определение характера музыки словами и передача изменения характера в движении по точкам зала 1-8.
Построения и перестроения. Построение в колонну по одному и по два, перестроение из колонны по одному в пары и обратно, на месте и на шагах. Построение в шеренгу, в круг, сужение и расширение круга, свободное размещение в зале, построение «цепочкой», построение «воротца».
4. Особенности современных танцев
Теория: Понятие современного танца. Базовые упражнения. Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым
Практика: Музыкальные игры, упражнения на развитие пластичности. Отработка танцевальных движений.
5. Репетиционная и концертная деятельность
Репетиция – отработка и соединение элементов.
Концертная деятельность – участие в праздниках.
6. Итоговое занятие
Отчётное выступление
1.4. Планируемые результаты
1 .Предметные
Будет сформирована система теоретических знаний о танцах; смогут владеть знаниями в танцевальной области – народной, бальной, современной; научатся ориентироваться в жанрах и стилях музыки;
научаться самостоятельно разрабатывать свою хореографию.
смогут овладеть рядом знаний и навыков, дающих возможность создания репертуара, построенного на характерных шагах и элементах народного танца.
Смогут соединить маленькие фрагменты в сюиту, представляющую красочную картину разных танцев.
2 .Метапредметные
Будут развиты танцевальные способности, чувство ритма и музыкальности, мотивация к танцевальному виду деятельности; будут сформированы необходимые для занятия способности: внимание, память, воображение.
3. Личностные
Будет привит интерес к танцевальным жанрам (народным, бальным, современным, истокам возникновения народных танцев; будут сформированы эстетический вкус, чувство прекрасного.
Смогут создать веселые и задорные танцы, построенные на подскоках, шагах и изобразительных движениях.
Получат развитие личностных качеств обучающихся (терпение, желание добиться хорошего результата, настойчивость, овладеют умением проявлять свою индивидуальность, выработают свой образ.
Методы занятий:
Словесный (объяснения, замечания)
Наглядный (личный показ педагога)
Практический (выполнение движений)
Структура занятий:
Подготовительная часть (разминка)
- Прослушивание музыкальных произведений.
Основная часть (разучивание нового материала)
- Разучивание отдельных элементов, движений.
- Целостное разучивание движений.
Заключительная часть (закрепление выученного материала)
- Повторение танцевальных элементов воспитанниками.
- Анализ.
Показатели качества усвоения ребёнком программного материала.
1. Умение двигаться в соответствии с характером музыки.
2. Выразительность мимики и пантомимики.
3. Развитие чувство ритма, умение определять на слух музыкальные жанры.
4 .Умение выполнять импровизацию под музыку, придумывая танцевальные движения в соответствии с образом.
5. Развитые двигательные навыки: координация движения, точность выполнения танцевальных движений, пластичность.
6 . Слаженная работа в коллективе: умение вести себя в паре, в коллективе.
Выход результатов: выступление на праздниках торжественных и тематических, показательное выступление перед родителями, участие в конкурсах.
Педагогические технологии используемые в программе :
- технология коллективного сотрудничества;
- игровая технология
В соответствии с возрастом учащихся подбираются групповые и ролевые игры
с использованием элементов хореографии, пантомимы. Дети создают образы
сказочных героев, птиц, животных, героев мультфильмов. Во вре мя игры
выстраивается коммуникация между детьми, детьми и педагогом.
Преподаватель пред лагает учащимся двигаться под музыку, передавая
характер, оттенки музыки. Все это создает положительный настрой на
занятиях, вызывает интерес к заня тиям и стремление овладеть
необходимыми умениями и знаниями.
- здоровьесберегающая технология обеспечивает относительную стабильность состава
обучающихся; динамику прироста показателей общей физической
подготовленности, уровень освоения основ гигиены и самоконтроля.
1. Укрепление здоровья и гармоничное развитие форм и функций
организма занимающихся.
2. Формирование правильной осанки и гимнастического стиля
(«школы») выполнения упражнений.
3. Начальная техническая подготовка.
4. Начальная хореографическая подготовка.
5. Начальная музыкально-двигательная подготовка.
Методы
• Индивидуально-дифференцированный подход, физические нагрузки дозируются с учётом возрастных особенностей и физической подготовленности детей. Педагогами используются методики чередования интенсивности и релаксации в обучении.
• Фронтальный метод позволяет следить за действиями всех одновременно, используя в ходе разучивания простых движений, когда обучающиеся способны сразу овладеть показанными упражнениями, обеспечивает большую плотность занятий.
• Групповой метод позволят объединять обучающихся в малые группы по уровню их подготовленности, варьируя степень нагрузки и интенсивность выполнения упражнений.
• Индивидуальный метод обеспечивает индивидуальный подход к обучающимся, позволяет исправлять ошибки, воспитывает навык самостоятельных занятий.
Занятия в объединении направлены на общее развитие учащихся, на приобретение устойчивого интереса к занятиям танцами в дальнейшем, но не может дать детям профессиональной хореографической подготовки. Поэтому учебный материал включают в себя лишь элементы видов танцев, объединенных в отдельные танцевально тренировочные комплексы, игры и танцевальные композиции.
Работа ведется определенными периодами – циклами. В течение месяца педагог разучивает с детьми материал одного из разделов. Первая неделя цикла отводится освоению новых знаний. Вторая – повторению пройденного материала с некоторыми усложнениями, дополнениями. Третья, четвертая – окончательному закреплению пройденного материала. Такой метод позволяет детям более последовательно и осмысленно вживаться в изучаемый материал. Но при этом ошибочно рассматривать отдельные разделы, как наиболее ответственные и главные, т. к. освоение программы зависит от общей суммы знаний и навыков.
Кроме основных разделов занятия включают в себя упражнения на развитие ориентирования в пространстве, ритмическую разминку на развитие групп мышц и подвижность суставов, вспомогательные и координирующие упражнения, упражнения с предметами, упражнения на импровизацию.
3. Список литературы
Для педагогов:
1. Васильева-Рождественская М. Историко-бытовой танец. М. 1987
2. Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта / / Г. Д. Горбунов. 3-е
изд., испр. М. : Советский спорт, 2007. – 296 с. : ил.
3. Захаров В. М. Танцы народов мира. М., 2001.
4. Захаров Р. Сочинение танца. М. Искусство, 1989
5. Ладыгин Л. Музыкальное содержание уроков танца//Современный бальный танец. М. :Просвещение, 1996. 200 с.
6. Мельников В. Н. Психология //Учебник для институтов физической
культуры. М. : Физкультура и спорт, 1987. 138 с
7. Ткаченко Т. Народный танец. М. 1967
Для обучающихся:
1. Баранов П. Б. развитие артистизма у детей в детских хореографических коллективах//Дополнительное образование. 2003.№11. с. 12-20
2. Бореев Ю. Б. Эстетика. М. :Высшая школа,2002.511 с.
3. Браиловская Л. В. Самоучитель по танцам. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
4. Васильева Т. К. Секрет танца. Санкт-Петербург: Диамант, 1997.
5. Новиков С. Ю. Любимые праздники. М. : ACT - ПРЕСС СКД, 2003.
6. Смирнова М. В. Классический танец. Выпуск 3. М., 1988.
7. Шишкина В. А. Движение + движение. М. : Просвещение, 1992.