Особенности социально-коммуникативного развития дошкольников 2–3 лет

Елена Рябкова
Особенности социально-коммуникативного развития дошкольников 2–3 лет

ВВЕДЕНИЕ

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей. Одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи.

Развитие и воспитание детей 2-3 лет в современном образовательном пространстве позиционируется как проблема международного уровня. В частности, по инициативе ЮНЕСКО в сентябре 2010 г. в Москве проходила Всемирная конференция по воспитанию и образованию детей младшего возраста, основные идеи которого были заложены в концептуальном документе «Создание богатства наций». Большое внимание в этом документе уделяется детям 2-3 лет, их развитию, сенситивным периодам, возможностям и особенностям воспитания.

Этот возраст определяется как чувствительный период, характеризующийся резким изменениям в физическом, когнитивном, речевом, социальном и эмоциональном развитии. Значительное и решающее развитие мозга происходит до достижения ребенком семилетнего возраста, особенно в первые три года жизни, когда формируются основные нейронные связи. То, что происходит в раннем возрасте, определяет состояние здоровья, обучения и поведения ребенка в период дошкольного и школьного периода жизни, и может сохраниться до конца жизни.

Возраст 2-3 лет знаменуется появлением фундаментальных жизненных достижений: хождения, предметной деятельности, речи. Благодаря свободному передвижению ребенок вступает в эпоху самостоятельного взаимодействия с внешним миром. Развивается ориентирование в пространстве, растут познавательные возможности.

Современные подходы к изучению познавательной и когнитивной деятельности в онтогенезе в детском возрасте в основном базируются на исследованиях известных ученых прошлого века: Д. Эльконина, Л. Выготский, Л. Венгера, В. Мухиной, А. Костюка, А. Запорожца и др. Научное видение с тех пор изменилось мало. Но изменилась социальная ситуация развития современного ребенка раннего возраста:

- в обществе имеют место теории свободного саморазвития ребенка, которые сводят роль взрослого на нет;

- среди молодых родителей существует мнение о необходимости форсированного умственного развития ребенка с рождения (изучение иностранных языков, курсы развивающего обучения, развитие логического мышления с детства т. д.);

- акцентуация внимания некоторых педагогов и родителей на широком использовании компьютерных технологий, привлечение к ним ребенка с детства, не учитывая его морфо-функциональные особенности и состояния здоровья;

- развитие психики ребенка экспериментально исследуется в основном в психологическом аспекте, а в педагогическом - процесс развития ребенка рассматривается в рамках детской деятельности.

Основной целью данной работы является: изучение особенностей социально-коммуникативного развития дошкольников 2-3 лет.

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

1. Дать общую характеристику развития детей в возрасте 2-3 лет;

2. Определить возрастные особенности социально-коммуникативного развития;

3. Выделить основные задачи и показатели социально-коммуникативного развития детей 2-3 лет;

4. Сформулировать советы родителям по социально-коммуникативному развитию детей 2-3 лет.

Для написания работы были использованы работы следующих авторов: А. Петровского, М. Ибука, И. Мамайчук, Л. Обухова.

Процесс психического развития ребенка происходит путем присвоение им историко-культурного опыта человечества. Основой для такого усвоения является познавательная и эмоциональная деятельность. Формирование у детей активного отношения к окружающей действительности и инициативы – одна из главных линий воспитания, поскольку собственная активность ребенка является одним из условий его полноценного психического развития.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 2-3 ЛЕТ

Возраст от 2-х до 3-х лет является одним из ключевых в жизни ребенка. За это время ребенок овладевает прямой ходьбой, предметная деятельность становится ведущей в психическом развитии, а речь – средством общения, зарождаются игровая и изобразительная деятельность, развиваются различные формы общения со взрослыми и сверстниками, интенсивно формируются новообразования в познавательной и личностной сфере ребенка [1, с. 108].

Особенностью социальной ситуации развития в этом возрасте является совместная деятельность ребенка со взрослым на правах сотрудничества. Раскрывается она в отношениях «ребенок – предмет – взрослый». Содержание совместной деятельности заключается в усвоении ребенком специально выработанных способов использования предметов. В конце младенческого возраста он выделил предметы как нечто постоянное, наделенное устойчивыми свойствами. Теперь он хочет научиться действовать с ними.

Ребенок выполняет индивидуальное действие в соответствии с заданным взрослым образцом, иначе он не сможет достичь правильного результата. Поэтому ведущей для него становится предметная деятельность, а ситуативно-деловое общение – средством ее осуществления. Предметная деятельность направлена на овладение ребенком назначению предметов, умение действовать с ними в соответствии с заложенными в них функциями [1, с. 109].

Основными направлениями развития предметной действия ребенка являются:

- переход от совместного со взрослым до самостоятельного ее исполнения. Следствием этого является выделение взрослого как образца действия, с которым малыш начинает себя сравнивать;

- развитие средств и способов ориентации ребенка при выполнении предметной действия. Это способствует овладению специфическими способами использования предмета, переносу действия с одного предмета на другой, с одной ситуации на другую, а в целом – к обобщению действия и возникновения игрового действия. Вследствие этого социальная ситуация развития распадается, возникает предметное отношение к действительности, при которой ребенок не только узнает о назначении, а о функции предметов, а также возникает личная действие, осознанное «Я сам» [4, с. 93].

Итак, в процессе предметной деятельности, используя ситуативно-деловым общением, ребенок под руководством взрослого овладевает умением действовать с предметами согласно их функционального назначения.

Таким образом, основными достижениями раннего детства, определяющие развитие его психики, являются:

- овладение прямой походкой;

- развитие предметной деятельности;

- овладение речью.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

На третьем году жизни постепенно уменьшается непроизвольное подражание. Увеличивается количество стимулов, вызывающих положительные эмоции (другие люди, игры, игрушки, деятельность, слова-оценки взрослых).

Особое место занимают социальные эмоции (появляется более устойчивое отношение к определенным лицам – симпатии, антипатии, страх и т. п.). Причины негативных эмоций в этом возрасте почти всегда связаны с физическим состоянием. Упал, ушибся – плачет, не выспался, голоден, давит тесная обувь, царапает шерстяной свитер – хнычет, капризничает, ноет. Как только причина дискомфорта устраняется, ребенок успокаивается. Дети реагируют плохим настроением на изменение погоды, перепады давления, магнитные бури. В этом возрасте впервые появляются первые страхи – темноты, чудовищ, собак и др.

На 3-м году жизни у ребенка формируется образ-Я, знания ребенка о себе: (девочка или мальчик, «Я – хороший», «Я – большой»); складывается отношение к себе («гордость за собственные достижения») появляются эмоции стыда: ребенок переживает, что потерял положительное мнение о себе; у него обостренное чувство собственного достоинства, которое выражается в повышенной чувствительности к признанию успехов ребенка со стороны взрослого; попытки преувеличить свои успехи и обесценить свои неудачи [3, с. 211].

Приобретает интенсивное развитие ситуативно-деловая форма общения с взрослыми. Это приводит к изменению взаимоотношений со взрослыми, возникает деловое, практическое сотрудничество.

Продолжается развитие эмоционально-практической формы общения со сверстниками. Возникает предсотрудничество со сверстниками, характерна «игра рядом, но не вместе». Формируется и выборочное отношение к детям, складываются первые «детские коллективы» (хотя они пока еще неустойчивые и немногочисленные) [1, с. 110].

Дети тяжело переживают, если их надолго отрывают от близких, так по-прежнему очень нуждаются в ласке, внимании взрослых к их деятельности, радуются, когда взрослые одобряют их действия и результаты труда.

К концу раннего возраста разрушаются прежние отношения «ребенок – взрослый», перестраивается социальная ситуация развития. Ребенок начинает осознавать определенный уровень своих достижений в деятельности, успех в овладении предметами, подражании взрослого и становится инициатором изменения отношений со взрослыми, направленных на расширение самостоятельности.

Детям свойственна импульсивность поведения, они действуют в основном под влиянием чувств и желаний. Постепенно ребенок овладевает правилами поведения, учится подчинять свои желания необходимости контролировать свои и чужие поступки. Появляется стремление к самостоятельности: «Я-сам» [2, с. 178].

На 3-м году жизни главная роль взрослого в социально-коммуникативном развитии ребенка заключается в предупреждении кризиса 3-х лет, который появляется как реакция на ограничение детской самостоятельности.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

В соответствии с ФГОС ДО социально коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Основные задачи социально-коммуникативного развития детей 2-3 лет:

1. Создавать благоприятные условия для развития элементарных форм самосознания ребенка; продолжить формировать представление о себе (внешний вид, собственные желания); развивать стремление к самостоятельному выполнению действий;

2. Развивать способность адекватно реагировать на различные жизненные ситуации;

3. Воспитывать положительное отношение к родным; учить выражать свои чувства любви к маме, папе, другим членам семьи ласковыми словами (мамочка, папочка, мама, интонацией, улыбкой, предложением помочь, заботой (отдохни, бабушка, ласковыми жестами и действиями (погладить по голове, поцеловать, принести нужную вещь, встретить, провести);

4. Способствовать развитию социального поведения и речи как средства общения со взрослыми и сверстниками;

5. Расширять представления о ближайшей социальной среде – семье и отношениях в семье (связь разных поколений в семье – мама и папа, братья и сестры, бабушки и дедушки); воспитывать уважение, взаимную заботу друг о друге;

6. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, незнакомым детям; учить инициировать установление контактов со сверстниками; играть вместе (играя с игрушками, выполняя одно и то же действие, подражать игровым действиям другого ребенка;

7. Способствовать общению с незнакомыми людьми разного возраста; формировать умение знакомиться с ними;

8. Привлекать к отражению взаимоотношений между людьми в игровой деятельности; учить подражать действиям своего пола: девочка – мама, мальчик – папа (в самостоятельной игре, отображать сюжет, выполнять две-три последовательных действия (делает как мама, как врач, не называя роль): по предложению взрослого, без показа, в самостоятельной игре;

9. Углублять знания о правилах общения, развивать умение благодарить за услугу, помощь, отвечать на приветствия, просить об услуге, а не мешать другим;

10. Создавать условия для ориентирования в понятиях «хорошо» и «плохо»; прививать привычки культурного поведения; формировать способность к морально-этическим оценкам собственных поступков и поступков других людей [3, с. 241].

Показатели социально-коммуникативного развития детей 2-3 лет:

1. Имеет элементарные представления о себе (называет свое имя, выражает свои желания); стремится самостоятельно выполнять действия – «я сам»;

2. В разных жизненных ситуациях проявляет различные эмоции и чувства (нежность, любовь к ближнему, сострадание, жалость, обида, гнев, боязнь); способен понять эмоциональные состояния взрослых и детей (радость или печаль);

3. Отличает в социальном окружении значимых родных, близких от незнакомых людей; использует различные способы общения (речь, жесты, мимика) со взрослыми и сверстниками;

4. Имеет представление о своей семье, знает имена родных (мамы, папы, брата, сестры, бабушки, дедушки) относится ко всем членам семьи с уважением и любовью;

5. Проявляет готовность играть со сверстниками; доброжелательно относится к ним;

6. К незнакомым людям относится с интересом, изъявляет желание познакомиться с ними;

7. Отражает в игровой деятельности взаимоотношения между людьми; по предложению взрослого и в самостоятельной игре выполняет два-три последовательных действия (делает как мама, как продавец);

8. Осознает, что взрослый является организатором совместных действий, помощником, образцом;

9. Придерживается элементарных правил культурного поведения (благодарит за услугу, помощь, просит об услуге) ориентируется в понятиях «хорошо» и «плохо»;

10. Оценивает поведение других людей, героев знакомых произведений («хороший», «плохой», исходя из конкретной ситуации (Маша угостила конфетой – она хорошая; Саша ударил котика – он плохой) [4, с. 190].

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

Для эффективного социально-коммуникативного развития детей в возрасте 2-3 лет родителям можно посоветовать следующее:

1. Верьте в своего ребенка, помогайте ему в преодолении трудностей, защищайте и уважайте его интересы;

2. Воспитывайте у ребенка уверенность в собственных силах; предоставляйте ему возможность удовлетворять потребности в движении, игре; уважайте право на проявление положительных и отрицательных эмоций;

3. Учите понимать настроение других людей и адекватно реагировать на него (расстроенный человек – нужно успокоить, пожалеть);

4. Расширяйте круг общения ребенка, поощряйте его к знакомству и совместным играм с другими детьми, взрослыми; играйте вместе на игровой площадке, посещайте детские центры развлечений;

5. Старайтесь придерживаться единых требований в воспитании ребенка (со стороны всех членов семьи); будьте последовательными, уравновешенными, не используйте в практике частые запреты. Если не позволяете что-то делать, обязательно объясняйте свое мнение доступным ребенку языком;

6. Помните, что Ваше поведение должно быть образцом для подражания ребенком. Он принимает как правильные, так и неправильные поступки взрослых и отражает их в играх с куклой, а в будущем – переносит на взаимоотношения с близкими и детьми. Примером для подражания является спокойный и ласковый тон взрослых, их вежливое обращение друг к другу, приветливое отношение к окружающим, справедливая оценка поступков и эмоциональное реагирования на них (что хорошо, а что плохо, интерес к детям, доброжелательность в отношениях с людьми;

7. Старайтесь обеспечить легкое прохождение адаптационного периода к новым условиям жизни ребенка в детском саду.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На этапе 2-3 лет общение имеет особенно большое значение для развития личности ребенка. Поведение, деятельность и отношение ребенка к миру и самому себе в значительной степени определяется его общением со взрослыми.

Общение с окружающими людьми формируется в онтогенезе постепенно. Его предпосылкой является реакции сосредоточения, которые возникают у ребенка в первые дни жизни в контакте со взрослыми. Одним из первых признаков этих контактов является улыбка ребенка в ответ на ласку взрослого.

Развитие коммуникативных умений и навыков ребенка формируется в процессах познания окружающего мира и общения со взрослыми и сверстниками.

С развитием речи общение ребенка становится более совершенным. Его эффективность зависит не только от знания грамматических правил и значений, но, в первую очередь, от навыков высказывания определенного мнения в соответствующей ситуации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М. : Просвещение, 2012. – 245 с.

2. Ибука М. После трех уже поздно / М. Ибука. – М. : Академия, 2014. – 452 с.

3. Мамайчук И. И. Развитие ребенка от рождения до семи лет. Методика наблюдения ребенка. Документы психолога и педиатра / И. И. Мамайчук. – СПб. : Питер, 2015. – 432 с.

4. Обухова Л. Ф. Детская психология / Л. Ф. Обухова. – М. : Российское педагогическое агентство, 2013. – 374 с.

Публикации по теме:

Дидактические игры и методические пособия для социально-коммуникативного развития детейДидактические игры и методические пособия для социально-коммуникативного развития детей В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Не случайно социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников является.

Психолого-педагогическое сопровождение социально-коммуникативного развития дошкольников с задержкой психического развития В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (2013) одной из приоритетных областей личностного.

Сотрудничество с кукольным театром как фактор социально-коммуникативного развития детейСотрудничество с кукольным театром как фактор социально-коммуникативного развития детей Социально-коммуникативное развитие детей предполагает решение задач, направленных на овладение ребёнком норм и ценностей, принятых в обществе,.

«Творческая мастерская» как способ социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Фотоотчет«Творческая мастерская» как способ социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Фотоотчет Работа социального педагога в ДОУ должна быть нацелена на продуктивное сотрудничество педагогов и семьи в деле воспитания детей, обеспечения.

Использование современных «Кейс — технологий» для социально-коммуникативного развития старших дошкольников. Согласно новым требованиям ФГОС в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса.

Кинетический песок как средство социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ "Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум" К. Г. Юнг Сейчас мы все чаще встречаем детей с речевыми нарушениями. У.

Конспект открытого занятия социально-коммуникативного развития «Мальчики и девочки» Конспект открытого занятия социально-коммуникативного развития по теме «Мальчики и девочки». Цель: развивать, расширять представление детей.

Педагогическая диагностика социально-коммуникативного развития (развития жизненных компетенций) у старших дошкольников с ОВЗ Критерии составлены на основании Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и программы Е. А. Екжановой.

Проект «Сказка как средство социально-коммуникативного развития ребенка» ГБДОУ № 135 Выборгского района г. Санкт-Петербург Проект "Сказка – как средство социально-коммуникативного развития ребенка" 2 младшая.

Работа в диадах как средство социально-коммуникативного развития дошкольников Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях.

Автор публикации:
Особенности социально-коммуникативного развития дошкольников 2–3 лет
Опубликовано: 30 марта 2016 в 22:53
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Проект «Я хочу быть здоровым!» для детей старшего дошкольного возраста и их родителей
Классификация проекта: • по тематике: здоровьесберегающий; • по срокам реализации: долгосрочный; • участники проекта: дети старшего дошкольного возраста,...
Программа кружка «Изучение нетрадиционной техники рисования в старшем дошкольном...
Пояснительная записка Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает...
Консультация для воспитателей «Главная роль экологического воспитания у дошкольников»
Слайд 1. Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение детей к...
Сценарий праздника «До свиданья детский сад»
Сценарий праздника, посвященного выпуску детей в школу "До свиданья детский сад" для детей разновозрастной группы МБОУ им. Л. Н. Толстого, филиал в с....
Календарно — тематическое планирование в старшей группе
1 1. 09 – 15. 09 17г. Тема недели: «День знаний» Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к школе, книгам. Формировать дружеские,...