Танец — метод и средство социально-коммуникативного развития детей. Материал по теории и практике обучения и воспитания. Видео (8 фото)
Наталия Усенко
Танец — метод и средство социально-коммуникативного развития детей. Материал по теории и практике обучения и воспитания. Видео
▼ Скачать + Заказать документы
Материал по теории и практике обучения и воспитания детей дошкольного возраста средством танца.
Творческая работа с пошаговым описанием, а также видео- и фотоотчётом постановки танца "Барыня".
См. видео танца
Видео:
https://www.youtube.com/embed/fpDg7GnQ1BAРоскомнадзор: youtube.com нарушает законодательство РФ
В настоящее время социально-коммуникативное воспитание ребёнка дошкольного возраста приобретает особую актуальность. Это подтверждается требованиями ФГОС дошкольного образования, поскольку социально-коммуникативная образовательная область (направление в развитии ребёнка) является обязательным требованием к дошкольному образованию и представляет собой структурную единицу, направленную на развитие личности ребёнка в различных видах деятельности.
Публикация «Танец — метод и средство социально-коммуникативного развития детей, Материал по теории и практике обучения и воспитания, Видео» размещена в разделах
Дошкольный возраст – это период формирования индивидуально-психологических и социально-нравственных качеств личности. Решающую роль на данном возрастном этапе играют не календарные сроки развития, а социальные факторы формирования личности. Поэтому педагогическая деятельность в соответствии с требованиями ФГОС является фактором
«психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста» |
В специальной социально-психологической литературе коммуникативная деятельность понимается как общение. Общение – это социально-психологический процесс взаимодействия двух или более людей. Общение - это обмен эмоциями по поводу полученной информации. Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность.
О танце, как о коммуникации впервые заговорила Мэри Уигман – немецкая танцовщица, хореограф, ученица Эмиля Жак-Далькроза – швейцарского композитора и педагога, основателя ритмической гимнастики.
«Танец - это живой язык, которым говорит человек, это художественное обобщение, парящее над реальной основой, для того чтобы высказаться на более высоком уровне, в образах и аллегориях сокровенных человеческих эмоций. Танец прежде всего требует общения прямого, потому что его носителем и посредником является сам человек, а инструментом выражения - человеческое тело, естественные движения, которого создают материал для танца, единственный материал, являющийся его собственным и самостоятельно им используемым». |
Таким образом, танец, как социальное явление и вид социальной коммуникации, мы можем рассматривать как вид деятельности, развивающий социально-коммуникативные способности человека, и в частности ребёнка.
Ведущие педагоги и психологи подчеркивают: там, где сама деятельность (в том числе танец) создает условия для объединения детей, взаимоотношения (коммуникация) не только ярче проявляются, но и наилучшим образом формируются.
Поэтому танец и коммуникация, неразделимые понятия и танец является эффективным средством развития социально-коммуникативных и личностных способностей: навыков невербального общения – мимики, жестов, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу; эмпатические способности - умения ощущать и понимать эмоциональное состояние другого человека, дифференцируя от своих чувств и доставлять радость общения другому человеку.
Процесс социально-коммуникативной деятельности предстаёт с самого начала как индивидуальный творческий процесс включения «личности» в социальные отношения, осознания и наполнения их индивидуальным смыслом.
В социально-психологической литературе термин "личность" используется для обозначения "социального лица" человека и рассматривается как сугубо человеческое проявление. Человек, благодаря своему разуму и способам общения (в том числе и танца, способен на построение очень сложных социальных систем и на гибкую адаптацию отдельных индивидов к ним. Человек также способен на долгосрочное планирование развития своей личности (какое он будет получать образование, как будет развиваться его будущее и отношения с другими людьми и т. д.).
Поскольку, через танцевальное взаимодействие ребёнок приобретает все свои человеческие, психические и поведенческие качества, происходит становление его разума и культуры, следовательно танец является средством и методом формирования социально-коммуникативного и личностного развития ребёнка.
Описание танца с ложками "Барыня"
Музыкальное сопровождение – группа «Балаган Лимитед» «Барыня»
Компоновку музыкальных частей этой музыки я делала с помощью музыкальной программы «Sound Forge».
Исх. положение:
Дети парами (мальчик с девочкой) стоят за кулисами. Девочка находится справа от мальчика. У каждого ребёнка в руках ложки. Дети стоят, скрестив руки (мальчик – правую, девочка – левую) сверху. Рука мальчика находится сверху руки девочки. Свободные руки отведены в сторону.
Вступление
– «Ой, давай-давай пляши»; «Барыня-барыня, барыня-сударыня»
Дети выходят на сцену, скрестив руки сверху и останавливаются на сцене, разойдясь в две шеренги в шахматном порядке (впереди шеренга девочек, сзади – мальчиков, мальчик как бы в «окошке» за своей девочкой). Все, поставив руки с ложками на пояс (подбоченившись ложками, выполнят «пружинку».
Фигура 1
– (без текста)
1 – мальчики двигаются 7 шагов «расчёской», стуча ложками (ложка о ложку) и останавливаются, подбоченившись ложками, шеренгой впереди шеренги девочек.
Девочки в это время, подбоченившись ложками, выполняют «пружинку».
2 – девочки также 7 шагов двигаются «расчёской» как мальчики, стуча ложками (ложка о ложку) и останавливаются, подбоченившись ложками, шеренгой впереди шеренги мальчиков;
3 – мальчики повторяют «расчёску»;
4 – девочки повторяют «расчёску».
Фигура 2
– «Опа - опа…» (звучит саксофон)
1 – все дети стучат ложками 8 раз справа, одновременно, выставив правую ногу вправо и зафиксировав пятку поднимают и опускают (притопывая) носок правой ноги в ритме музыки и ударов ложек;
2 – все дети, быстро развернувшись влево, стучат ложками 8 раз слева (так же как и справа, выставив левую ногу влево и зафиксировав пятку поднимают и опускают (притопывая) носок левой ноги в ритме музыки и ударов ложек;
3 – все дети, соединив ноги, стучат ложками 8 раз спереди-внизу;
4 – все дети, соединив ноги, стучат ложками 8 раз спереди-вверху.
Фигура 3
– «Ой, давай-давай, пляши!»
Мальчики с девочками снова встают парами, скрестив сверху руки с ложками (мальчик – правую, девочка – левую) и двигаются вправо по кругу;
распределяются равномерно парами на сцене (в зависимости от количества пар) и останавливаются лицом к зрителям, продолжая держать скрещенные руки; свободные руки
(у мальчика – левая, у девочки – правая) отведены в стороны;
Фигура 4
– «Барыня-барыня, барыня-сударыня»
1 – все дети стучат ложками 8 раз спереди-внизу;
2 – все дети стучат ложками 8 раз спереди-вверху;
Фигура 5
– (без текста)
все дети кружатся парами, скрестив сверху руки – для этого мальчик разворачивается к девочке левой рукой, а у девочки левая рука так и остаётся в том же положении;
Фигура 6
– «Опа - опа…»
Мальчики останавливаются боком к зрителям – одни правым плечом, другие – левым, в зависимости от местоположения детей на сцене (чтобы образовался круг) и, одновременно, выставив одноименную ногу (правую, если мальчик повёрнут вправо и левую, если - влево) и зафиксировав пятку поднимают и опускают (притопывая) носок ноги в ритме музыки и ударов ложек;
Девочки в это время выполняют бег по кругу, внутри круга, который образовали мальчики: согнув руки с ложками в локтях и подняв их через стороны вверх на уровне головы. С окончанием муз. части девочки возвращаются к своему мальчику и останавливаются лицом к нему (и боком к зрителям).
Фигура 7
– «Ой, давай-давай, пляши!»
Дети стучат ложками встречно: мальчики о ложки девочек и девочки взаимно о ложки мальчиков.
Фигура 8
– «Ох, ты! Ох, я! Вот и барыня моя!»
Девочки кружатся на месте вокруг себя через правое плечо и, стучат над головой ложками;
Мальчики в это время ходят каждый вокруг своей девочки противоходом (вправо) и также стучат ложками;
Фигура 9
– «Были у деревни четыре двора…»
Дети, соединив руки с ложками (парами - мальчик с девочкой) «лодочкой», кружатся;
Фигура 10
– «Барыня-барыня, барыня-сударыня»
1 – все дети стучат ложками 8 раз справа, одновременно, выставив правую ногу вправо и зафиксировав пятку поднимают и опускают (притопывая) носок правой ноги в ритме музыки и ударов ложек;
2 – все дети, быстро развернувшись влево, стучат ложками 8 раз слева (так же как и справа, выставив левую ногу влево и зафиксировав пятку поднимают и опускают (притопывая) носок левой ноги в ритме музыки и ударов ложек;
3 – все дети, соединив ноги, стучат ложками 8 раз спереди-внизу;
4 – все дети, соединив ноги, стучат ложками 8 раз спереди-вверху.
На заключительный аккорд дети поднимают руки вверх.