МААМ-картинки

«Мой прадедушка — герой Великой Отечественной войны». Краеведческий проект

Оксана Полежаева
«Мой прадедушка — герой Великой Отечественной войны». Краеведческий проект

Содержание.

Введение…3.

1. Мой прадедушка – Участник Великой Отечественной войны…5.

1.1 Детство и юность моего прадедушки…. 6.

2. Военное время…. 7.

3. Послевоенное время….9.

Заключение…. 10.

Список источников и интернет-ресурсов….11.

Приложение …12.

Война ещё исчезнуть не готова.

Те годы – миллионы личных драм.

А потому, давайте вспомним снова

Всех тех, кто подарил Победу нам.

Петр Давыдов

Введение

Публикация «„Мой прадедушка — герой Великой Отечественной войны“, Краеведческий проект» размещена в разделах

Каждую весну мы встречаем долгожданную Победу! С каждым годом мы все дальше от страшных лет. Но, несмотря на давность событий, потомки ветеранов войны и все россияне продолжают вспоминать героизм людей, которые отдавали свою жизнь за нашу возможность жить и радоваться миру.

Война – это горе и слезы. Скоро будет 75 годовщина с той поры, как отгремели последние выстрелы Великой Отечественной войны. Тысячи людей прошли через все испытания и мучения самой тяжелой войны 1941-1945 годов. Тяжелые годы испытаний выпали на судьбы советского народа: погибали отцы, братья, сыновья, мужья. Боль и утраты войны не обошли стороной ни одну семью. Поэтому тема Великой Отечественной войны навсегда останется актуальной, а День Победы – 9 мая – самым трогательным, самым душевным праздником страны.

Когда шла Великая Отечественная война, на свете не было ни меня, ни моих родителей. Но я много слышал о войне, ведь горе и беда не обошли стороной, война вошла в каждый дом. Я всегда слышал в семье, что у меня есть прадед, который участвовал в Великой Отечественной войне. Мне захотелось побольше узнать о моём прадедушке и рассказать о нём всем.

В семейном архиве хранятся медали моего прадедушки, но я столкнулся с проблемой: слишком мало знаю о трудном и героическом периоде в жизни моего прадедушки, о том, как он прошел через страшные испытания в Великой Отечественной войне. Поэтому я хочу посвятить свою работу прадедушке и считаю тему работы актуальной, так как испытания, через которые прошел русский народ нельзя забывать ни при каких обстоятельствах.

Цель работы: Собрать сведения о своем прадедушке Полежаеве Петре Ивановиче.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить семейный архив (фотографии, военный билет, другие документы) времён Великой Отечественной войны.

2. Разыскать информацию об участии моего прадеда в боевых действиях;

3. Узнать судьбу моего прадеда и его семьи в послевоенные годы.

Гипотеза исследования: мой прадедушка был защитником Родины, принимал участие в Великой Отечественной войне и внёс посильный вклад в Великую Победу.

Объект исследования: Великая Отечественная война

Предмет исследования: вклад прадеда в победу над фашисткой Германией.

Методы исследования: изучение семейного архива, беседы с родственниками, сопоставление полученных фактов биографии прадедушки с историей страны, анализ и обобщение собранной информации.

1. Мой прадедушка – Участник Великой Отечественной войны

1.1 Детство и юность моего прадедушки.

Мой прадедушка Полежаев Пётр Иванович родился 30 января 1926 года в селе Большой Ут. Мать Филиппова Таисья Егоровна, отец Полежаев Иван Макарович были крестьянами, жили скромно, имели хозяйство. В семье было пять сыновей и три дочери. Мой прадедушка первым сыном, то есть старший сын. Окончив неполную школу (7 классов) в июне 1941 года. А чрез неделю началась война. Председатель колхоза взял выпускника школы к себе в контору помощником секретаря. Пётр в поле рвался, хотел стать трактористом, но председатель был неумолим: «Найди себе замену из грамотных, тогда отпущу» Но 14 октября 1943 года пришла долгожданная свобода от канцелярщины – повестка из райвоенкомата.

2. Военное время

Полежаев Пётр Иванович – дедушка моего папы. Именно он поделилась со мной биографическими данными о прадедушке.

Собрав нехитрые пожитки и продукты, 17- летний паренёк добрался до 8-й окружной школы снайперов в городе Красноуфимске, в военном городке на улице Мизерова (приложение 1).

И начались трудные дни учёбы, дежурств: в карауле, наряды, патрулях. Прадед научился метко стрелять из снайперской винтовки, маскироваться, вести наблюдения с помощью бинокля и через прицел… Самым тяжёлым считались занятия по самоокапыванию из положения лёжа (под огнём противника, рытьё окопов, траншей, ходов сообщения.

В августе 1944 года снайперов и бойцов стрелковых рот погрузили в «телятники» и отправили на фронт. В составе отделения снайперов рядовой Полежаев попал в первую роту второго батальона 234-го стрелкового полка. Дивизия и весь фронт вели наступление в направление Литвы. В предыдущих боях полк понёс большие потери. Комполка, приняв пополнение, поставил задачу командирам: наступать! Первый бой – первые потери. Петр плохо соображал, что вокруг происходит. Молодого снайпера матушка-земля шатала, как моряка на публике в шторм. Да всем молодым бойцам было страшно, словно попали в ад кромешный: взрывы авиабомб и снарядов от сотен орудий и миномётов, стрельба из всех видов оружия слились в страшный гул. Он парализовал разум, хотелось бежать, спрятаться где-то. Но Пётр пересилил это адское наваждение и повел огонь из своей винтовки. Это правило в чувство, добавило уверенности. Он целился во врага и стрелял, стрелял….

Полк выполнил задачу - крепленная высота была взята. К тому времени командиры научились воевать и взаимодействовать со всеми родами войск. Штурмовики «ИЛы» и «Катюши», 152-мм пушка так проутюжили высоту, что первую и вторую немецкие траншеи наши прошли почти без боя. На третью траншею пехотинцы шли вслед за танками и самоходками, и быстро овладели ею. Немцы бросились бежать, часть из них сдалась в плен – надоело воевать.

12 января 1945 года соединению была поставлена задача: наступать на город Мемель (Клайпеда, что на берегу Балтийского моря. Прибалтийская группировка фашистов насчитывала более миллиона солдат и офицеров, сотни танков и тысяча орудий. В основном это были прибалтийские и немецкие эсэсовцы. Защищались они отчаянно, знали, что пощады не будет. После мощной артподготовки следовало наступление стрелковых частей, усиленных артиллерией, миномётами и снайперами. Пё тр Полежаев действовал по обстановке: выискивал офицеров и бил наверняка. Хорошо помог своей роте, которая первой закрепилась на окраине Мемеля. Подоспели ещё две роты из второго батальона месте с приданной ротой минометчиков. Советские бойцы усилили натиск, и полк занял город (приложение 2).

Бои, начатые 12 января 1945 года, неожиданно закончились днем 8 мая. Установилась гнетущая тишина. Никто ничего не мог понять, пока в расположение полка не прибежал почтальон с белым флагом и не закричал: «Капитуляция, капитуляция, фашисты сдались!» Тишину нарушили автоматные и пулемётные очереди, стрельба из карабинов, винтовок, пистолетов, крики «Ура-а!». А через сутки сообщили о Победе! И снова ликование и стрельба. Но теперь к радости приблизились слезы печали – поминали погибших товарищей.

3. Послевоенная жизнь.

Продолжил армейскую службу младший сержант Пётр Полежаев в самом южном городе Советского Союза – Кушке. Горная местность с разряженным воздухом, скудная растительность, сильная жара летом, а зимой морозы и пронизывающие сильные ветра делали службу трудной. Засыпали под вой «фашистов», так прозвали шакалов, которые в ночной тиши устраивали «симфонические концерты». Но все тяготы службы преодолел уралец. В звании старшего сержанта Пётр Полежаев в 1948 году вернулся на Урал, в родное село.

С работой тогда было не просто. Разнорабочим – пожалуйста, а на престижную профессию надо учиться. А ведь в семье восемь детей, израненный отец да мать с больной спиной. Петра, старшего из детей, ждали с нетерпением. И он долг перед семьей выполнил – полтора года на совесть работал грузчиком. А ту и два брата подросли и Петра заменили в колхозе. И председатель колхоза отправил молодого фронтовика ка курсы шоферов. Три месяца учебы плюс два месяца стажировки – и заветные права в кармане.

Начинал, как и все, со старенькой «полуторки» (приложение 3).

Потом дали газогенераторный ЗИС-5 (приложение 4, а в 60-м году получил новый грузовик ГАЗ-51 (приложение 5).

Дорог тогда практически не было, машины вязли в грязи, их тянули тракторами. Зимой часто работали лопатой – откапывал машину от снега, отогревал двигатель паяльной лампой, лёжа на снегу. Но работал отлично, план всегда перевыполнял…

Вскоре встречает свою любимую Зою Ивановну (приложение 6, родили сына – Валерия и двух дочерей – Ольгу и Римму. У прадеда 8 внуков и 16 правнуков, и 2 праправнука (приложение 7)

Заключение

Выбранная мной тема проекта не только актуальна, но и интересна и имеет практическую значимость. Все дальше и дальше от нас годы войны. Мое поколение родилось под мирным небом, но в наших сердцах будет жить память о тех, кто отдал свою жизнь для того, чтобы у нас была счастливая жизнь.

Благодаря этому проекту мне удалось проследить боевой путь моего прадеда Полежаева Петра Ивановича и глубже изучить историю своей семьи. Данная работа доказала, что в нашей семье есть предок, которым мы гордимся. Для нас служит примером силы, отваги, мужества и любви к своей Родине.

С каждым годом остается все меньше живых свидетелей кровавой схватки, и на торжественный парад почти не приходят ветераны войны. В районе осталось мало ветеранов той страшной войны, но память о них живёт в наших сердцах.

Нам, подрастающему поколению необходимо чтить память о погибших в годы Великой Отечественной войны, уважать тех, кто остался жив, трепетно относиться к их воспоминаниям. Мы должны предвидеть, что через несколько лет не останется ни одного ветерана войны, а память о них должна передаваться из поколения в поколение.

Я считаю, что в этой работе я узнал о судьбе и военном подвиге Полежаеве Петре Ивановиче, участнике Великой Отечественной войны.

Гипотеза, поставленная в начале работы, нашла подтверждение: мой прадед был защитником Отечества и своими подвигами приблизил Победу в этой страшной войне.

Источники

Материалы семейного архива:

• Записи из семейного архива

• фотоматериалы

• личные документы прадеда

• рассказ дочери Берсенёвой Ольги Петровны и моего папы Полежаева Алексея Валерьевича

• Заметки из газеты «Наш путь» от 18 апреля 2013 г

Интернет-ресурсы

• сайт Бессмертный полк

• podvignaroda.mil.ru

• Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

70-летию Великой Победы посвящается! Рассказ о моих родных, которые воевали в годы Великой Отечественной войны70-летию Великой Победы посвящается! Рассказ о моих родных, которые воевали в годы Великой Отечественной войны Великая Отечественная война 1941-1945 г. оставила страшный след в истории нашей Родины!Буквально из каждой семьи на фронт уходили мужья,сыновья.

Аппликация «Открытка для ветерана Великой Отечественной войны»Аппликация «Открытка для ветерана Великой Отечественной войны» Аппликация «Открытка для ветерана Великой Отечественной войны» В преддверии праздника Победы, мы с ребятами изготовили открытки ветеранам.

Фотоотчет о посещении ветерана Великой Отечественной войныФотоотчет о посещении ветерана Великой Отечественной войны В преддверии Дня Победы воспитанники подготовительной к школе группы «Калинка» из детского сада №1 «Колокольчик» посетили ветерана Великой.

Я горжусь своим дедушкой — Ветераном Великой Отечественной войны!Я горжусь своим дедушкой — Ветераном Великой Отечественной войны! Мой дедушка, - Меньков Сергей Иванович. Родился он в Вологодской области Грязовецком районе Лежском сельсовете деревне Зимняк 6 октября.

Консультация для родителей «Салюты Великой Отечественной войны» — историяКонсультация для родителей «Салюты Великой Отечественной войны» — история Традиция отмечать крупные победы Советской армии артиллерийскими салютами появилась в 1943 г. По свидетельству современников, автором.

Краткосрочный проект «Военная техника времен Великой Отечественной войны» (для дошкольников 4–5 лет) Проблема: недостаточный уровень знаний о Великой Отечественной войне. Цель: формирование нравственно-патриотических чувств у детей, основанных.

Конспект НОД «Родной город в годы Великой Отечественной войны»Конспект НОД «Родной город в годы Великой Отечественной войны» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы, продуктивная.

Проект «Мой прадедушка — герой»Проект «Мой прадедушка — герой» Проект «Мой прадедушка - герой!» Вид проекта: познавательно-творческий Время реализации: краткосрочный - 2 недели (февраль) Участники проекта:.

Встреча с ветеранами Великой Отечественной войныВстреча с ветеранами Великой Отечественной войны Великою победу одержал наш народ в великой отечественной войне 1941-1945 году. Нелегко досталось стране эта победа. Сегодня к нам в детский.

Встреча с ветераном Великой Отечественной войныВстреча с ветераном Великой Отечественной войны В рамках реализации мероприятий посвящённых 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945 г. г. в Воронежской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Мой прадедушка — герой Великой Отечественной войны». Краеведческий проект
Опубликовано: 13 февраля 2020 в 13:42
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 мая. День ложкаря. Передвижка «История русской ложки»

17 мая — народный праздник всех ложкарей и баклушников. Так издавна называли на Руси мастеров, которые изготавливали из древесины заготовки — баклуши, чтобы затем искусно вырезать из них деревянные...

16 мая. День динозавров. Передвижка «Динозавры»

Динозавры – загадочные животные, некогда населявшие нашу планету. Откройте детям их тайну – расскажите об этих исчезнувших обитателях Земли!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД