МААМ-картинки

Музейная педагогика как основа социализации личности обучающегося в условиях среднего профессионального образования

Прозорова
Музейная педагогика как основа социализации личности обучающегося в условиях среднего профессионального образования

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ОСНОВА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОЗОРОВА Н. Н.

ГБПОУ «Курсавский региональный колледж «Интеграл»

…воспитывает всё : люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги

А. Макаренко

Публикация «Музейная педагогика как основа социализации личности обучающегося в условиях среднего профессионального образования» размещена в разделах

В современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Различные партии, фракции, организации, религиозные концессии, национальные объединения формулируют свои, нередко противоположные друг другу цели воспитания. Вопрос о них представляется сейчас особо значимым еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан. В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации обучающихся. Ранее это были отряды октябрят, пионерское движение, комсомольские организации, популярно в среде подростков было тимуровское движение. Однако подобные формы организации досуга подростков, молодёжи остались в истории нашего Отечества, а изменившаяся социально - экономическая обстановка в стране, потребовала появления новых подходов и методов активизации обучающихся.

В ходе модернизации образования, одной из основных задач в преподавании таких общеобразовательных дисциплин как «история», «обществознание» согласно новым требованиям ФГОС ставится задача не только приобретение новых знаний, развития умений и навыков, но и духовное, гражданское становления личности. Но в силу сложившихся условий практически каждый преподаватель сталкивается с проблемой: не получившие личностной окраски знания, становятся багажом, в котором студент не видит практической пользы. С целью оптимизации образовательного процесса в 2005 году в ГБПОУ «КРК «Интеграл» был открыт музей истории.

Считаем, педагогическая деятельность в музейной среде - синтез воспитания, развития и обучения, который позволяет эффективно осуществлять передачу социального опыта, поскольку предусматривает следующие формы взаимодействия:

педагог - обучающийся : подготовка и реализация социальных проектов, круглый стол, экологические акции, квесты, уроков мужества, внеаудиторные мероприятия, конкурс-фестиваль, просмотр кинофильмов, тематические классные часы, участие в олимпиадах, конкурсах, «ТУРИАДА ПОБЕДЫ», экскурсии и т. д. ;

педагог – социальный педагог : инструктивно-методические семинары, открытые мероприятия, круглые столы, фокус - группы, УМО, методические разработки, подготовка и организация предметных квестов, акций, внеаудиторных мероприятий и т. д. ;

обучающийся – обучающийся : межличностное, диалогическое, работа в группе на основе сотрудничества, обсуждение, планирование и реализации социальных проектов, подготовка к конкурсам, акциям, квестам и т. д.

Организация подобной деятельности дает возможность взвешенно определять траекторию личностного развития каждого субъекта воспитательного процесса, выбора среды общения, личностной мотивации, а разнообразие форм и методов работы приводит к положительным результатам и позволяет отследить формирование нравственных категорий у обучающихся, таких как патриотизм, гражданственность, толерантность.

Музей колледжа, за годы работы, стал местом осуществления культурно-исторической идентификации, диалога времён, людей и музейных предметов. В музейной практике – организация и проведение тематических выставок, виртуальных экскурсий, которые создают условия для непосредственного вовлечения обучающихся в профессиональную музейную коммуникацию.

Виртуальная экскурсия - это новый эффективный презентационный инструмент, с помощью которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого реального места широкой общественности - будь то страна, город национальный парк, музей и т. д. [5, с. 1154-1157]. Виртуальная экскурсия – программно-информационный продукт, предназначенный для интегрированного представления видео-, аудио - графической и текстовой информации. Это мультимедийная фотопанорама, которая, в отличие от видео или обычной серии фотографий, обладает интерактивностью. Так, в ходе интерактивной экскурсии можно приблизить или отдалить какой-либо объект, посмотреть вверх-вниз, оглядеться по сторонам, подробно рассмотреть всю панораму изучаемого объекта или отдельные детали его интерьера, через активные зоны переместиться из одной панорамы в другую, например, погулять по залам музея и т. п. Таким образом, не покидая кабинета, в нужном темпе и заданной последовательности можно, обойти весь объект изнутри и даже осмотреть его снаружи. Виртуальная экскурсия представляет собой наглядный процесс познания, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях музеев, выставок, храмов и т. д.

Являясь специфической формой познания, виртуальная экскурсия дает возможность обучающимся получить значительный объем информации; формирует способы мыслительной деятельности: всестороннее восприятие объекта, наблюдение, изучение, исследование; вызывает повышенный интерес к работе и на основе этого более углубленное и прочное усвоение материала.

Как демонстрирует опыт работы подготовка и проведение экскурсионной работы в рамках поисково-исследовательской музейной деятельности - одно из эффективных средств обучения и воспитания. Принимая активное участие в создании новых экспозиций в музее, педагоги и обучающиеся, помимо решения задач совершенствования содержания и методов обучения и воспитания, вносят неоценимый вклад в дело выявления, собирания, сохранения и использования объектов исторического наследия. Музейные экспонаты имеют уникальную возможность воздействовать на интеллект обучающихся, волевые и эмоциональные процессы, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знания, суждения, оценки.

Эффективность организации и проведения экскурсии на достаточно высоком уровне ее содержание требует от педагогов и обучающихся тщательной предварительной подготовки. Считаем целесообразным выделить следующие этапы работы над созданием выставки и подготовки экскурсии: подготовительный, основной, заключительный.

В ходе подготовительного этапа проводится следующая работа: создание рабочей группы преподавателей и обучающихся с целью подготовки и презентации исторической выставки; определение темы, места и времени (периода) проведения выставки. При выборе темы выставки важно учитывать задачи, стоящие перед поисково-исследовательской музейной группой на текущий учебный год и образовательного учреждения в сфере гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания. Составление тематико-экспозиционного плана мероприятия, который традиционно содержит следующую информацию: тема, место проведения, сроки проведения, цели, задачи, композиционное построение выставки: композиционный центр выставки, место расположения экспонатов, тематика выставочных работ, тип выставочных работ и критерии их отбора, требования к оформлению выставочных работ, дополнительное оформление выставки (эстетические дополнения). Составление тематико-экспозиционного плана экскурсии позволит максимально содержательно и организованно подготовить и провести выставку любого уровня. В рамках основного этапа обучающиеся подбирают экспонаты выставки, работают с выставочным помещением, оформляют выставку. Прежде всего, необходимо помнить, что подготовка выставки в музее – это организованное педагогическое мероприятие, способствующее решению целого рода педагогических задач, а не украшение интерьера образовательного учреждения. Выставка должна иметь: название, композиционный центр, необходимые информационные и литературные дополнения, эстетическое оформление.

Применение основ музейной педагогики в профессиональной образовательной организации на практике позволяет акцентировать внимание обучающихся на развитие активной гражданской позиции, социальной активности, а в сочетании с деятельностным подходом формировать в субъекте обучения готовность продуктивно самоорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленных целей.

Теоретически и методически обоснованная система воспитания и образования на базе музея способствует реализации следующих задач социализации и инкультурации :

• получение и углубление знаний ( у этой задачи двойная направленность: с одной стороны, на систематизацию знаний и раскрытие законов природы и общества; с другой - на познание человеком самого себя);

• формирование мировоззрения и гражданской позиции (усваивая культурно-исторический опыт, расширяя свои представления об образе жизни, традициях, обычаях, морали, человек учится классифицировать и отбирать духовные ценности, вырабатывать собственные приоритеты и позиции);

• формирование эстетических идеалов (достижения и идеалы прошлого, эмоционально окрашенные средствами изобразительного искусства, дизайна, музыки, цвета, способны формировать представления об отношениях, поступках, стремление утверждать красоту человеческих отношений в повседневной жизни и нетерпимость к безобразному во всех его проявлениях);

• усвоение духовно-нравственных образцов (стержневым качеством любого индивида является нравственность, рецепты которой могут быть раскрыты на историческом опыте);

• историко-патриотическое воспитание (главное преимущество музея как института историко-патриотического воспитания проявляется в том, что, используя эффект достоверности и наглядности экспонатов, он может обеспечить чувство сопричастности к жизни и культуре предков и раскрыть историю в ее динамике).

Обращение же к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры. Поэтому музей, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры, позволяет создать условия для социального партнёрства и успешной социализации личности.

Используемая литература:

1. Алексеева Е. В. Музей в школе : практикум, Москва, НП СТОиК, 2000г.

2. Воронович В. М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В. М. Воронович. - 2007.

3. Васичева Э. В., Иванова Л. М., Соколова Т. А. Музейная педагогика в образовательном пространстве школы / Методист. - № 7. - 2007. - С. 53-59.

4. Кареонов В. А., Фаизова В. К. Современные педагогические технологии в вопросах и ответах: методическое пособие, Саратов, 2002г.

5. Митриковская М. С. Музейная педагогика в школе // Молодой ученый. - 2016. - №9. - С. 1157.

6. Следзевский И. В. Гражданско-патриотичнеское воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия / И. В. Следзевский // Преподавание истории в школе. – 2007. – № 7. – С. 10-15.

7. Троицкий Ю. Л. «Дети пишут историю», «Преподавание истории в школе» №1, 1999г.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Музейная педагогика»Консультация для педагогов «Музейная педагогика» В начале 80 –х годов XXвека в нашей стране появилось такое понятие как музейная педагогика. Музейная педагогика направлена на решения задач.

Конспект урока истории для учащихся учреждения среднего профессионального образования на тему «Куликовская битва» Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Купинский межрайонный аграрный лицей» Методическая.

Курсы Повышения Квалификации «Музейная Педагогика» 2015 год.Курсы Повышения Квалификации «Музейная Педагогика» 2015 год. Вот и подошло очередное время проходить курсы повышения квалификации. Спасибо, что сейчас можно самому выбрать, те курсы, которые ты сам.

Музейная педагогика в детском саду. Мини-музей в группеМузейная педагогика в детском саду. Мини-музей в группе Музейная педагогика в детском саду Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Творчески мыслящий педагог.

Музейная педагогика как современная педагогическая технологияМузейная педагогика как современная педагогическая технология В настоящее время проблема патриотического воспитания актуальна и требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания.

Консультация «Музейная педагогика в ДОУ»Консультация «Музейная педагогика в ДОУ» Музейная педагогика в ДОУ В последнее время отечественная педагогическая наука терпит значительные изменения в контексте внедрения новых.

Музейная педагогика в ДОУ. Оформление стенда к 9 маяМузейная педагогика в ДОУ. Оформление стенда к 9 мая Музейная педагогика в ДОУ В 2020 году наша страна отмечает 75-летие Великой Победы над фашизмом. Подготовка к этой памятной и дорогой сердцу.

Музейная педагогика в ДОУ. Мини-музей народных промыслов в средней группеМузейная педагогика в ДОУ. Мини-музей народных промыслов в средней группе "Мини- музей в группе - это не просто выставка старины или прошлого, это действующее звено непрерывной образовательной деятельности" Эффективность.

Музейная педагогика в ДОУМузейная педагогика в ДОУ Музей – это шкатулка истории, где хранится бесценный опыт многих поколений; это учреждение, осуществляющее сбор, научное изучение и хранение.

Музейная педагогика в освоении литературных произведений детьми раннего возрастаМузейная педагогика в освоении литературных произведений детьми раннего возраста В широком понимании музейная педагогика – наука о воспитании средствами музея. Это составляющая в образовательной системе, способствующая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музейная педагогика как основа социализации личности обучающегося в условиях среднего профессионального образования
Опубликовано: 11 октября 2021 в 11:17
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД