Лучший педагог года

Музейная педагогика как средство формирования гражданских и патриотических чувств у детей в ДОО

Людмила Лунина
Музейная педагогика как средство формирования гражданских и патриотических чувств у детей в ДОО

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо именно с дошкольного возраста, так как дошкольный возраст является благоприятным периодом для воспитания патриотизма, любви к малой Родине и таких нравственных качеств, которые позволяют вырасти дошкольнику гражданином своей страны, умеющим оценить и сберечь историческое и культурное наследие.

Публикация «Музейная педагогика как средство формирования гражданских и патриотических чувств у детей в ДОО» размещена в разделах

Детские впечатления самые яркие и сильные, они остаются с человеком на всю жизнь, поэтому очень важно, как и в какой момент произойдёт первая встреча с культурой и историей родного края. Видится важным рассказать ребенку о том, где он живет, кто его предки, какова его малая родина, какая великая держава его страна. Дошкольное учреждение является начальным звеном системы образования РФ. Для решения задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников можно обратиться к музейно-педагогической деятельности.

Музейная педагогика - одна из инновационных технологий в сфере личностного воспитания дошкольников, создающая условия погружения личности в специально организованную пространственную среду. Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и дети. Именно музейная педагогика позволяет в условиях детского сада реализовать комплексные и дополнительные образовательные программы. Способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности. Так, в условиях детского сада создаются экспозиции и выставки на определенные темы, которые позволяют сформировать нравственно-патриотические чувства у детей дошкольного возраста. Важная особенность мини-музеев в ДОУ - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут участвовать в обсуждении его тематики, создавать экспонаты вместе с родителями и педагогом, проводить экскурсии, отражать полученные впечатления в рисунках.

Цель нашей работы: формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством музейно-педагогической деятельности.

При ознакомлении с историей малой родины, прежде всего, была организована поисковая деятельность: дети расспросили своих родителей, дедушек и бабушек об истории военно-морского флота, Великой отечественной войны, о реках и морях России. Взрослые поделились с ребятами своими знаниями, а дети в детском саду обменивались полученной информацией.

Коллектив нашего дошкольного образовательного учреждения неоднократно обращался к теме гражданского, патриотического и нравственного воспитания. В детском саду была организована работа по образовательным проектам «Моя Россия», «Военно-морской флот Российской Федерации» и др. С детьми проводили познавательные беседы на темы: «Голубые реки и синие моря России», «Военно-морской флот Российской Федерации», «Мы живем в России. Конституция». Кроме этого, были проведены такие акции как: «На страже мира и добра!», «Создаем музей вместе», «Окна Победы», «Мы помним, мы гордимся!», «Георгиевская ленточка». В ходе реализации этих проектов накопился огромный тематический и наглядный материал, и возникла идея создания мини-музея Военно-морского флота и боевой славы родной страны.

В нашем детском саду был организован музей Победы и флота. В музейной комнате экспонируются созданные детьми макеты и модели кораблей; экспонаты, связанные с морем и кораблями; энциклопедии и книги о морях и океанах России, о морских профессиях, об обитателях морского дна; Российская символика; созданные детьми фотоколлажи; предметы и игрушки тех времен и многое другое.

Совместно с родителями была создана мини – библиотеки детских книг о Великой Отечественной войне, которая позволяет формировать у детей активную жизненную позицию, представления о событиях тех памятных дней, о мужестве и стойкости солдат и мирных жителей города; воспитывать чувство гордости к воинам и защитникам Отечества, доброжелательное и заботливое отношение к ним. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Кроме того, для детей было проведено посвящение в экскурсоводы, которое позволило развить активность и инициативу детей.

В пространстве музея были проведены игры с детьми - Игра-путешествие «По морям, по волнам…», «Угадай по описанию», «Морская азбука»,

Также были организованы интерактивы, например, съемка мультфильма «Моя страна, моя Россия…», которая, с одной стороны, позволила сформировать навыки создания мультфильмов в технике пластилиновой анимации, а с другой стороны, закрепить представления детей о стране - России, ее символике, столице, природных богатствах, культуре, народах, традициях, праздниках.

Воспитанники самостоятельно проводили экскурсии в мини-музей флота детского сада для детей младшего возраста, рассказывали об экспонатах. Дети, являясь экскурсоводами в нашем музее, проводили экскурсии: «Путешествуй с нами!» для воспитанников старших групп; экскурсия–квест «Путешествуем на корабле» для Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов Автозаводского района; «Свистать всех наверх!» для учеников МБОУ «Школа № 59»; Квест-игра «Моя Россия!» совместно с родителями; экскурсия-квиз «Широка страна моя большая!» для родителей; экскурсия «Мы помним, мы гордимся!» для детей старших и подготовительных групп.

В результате проделанной работы у воспитанников появился устойчивый интерес к истории своего народа, чувство гордости за Отечество, уважительное отношение к старшему поколению, пополнились знания об исторических достопримечательностях Нижнего Новгорода; повысилась заинтересованность родителей к историческим событиям, к экспонатам мини-музея детского сада, возросло желание пополнить их архивными материалами своей семьи.

Музейная работа методически разнообразна и это разнообразие поражает своей новизной и размахом. Такая работа, способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, и главное помогает наладить сотрудничество педагогов с родителями.

Список использованной литературы:

1. Морозова А. Н. Музейная педагогика : Из опыта методической работы / Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. - М. : ТЦ Сфера, 2006.

2. Нестеренко Н. Мини-музеи в ДОУ/ Н. Нестеренко — Обруч, № 6, 2000. стр. 30–31.

3. Рыжова Н. А. Мини-музей в детском саду / Н. А. Рыжова, Л. В. Логинова, А. И. Данюкова — М. : Линка — Пресс, 2008.

4. Столяров Б. Педагогическая деятельность музея / Б. Столяров — Дошкольное воспитание, 2002, № 11. стр. 66.

5. Тихонова О. Г Дошкольнику о музейной культуре : Методическое пособие для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей / О. Г. Тихонова. — М. : АРКТИ, 2006.

Публикации по теме:

Формирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачествомФормирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачеством Казачество – это часть народной культуры, в которой складывались особые, вековые, связующие нити: слова, предметы быта, элементы обрядности.

Экскурсия как средство развития начала патриотических чувствЭкскурсия как средство развития начала патриотических чувств Историческое значение каждого русского великого человека измеряется его заслугами родине, его человеческое достоинство – силою его патриотизма.

Интегрированное занятие (музейная педагогика, ИЗО) для детей 6–7 лет «История русской куклы. Кукла-оберег»Интегрированное занятие (музейная педагогика, ИЗО) для детей 6–7 лет «История русской куклы. Кукла-оберег» задачи: - формировать у детей познавательный интерес к истории русской куклы; - познакомить с куклой – оберегом; - развивать у детей.

Краеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольниковКраеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольников «Красота родного края открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия,.

Консультация «Музейная педагогика в ДОУ»Консультация «Музейная педагогика в ДОУ» Музейная педагогика в ДОУ В последнее время отечественная педагогическая наука терпит значительные изменения в контексте внедрения новых.

Музейная педагогика в ДОУМузейная педагогика в ДОУ Музей – это шкатулка истории, где хранится бесценный опыт многих поколений; это учреждение, осуществляющее сбор, научное изучение и хранение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музейная педагогика как средство формирования гражданских и патриотических чувств у детей в ДОО
Опубликовано: 15 января 2024 в 14:40
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД