Танец — метод и средство социально-коммуникативного развития детей. Материал по теории и практике обучения и воспитания. Видео

Наталия Усенко
Танец — метод и средство социально-коммуникативного развития детей. Материал по теории и практике обучения и воспитания. Видео

Материал по теории и практике обучения и воспитания детей дошкольного возраста средством танца.

Творческая работа с пошаговым описанием, а также видео- и фотоотчётом постановки танца "Барыня".

См. видео танца

В настоящее время социально-коммуникативное воспитание ребёнка дошкольного возраста приобретает особую актуальность. Это подтверждается требованиями ФГОС дошкольного образования, поскольку социально-коммуникативная образовательная область (направление в развитии ребёнка) является обязательным требованием к дошкольному образованию и представляет собой структурную единицу, направленную на развитие личности ребёнка в различных видах деятельности.

Дошкольный возраст – это период формирования индивидуально-психологических и социально-нравственных качеств личности. Решающую роль на данном возрастном этапе играют не календарные сроки развития, а социальные факторы формирования личности. Поэтому педагогическая деятельность в соответствии с требованиями ФГОС является фактором

«психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста»
(материалы ФГОС).

В специальной социально-психологической литературе коммуникативная деятельность понимается как общение. Общение – это социально-психологический процесс взаимодействия двух или более людей. Общение - это обмен эмоциями по поводу полученной информации. Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность.

О танце, как о коммуникации впервые заговорила Мэри Уигман – немецкая танцовщица, хореограф, ученица Эмиля Жак-Далькроза – швейцарского композитора и педагога, основателя ритмической гимнастики.

«Танец - это живой язык, которым говорит человек, это художественное обобщение, парящее над реальной основой, для того чтобы высказаться на более высоком уровне, в образах и аллегориях сокровенных человеческих эмоций. Танец прежде всего требует общения прямого, потому что его носителем и посредником является сам человек, а инструментом выражения - человеческое тело, естественные движения, которого создают материал для танца, единственный материал, являющийся его собственным и самостоятельно им используемым».
Мэри Уигман
Таким образом, танец, как социальное явление и вид социальной коммуникации, мы можем рассматривать как вид деятельности, развивающий социально-коммуникативные способности человека, и в частности ребёнка.

Ведущие педагоги и психологи подчеркивают: там, где сама деятельность (в том числе танец) создает условия для объединения детей, взаимоотношения (коммуникация) не только ярче проявляются, но и наилучшим образом формируются.

Поэтому танец и коммуникация, неразделимые понятия и танец является эффективным средством развития социально-коммуникативных и личностных способностей: навыков невербального общения – мимики, жестов, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу; эмпатические способности - умения ощущать и понимать эмоциональное состояние другого человека, дифференцируя от своих чувств и доставлять радость общения другому человеку.

Процесс социально-коммуникативной деятельности предстаёт с самого начала как индивидуальный творческий процесс включения «личности» в социальные отношения, осознания и наполнения их индивидуальным смыслом.

В социально-психологической литературе термин "личность" используется для обозначения "социального лица" человека и рассматривается как сугубо человеческое проявление. Человек, благодаря своему разуму и способам общения (в том числе и танца, способен на построение очень сложных социальных систем и на гибкую адаптацию отдельных индивидов к ним. Человек также способен на долгосрочное планирование развития своей личности (какое он будет получать образование, как будет развиваться его будущее и отношения с другими людьми и т. д.).

Поскольку, через танцевальное взаимодействие ребёнок приобретает все свои человеческие, психические и поведенческие качества, происходит становление его разума и культуры, следовательно танец является средством и методом формирования социально-коммуникативного и личностного развития ребёнка.

Описание танца с ложками "Барыня"

Музыкальное сопровождение – группа «Балаган Лимитед» «Барыня»

Компоновку музыкальных частей этой музыки я делала с помощью музыкальной программы «Sound Forge».

Исх. положение:

Дети парами (мальчик с девочкой) стоят за кулисами. Девочка находится справа от мальчика. У каждого ребёнка в руках ложки. Дети стоят, скрестив руки (мальчик – правую, девочка – левую) сверху. Рука мальчика находится сверху руки девочки. Свободные руки отведены в сторону.

Вступление

– «Ой, давай-давай пляши»; «Барыня-барыня, барыня-сударыня»

Дети выходят на сцену, скрестив руки сверху и останавливаются на сцене, разойдясь в две шеренги в шахматном порядке (впереди шеренга девочек, сзади – мальчиков, мальчик как бы в «окошке» за своей девочкой). Все, поставив руки с ложками на пояс (подбоченившись ложками, выполнят «пружинку».

Танец — метод и средство социально-коммуникативного развития детей. Материал по теории и практике обучения и воспитания. Видео

Фигура 1

– (без текста)

1 – мальчики двигаются 7 шагов «расчёской», стуча ложками (ложка о ложку) и останавливаются, подбоченившись ложками, шеренгой впереди шеренги девочек.

Девочки в это время, подбоченившись ложками, выполняют «пружинку».

2 – девочки также 7 шагов двигаются «расчёской» как мальчики, стуча ложками (ложка о ложку) и останавливаются, подбоченившись ложками, шеренгой впереди шеренги мальчиков;

3 – мальчики повторяют «расчёску»;

4 – девочки повторяют «расчёску».

Фигура 2

– «Опа - опа…» (звучит саксофон)

1 – все дети стучат ложками 8 раз справа, одновременно, выставив правую ногу вправо и зафиксировав пятку поднимают и опускают (притопывая) носок правой ноги в ритме музыки и ударов ложек;

2 – все дети, быстро развернувшись влево, стучат ложками 8 раз слева (так же как и справа, выставив левую ногу влево и зафиксировав пятку поднимают и опускают (притопывая) носок левой ноги в ритме музыки и ударов ложек;

3 – все дети, соединив ноги, стучат ложками 8 раз спереди-внизу;

4 – все дети, соединив ноги, стучат ложками 8 раз спереди-вверху.

Фигура 3

– «Ой, давай-давай, пляши!»

Мальчики с девочками снова встают парами, скрестив сверху руки с ложками (мальчик – правую, девочка – левую) и двигаются вправо по кругу;

распределяются равномерно парами на сцене (в зависимости от количества пар) и останавливаются лицом к зрителям, продолжая держать скрещенные руки; свободные руки

(у мальчика – левая, у девочки – правая) отведены в стороны;

Фигура 4

– «Барыня-барыня, барыня-сударыня»

1 – все дети стучат ложками 8 раз спереди-внизу;

2 – все дети стучат ложками 8 раз спереди-вверху;

Фигура 5

– (без текста)

все дети кружатся парами, скрестив сверху руки – для этого мальчик разворачивается к девочке левой рукой, а у девочки левая рука так и остаётся в том же положении;

Фигура 6

– «Опа - опа…»

Мальчики останавливаются боком к зрителям – одни правым плечом, другие – левым, в зависимости от местоположения детей на сцене (чтобы образовался круг) и, одновременно, выставив одноименную ногу (правую, если мальчик повёрнут вправо и левую, если - влево) и зафиксировав пятку поднимают и опускают (притопывая) носок ноги в ритме музыки и ударов ложек;

Девочки в это время выполняют бег по кругу, внутри круга, который образовали мальчики: согнув руки с ложками в локтях и подняв их через стороны вверх на уровне головы. С окончанием муз. части девочки возвращаются к своему мальчику и останавливаются лицом к нему (и боком к зрителям).

Фигура 7

– «Ой, давай-давай, пляши!»

Дети стучат ложками встречно: мальчики о ложки девочек и девочки взаимно о ложки мальчиков.

Фигура 8

– «Ох, ты! Ох, я! Вот и барыня моя!»

Девочки кружатся на месте вокруг себя через правое плечо и, стучат над головой ложками;

Мальчики в это время ходят каждый вокруг своей девочки противоходом (вправо) и также стучат ложками;

Фигура 9

– «Были у деревни четыре двора…»

Дети, соединив руки с ложками (парами - мальчик с девочкой) «лодочкой», кружатся;

Фигура 10

– «Барыня-барыня, барыня-сударыня»

1 – все дети стучат ложками 8 раз справа, одновременно, выставив правую ногу вправо и зафиксировав пятку поднимают и опускают (притопывая) носок правой ноги в ритме музыки и ударов ложек;

2 – все дети, быстро развернувшись влево, стучат ложками 8 раз слева (так же как и справа, выставив левую ногу влево и зафиксировав пятку поднимают и опускают (притопывая) носок левой ноги в ритме музыки и ударов ложек;

3 – все дети, соединив ноги, стучат ложками 8 раз спереди-внизу;

4 – все дети, соединив ноги, стучат ложками 8 раз спереди-вверху.

На заключительный аккорд дети поднимают руки вверх.

Публикации по теме:

Дидактические игры и методические пособия для социально-коммуникативного развития детейДидактические игры и методические пособия для социально-коммуникативного развития детей В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Не случайно социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников является.

Метод проекта как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста Мои воспитанники очень любят образовательную деятельность по экологическому воспитанию. Систематические наблюдения за природой, рассказы,.

Психолого-педагогическое сопровождение социально-коммуникативного развития дошкольников с задержкой психического развития В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (2013) одной из приоритетных областей личностного.

Сотрудничество с кукольным театром как фактор социально-коммуникативного развития детейСотрудничество с кукольным театром как фактор социально-коммуникативного развития детей Социально-коммуникативное развитие детей предполагает решение задач, направленных на овладение ребёнком норм и ценностей, принятых в обществе,.

Дидактическая игра как средство обучения и воспитания детей Любой образованный человек на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство — это период усиленного развития, воспитания и обучения.

Кинетический песок как средство социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ Видео "Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум" К. Г. Юнг Сейчас мы все чаще встречаем детей с речевыми нарушениями. У.

Настольные игры с правилами как средство коммуникативного взаимодействия и познавательного развития детей Сегодняшнее методическое объединение посвящено определению условий для развития коммуникативных взаимодействий и познавательной активности.

Особенности социально-коммуникативного развития дошкольников 2–3 лет ВВЕДЕНИЕПроблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится.

Проект «Сказка как средство социально-коммуникативного развития ребенка» ГБДОУ № 135 Выборгского района г. Санкт-Петербург Проект "Сказка – как средство социально-коммуникативного развития ребенка" 2 младшая.

Работа в диадах как средство социально-коммуникативного развития дошкольников Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Танец — метод и средство социально-коммуникативного развития детей. Материал по теории и практике обучения и воспитания. Видео
Опубликовано: 12 июня 2016 в 19:16
+78Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 50.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в старшей группе «Посуда»
Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в старшей группе «Посуда». Елена Владимирова. Цель: Закрепление у детей обобщающего понятия посуда!...
Программа пришкольного лагеря
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Летние каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени школьников, но далеко не все родители могут...
Логопедическое занятие в 3 классе по теме «Ударение»
Тема: «Ударение » Цель:учить детей в произнесении и определении ударного гласного звука в слове Задачи: Образовательные: - показать детям...
Интегрированное занятие для детей с ТНР в сенсорной комнате «В поисках клада»
Конспект открытого интегрированного занятия в сенсорной комнате с применением здоровьесберегающих технологий в старшей группе для детей с ТНР Тема: «В...
Конспект группового логопедического занятия с обучающимися 1 класса с презентацией...
Конспект группового логопедического занятия для детей 1 класса с ОНР III уровня. Темы: Коррекционная- «Работа над словом. Слова, обозначающие предметы;...