МААМ-картинки

Музейная педагогика в развитии ребенка-дошкольника

Харачоева Наталья
Музейная педагогика в развитии ребенка-дошкольника

Сегодня посещением музея никого не удивишь. Картинные галереи, краеведческие музеи, музеи искусства, науки и многие другие стали неотъемлемой частью культурной жизни человечества. А что делать, если нет возможности пойти в музей? Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Сегодня, в рамках развивающего образования, семьи воспитанников в праве рассчитывать на помощь педагогов-специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Именно поэтому наш детский сад решил создать собственный мини-музеи «В гостях у сказки». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых он предназначен, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Главная задача при организации музея в ДОУ – построение диалогического взаимодействия взрослого и ребенка в музейной среде, которая способствует развитию у ребенка- дошкольника исследовательской, созидательной и познавательной деятельности. Ведущая линия музейной педагогики – осмысление подходов к познанию детьми музейного пространства, гармонизация отношений воспитанников, родителей и педагогов. Приобщение детей к культурно – историческому наследию своей страны – средство формирования у них патриотических чувств и духовно – нравственного развития. Музей приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, истории, формирует художественно- эстетический вкус. Мой опыт работы показывает, что метод проекта «Мини-музеи в детском саду» актуален и эффективен. Ребенок подготавливается к взрослой жизни через игру, с помощью музейных средств, приобщая свою семью. В процессе создания маленького музея,мне пришлось попробовать себя в роли дизайнера, художника, в роли музееведа и историка. Путешествуя по мини-музею, вместе с нашими воспитанниками раскрываем смысл такого непростого феномена, каким является музей; скрытый смысл значения предметов из окружающего мира как знаков культуры. Экспонаты музея - «говорящие» предметы помогают раскрыть сущность абстрактного культурологического или философского понятия («время», «культура», «музей», «реликвия» и т. д.). В стенах музея маленькие посетители вместе с педагогом путешествуют по интересному и увлекательному миру, погружаясь в атмосферу необычных экспонатов. В своей работе выделила следующие этапы: -подготовительный (в начале работы, вместе с детьми, воспитателями и родителями определяем тему и название выставки работ в мини-музее; я разрабатываю его модель, выбираю место размещения экспонатов, чтобы работы получились разными и по оформлению и по содержанию); -практический этап (участие в создании детей, родителей и творческого коллектива ДОУ); -проведение конкурса на лучшие работы и награждение победителей.

Публикация «Музейная педагогика в развитии ребенка-дошкольника» размещена в разделах

2

Хотелось бы еще дополнить к вышеизложенному: в обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец композиции. Причем не только он сам, но и его мама, папа, бабушка и дедушка. Такая совместная деятельность- результат общения и совместной творческой работы педагогов, детей и их семей.

Совместная деятельность детей, родителей, педагогов показывает положительную динамику раскрытия творческих способностей у детей и их родителей. Активное участие принимают семьи воспитанников в изготовлении поделок для выставки работ в минимузее «В гостях у сказки». В августе месяце оформили выставку семейных работ «Птица счастья моей семьи», в которой приняли участие 24 семьи. Следующие работы по теме «Веселый лесовичок» из природного материала, представлены 35 семьями воспитанников ДОУ в октябре. Активно проявили себя родители групп в новогодней выставке «Здравствуй, Новый год!», в которой представлены работы 33семьями д/с. Порадовали своими многочисленными работами участники выставки «Мамины руки никогда не знают скуки». В выставке приняли участие 31 семья. 11семей приняли участие в 3 Межрегиональном фестивале семейного творчества «О, моя Россия!», посвященного 1150-летию зарождения российской государственности. Много нового и интересного узнали дети из выставки книг, приуроченной к международному Дню книги.

Общим итогом является развитие гармонизации отношений, партнерства и сплочения воспитанников, родителей, и педагогов. Результаты работы показывают, что наш минимузей «В гостях у сказки» позволяет сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей.

Экспонаты музея используются для проведения различных мероприятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет минимузея может подсказать тему для интересного разговора.

Мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада и показал свою огромную значимость в воспитании и развитии дошкольников.

Музейная педагогика в детском саду является одним из компонентов подготовки ребенка к дальнейшему обучению в школе.

Так с какого же возраста начинать приобщение ребенка к музею? На этот вопрос можно ответить по-разному. Дошкольную ступень образования можно рассматривать как подготовительный этап для музейной педагогики. В процессе познавательной и игровой деятельности в детском саду ребенок знакомится с таким важным явлением культурной жизни общества, как музей.

Ведущим методом в работе с детьми дошкольного возраста является игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом того или иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать и присваивать накопленные историко-культурные ценности.

Формами музейной педагогики является картинная галерея, экспозиции фотографий, репродукции картин и детские творческие работы, создание коллекций. Музейная педагогика предполагает наличие исследовательской и проектной деятельности с детьми. Метод проектов в ДОУ целесообразно рассматривать как один из эффективных методов работы с детьми дошкольного возраста.

Одной из интересных и эффективных форм работы с детьми является создание мини-музея. Мини-музей позволяет сделать слово «музей» привычным и привлекательным для воспитанников. Экспонаты мини-музея могут использоваться для проведения образовательной деятельности, развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.

Задачами мини-музея являются обогащение предметно-развивающей среды детского сада, формирование у дошкольников представлений о музее, расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных способностей и формирование проектно- исследовательских умений и навыков, формирование активной жизненной позиции.

Создание мини-музеев происходит при тесном взаимодействии с семьями воспитанников.

Работа в музее строится по общепринятым принципам:

1. Наглядность. При подборе коллекции учитывается прежде всего образовательная функция. Коллекция музея должна содержать большой наглядный и практический материал.

2. Учет возрастных особенностей. Значительное внимание при организации среды уделяется доступности подобранного материала и учету возрастных особенностей дошкольников.

3. Активность детей в усвоении музейного наследия.

Тематика мини-музеев может быть разнообразна: «Русская изба», «Что прячется в старинном сундуке», «Моя любимая игрушка», «Музей книги», «Народные промыслы», «Государственная символика».

Я бы хотела познакомить с мини-музеем, который мы создали для развития познавательной активности воспитанников. Это мини-музей Времени. Его цель: формирование временных представлений у дошкольников посредством построения диалогического взаимодействия взрослого и воспитанника в познавательно-исследовательской деятельности в мини-музее времени

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок. Детям уже в дошкольном возрасте необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать свою деятельность, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Задачи мини-музея времени :

1. ознакомление с временными представлениями

2. формирование проектно-исследовательских умений и навыков

3. включение родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по данной теме.

4. формирование у детей представлений о времени и способами его измерения, существовавшими в истории

5. ознакомление с различными видами часов и календарей

6. дать представление о единицах измерения времени

7. формирование привычки рационального использования времени

Экспонатами в нашем мини-музее являются календари (отрывные, перекидные, настольные, карманные, настенные, плакаты – времена года, месяцы, недели, части суток. Есть экспонаты, изготовленные детьми и родителями. Большой интерес у детей песочные и солнечные часы. В нашем музее большое количество современных часов. Среди них настенные, настольные, наручные часы, будильники, развивающие часы для детей, часы-книги. Деятельность мини-музея времени делает формирование представлений о времени предметом специального внимания детей, создает наиболее благоприятные условия для усвоения детьми представления о времени, развивает интерес к понятию "время" через отдельные интересные факты и сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени, знакомит детей с историей возникновения часов, разными видами часов, с историей возникновения календаря, разными видами календарей.

Формы работы с экспозициями мини-музея :

- экскурсии

- образовательная деятельность с элементами игры

- творческие задания

- исследовательская деятельность

- игры-развлечения

- игры путешествия

- интеллектуально-творческие игры

Создание мини-музеев дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире, разнообразить развивающую предметно-пространственную среду новыми формами работы с детьми и их родителями.

И наконец, создание мини-музея имеет не только познавательную ценность, но и эмоциональную окраску ведь в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Исследование влияния музейной педагогики на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

В реализации ФГОС дошкольного образования перед педагогами стоит основная задача способствовать развитию каждой личности. Развитие творческих способностей детей является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель - воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества.

Отечественные психологи и педагоги : Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, поделки.

Одним из современных педагогических направлений последних десятилетий является культурная образовательно-воспитательная деятельность в музее. Активизация данного вида деятельности связана с поисками образовательных технологий, позволяющих преодолеть имеющийся разрыв между образованием и культурой. О роли перспективного направления в современном образовательном пространстве говорилось и писалось много и учителями и музейными сотрудниками. Однако ряд важнейших аспектов этой педагогической деятельности в музее, названной музейной педагогикой, не достаточно глубоко раскрыты, что позволяет обсудить их основательнее. По словам Анатолия Александрович Гина, известного специалиста по ТРИЗ-педагогике, руководителя лаборатории "Образование для Новой Эры" в его интервью на сайте «Педсовет. орг» - «Большой плюс - ФГОСы идеологически даже требуют развитие креативности : умение выбрать, умение вести диалог, умение формулировать свои мысли, умение искать решения жизненных задач - во ФГОСах это все прописано. Огромный минус ФГОСОв - они никак, вообще никак не проработаны методически» [11]. Поэтому проблемой нашего исследования является определение педагогических условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Объектом нашего исследования является развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Предмет - развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики

Цель исследования: определить педагогические условия влияния музейной педагогики на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с поставленной целью нами были определены следующие задачи:

- на основе психолого-педагогической и методической литературы обосновать понятия «творческие способности» и «музейная педагогика».

- установить зависимость между уровнем развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и методически правильным применением музейной педагогики.

- разработать методику развития творческих способностей средствами музейной педагогики и определить ее эффективность.

Гипотеза исследования: уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики будет эффективным, если:

- проводимая работа будет учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;

- музейные экспонаты будут нести насыщенный информативный материал;

- будет активное вовлечение детей в процесс работы в музее.

Методы исследования: теоретические (анализ психолого-практической литературы, изучение, анализ и обобщение педагогического опыта); эмпирические (наблюдение за детьми старшего дошкольного возраста в процессе различных видов деятельности, опрос); математические (анализ средних значений, частотный и сравнительный анализ).

1. Определение уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Теоретический анализ литературных источников показал, что музейная педагогика, возникшая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения, создает условия для развития личности ребенка путём включения её в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную, деятельностную сферы.

Исследование проводились в рамках трех последовательных и взаимосвязанных этапов, обеспечивающих преемственность в планировании, получении, обработке, интерпретации и представлении теоретического и экспериментального материала.

На первом, поисково-теоретическом, этапе проводился теоретический анализ научно-методической литературы, изучался опыт работы по развитию творческих способностей старших дошкольников, определялись объект, предмет, цель, гипотеза и задачи исследования.

На втором, практическом, этапе было проведено исследование эффективности разработанной системы занятий для развития творческих способностей старших дошкольников средствами музейной педагогики.

Данный этап работы состоял из:

- изучения уровня развития творческих способностей детей (констатирующий эксперимент,

- применения цикла разработанных занятий в группе старших дошкольников (формирующий эксперимент);

- определение уровня развития творческих способностей детей по окончании формирующего эксперимента (контрольный эксперимент).

На третьем этапе, носившем обобщающий характер, были проведены: обработка полученных данных, их обобщение, систематизация и интерпретация с формулированием выводов, литературное оформление работы.

Математическая обработка результатов исследования включала в себя проведение анализа средних данных, сравнительный анализ, частотный и корреляционный анализ данных.

В исследовании приняли участие 20 воспитанников старшей группы – 12 девочек и 8 мальчиков. Возраст испытуемых – от 5 лет 5 месяцев до 6 лет 2 месяцев.

В качестве критериев творческого развития мы взяли :

- уровень художественно-творческого развития;

- уровень развития речевого творчества.

Для определения художественно – творческого развития мы использовали адаптированную методику Н. В. Шайдуровой, которая разработала критерии и показатели уровня художественно – творческого развития : умение правильно передавать пространственное положение предмета и его частей, разработанность содержания изображения, эмоциональность созданного образа, предмета, явления, самостоятельность и оригинальность замысла, умение отразить в рисунке сюжет в соответствии с планом, уровень развития воображения. Уровень развития каждого показателя оценивается по трехбалльной системе от низкого до высокого уровня. Среднее значение показателей дает в итоге уровень художественно-творческого развития :

- высокий уровень: в выполнении заданий проявляет самостоятельность и творчество; высокое качество выполненной работы;

- средний уровень: ребенок испытывает трудности в создании рисунков по теме; с помощью воспитателя составляет рисунки в определенной последовательности и по образцу; мало проявляет самостоятельность и творчество в выполнении заданий; удовлетворительное качество выполненной работы;

- низкий уровень: ребенок с помощью воспитателя затрудняется в создании изображения предметов; непоследовательно выполняет работу в определенной последовательности и по образцу; не проявляет самостоятельность и творчество при выполнении заданий; низкое качество выполненной работы.

Для определения уровня речевого творчества мы применяли методику Е. В. Котовой, которая выделяет следующие показатели речевого творчества: умение соединять хорошо знакомые сказки и создавать на основе контаминации новое сочинение, умение составлять рассказ по картинке и включать в сочинение диалог действующих лиц. По итогам выполнения методики определяется уровень развития речевого творчества :

- высокий уровень - дети придумывают оригинальный сюжет, соответствующий предложенной теме, четко выделяют композиционные части высказывания (начало, середину, конец). В сказки включается диалог действующих лиц, описание обстановки, раскрываются чувства персонажей. Текст излагается в логической последовательности, диалог передается очень выразительно, с изменением силы голоса и интонации.

- средний уровень - дети соблюдали композицию сказки, однако, их сюжет не отличается большой оригинальностью. В сказках встречаются диалоги персонажей, которые заимствованы из других литературных произведений, хотя дети могут их передать выразительно.

- низкий уровень - дети, которые затрудняются в выстраивании сюжета, не соблюдают логическую последовательность в его изложении, диалоги персонажей отсутствовуют, а сам текст излагается монотонно, не меняется сила голоса, темп речи замедленный. Встречается много остановок, пауз, повторов слов.

Констатирующий этап исследования включал в себя проведение диагностики развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Проведение частотного анализа данных констатирующей диагностики показало, что наиболее успешно испытуемые справились с придумыванием сказки путем компиляции уже известных детям произведений – 25% испытуемых показали высокий уровень по данной шкале - дети самостоятельно придумывают историю с элементами оригинальности (оригинальные персонажи либо оригинальные действия, насыщенную деталями (например, описанием персонажей, места действия и т. п.). 20% испытуемых показали высокие результаты по шкале «Уровень художественно-творческого мышления» (см. Таблицу 1) – части изображаемого предмета расположены верно, дети правильно передавали в рисунке пространство (близкие предметы – ниже на бумаге, дальние - выше, передние - крупнее равных по размерам, но удалённых, проявляли стремление к наиболее полному раскрытию замысла, у детей проявлялась потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями (создать новую комбинацию из усвоенных ранее элементов, в рисунках присутствовала яркая эмоциональная выразительность, дети проявляли самостоятельность в выборе замысла, содержание их работ было разнообразно, проявлялся оригинальный замысел, задания дети выполняли самостоятельно.

Таблица 1 - Данные частотного анализа результатов диагностики в рамках констатирующего этапа исследования

Уровень художественно-творческого развития

Уровень развития словесного творчества

Высокий уровень, %

20

25

Средний уровень, %

55

50

Низкий уровень, %

25

25

Также значительное количество детей показали низкий уровень по исследуемым показателям творческого развития – по шкале «Уровень художественно-творческого развития» и «Уровень развития словесного творчества» по 25% детей исследуемой группы старших дошкольников показали низкий уровень развития (см. Рисунок 1) – дети работали только с помощью воспитателя, затруднялись в создании изображения предметов; непоследовательно выполняли работу в определенной последовательности и по образцу; не проявляли самостоятельность и творчество при выполнении заданий; показывали низкое качество выполненной работы; затруднялись в выстраивании сюжета, не соблюдали логическую последовательность в его изложении, диалоги персонажей отсутствуют, а сам текст излагался монотонно, не менялась сила голоса, темп речи был замедленный, встречалось много остановок, пауз, повторов слов.

25.12.2020

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Музейная педагогика»Консультация для педагогов «Музейная педагогика» В начале 80 –х годов XXвека в нашей стране появилось такое понятие как музейная педагогика. Музейная педагогика направлена на решения задач.

Консультация «Новые направления в работе педагогов современности музейная педагогика и изоэкология»Консультация «Новые направления в работе педагогов современности музейная педагогика и изоэкология» Консультация на тему: «Новые направления в работе педагогов современности: музейная педагогика и изоэкология» Искусство.

Курсы Повышения Квалификации «Музейная Педагогика» 2015 год.Курсы Повышения Квалификации «Музейная Педагогика» 2015 год. Вот и подошло очередное время проходить курсы повышения квалификации. Спасибо, что сейчас можно самому выбрать, те курсы, которые ты сам.

Музейная педагогика в детском саду. Мини-музей в группеМузейная педагогика в детском саду. Мини-музей в группе Музейная педагогика в детском саду Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Творчески мыслящий педагог.

Музейная педагогика как современная педагогическая технологияМузейная педагогика как современная педагогическая технология В настоящее время проблема патриотического воспитания актуальна и требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания.

Консультация «Музейная педагогика в ДОУ»Консультация «Музейная педагогика в ДОУ» Музейная педагогика в ДОУ В последнее время отечественная педагогическая наука терпит значительные изменения в контексте внедрения новых.

Музейная педагогика в ДОУ. Оформление стенда к 9 маяМузейная педагогика в ДОУ. Оформление стенда к 9 мая Музейная педагогика в ДОУ В 2020 году наша страна отмечает 75-летие Великой Победы над фашизмом. Подготовка к этой памятной и дорогой сердцу.

Музейная педагогика в ДОУ. Мини-музей народных промыслов в средней группеМузейная педагогика в ДОУ. Мини-музей народных промыслов в средней группе "Мини- музей в группе - это не просто выставка старины или прошлого, это действующее звено непрерывной образовательной деятельности" Эффективность.

Музейная педагогика в ДОУМузейная педагогика в ДОУ Музей – это шкатулка истории, где хранится бесценный опыт многих поколений; это учреждение, осуществляющее сбор, научное изучение и хранение.

Музейная педагогика в освоении литературных произведений детьми раннего возрастаМузейная педагогика в освоении литературных произведений детьми раннего возраста В широком понимании музейная педагогика – наука о воспитании средствами музея. Это составляющая в образовательной системе, способствующая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музейная педагогика в развитии ребенка-дошкольника
Опубликовано: 25 декабря 2020 в 22:45
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД