Алеся Ермолаева
Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников (организация мини - музеев в ДОУ)
(из опыта работы)
Публикация «Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Музейная педагогика в детском саду
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Музей – это хранилище предметов и документов, характеризующие развитие природы и человеческого общества, представляющие историческую, научную или художественную ценность.
Беседуя с детьми в преддверии 70-летия Великой Отечественной войны, я задала им вопрос, что такое музей. И столкнулась с проблемой. Дети мало знают, а многие и совсем не знают, что такое музей. Я пообщалась с родителями на эту тему, оказывается, многие родители считают, что детям дошкольного возраста ещё рано посещать такие учреждения. Многие мамы и папы не увлекаются такого рода экскурсиями. В погоне за достойной жизнью родители забывают о том, что, помимо материальных ценностей, в детей нужно капля за каплей вкладывать и духовные. Их внутренний мир в дошкольном возрасте настолько богат и глубок, а ум пытлив, что если не обращать на него внимание сейчас, он зачерствеет и потом, уже будет сложно заинтересовать и привить им интерес к культурно-духовному познанию. «Это стол – он деревянный, за ним едят» - объясняют родители. Но вопросы кто его сделал, из какого дерева, какой путь он проделал прежде чем попасть в дом? - нет. А ведь они мучают юного почемучку. Но часто остаются без ответа, тем самым, гасится пламя любознательности и, как следствие понижается эрудированность малыша. А ведь именно построение диалогического взаимодействия взрослого и ребенка способствует развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности.
Как работник дошкольного образования, человек, который несет ответственность не только за жизнь, здоровье и образованность детей, но и обогащение их духовных интересов, расширение кругозора – я нашла для себя удивительную образовательно-воспитательную деятельность – музейную педагогику. Это шикарная возможность формировать у детей ценностное отношение к действительности.
Музей – это хранилище предметов и документов, характеризующие развитие природы и человеческого общества, представляющие историческую, научную или художественную ценность. И если подобрать соответствующую возрасту ребенка экскурсию, то поход в музей, станет для него незабываемым путешествием. Поучительным путешествием - возможностью прикоснуться к чему-то святому, в музее всё особенное : и экспонаты, и обстановка. Не у каждого родителя есть возможность сходить с ребенком в музей. И это печально. Пусть в миниатюре, но я решила исправить эту несправедливость. Так сказать: все доступное (лучшее) детям! При разработке музея и НОД, я руководствуюсь принципом – поддержки детской инициативы.
Так, в 2015 году мы создали первый мини-музей посвященный «70-летию ВОВ», сопровождающийся музейной НОД «Георгиевская ленточка» и «Никто не забыт, ничто не забыто».
В этом году, были созданы:
- мини-музей «Народной росписи», сопровождающийся музейной НОД «В гости в Городец», «Сказочная гжель», «Веселая дымка»;
- мини-музей посвященный знакомству с динозаврами «Парк Юрского периода» сопровождающийся музейными НОД «Земля до начала времен», «Ледниковый период», «В поисках динозавров».
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать условия, соответствующие требованиям музейного дела в полном объеме. Но, можно создать «мини» музей – который отражает и возраст детей, для которых он предназначен, и размеры экспонатов, и определённую тематику.
«Мини музей» – это не просто выставка старины и прошлого, но и действующее звено непрерывной образовательной деятельности.
Музейная педагогика позволяет мне решить сразу целый ряд задач:
- пополнить ппс.
- обогатить познавательный процесс новыми формами.
- формировать у воспитанников представление о музее.
- расширить их кругозор.
- развивать познавательные способности и познавательную деятельность.
- формировать исследовательские умения и навыки.
- развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности.
- формировать активную жизненную позицию, с опорой на эмоционально-чувственную позицию детей.
Для активизации деятельности по музейному образованию и воспитанию, я использую такие формы работы как :
- НОД – имитация (путешествие, репортаж и т. п.)
- НОД – праздник
- НОД – работа с музейными предметами
- экскурсии-ярмарки
- викторины и т. д.
Очень любят дети такие интерактивные формы, как:
- «перевоплощение» экскурсовода: например, мастер и мастерица в русских народных костюмах, рассказывают о развитии народного промысла.
- игровая ситуация: например, при проведении экскурсии по теме «ВОВ» детям предлагалось стать партизанами отряда «За Родину».
- театрализация, которой можно завершить, каждую крупную тему.
- широко можно использовать различные световое, звуковое и музыкальное оформление.
Предлагаемые формы работы побуждают детей думать, переживать, анализировать - следовательно, идет формирование свободной, творческой, инициативной личности.
Раскрывать перед детьми предметный мир помогают активные методы, которые строятся на основе того, что дети не только смотрят, слушают, выполняют задания, но и активно действуют, принимают участие в экскурсии, манипулируют с музейными предметами. Это дает возможность глубокому усвоению и запоминанию информации.
Для создания «мини музея», я обратилась за помощью к родителям воспитанников. Они охотно принимают участие в создании мини-музеев и пополнении ппс, совместно с детьми создают различные макеты и музейные экспонаты, шьют костюмы, с помощью буклетов я рассказываю им, как создать музей в саду и даже дома.
Летом 2016 года, мы с детьми, запланировали создать «мини-музеи детской инсталляции».