Лучший педагог года

Музыкальная игра — источник формирования музыкально-эстетической культуры дошкольника

Валентина Михайлова
Музыкальная игра — источник формирования музыкально-эстетической культуры дошкольника

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника : обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.

Публикация «Музыкальная игра — источник формирования музыкально-эстетической культуры дошкольника» размещена в разделах

На современном этапе развития нашего общества особенно актуальна задача формирования духовной культуры подрастающего поколения. Достаточно важный ее аспект – музыкальная культура.

Формирование музыкальной культуры является одним из факторов успешной социализации ребёнка. В музыке сконцентрирован духовный опыт человечества, который, попадая в сферу индивидуального сознания личности (переживаний, чувств, мыслей, оценок, ориентаций, распредмечивается, осваивается, развивается и становится её достоянием.

Проблеме формирования музыкальной культуры личности посвящались труды Ю. Б. Алиева, А. Н. Сохора, Р. А. Тельчаровой.

В дошкольной педагогике к проблеме формирования основ музыкальной культуры в 60-е годы XX века обращалась Н. А. Ветлугина. Она утверждала, что музыкальная культура дошкольника складывается из развития навыков слушания, различения средств музыкальной выразительности, воспитания оценочного отношения к музыке и первоначальных проявлений вкуса.

О. П. Радынова музыкальную культуру ребенка дошкольного возраста рассматривает как интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе:

– эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства;

музыкально-образного мышления и воображения;

– накопления интонационного познавательно-ценностного опыта в творческой музыкальной деятельности;

– развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания (эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений об идеале в доступных возрасту границах, рождающего эмоционально-ценностное отношение к музыке, которое актуализируется в эстетической и творческой активности [7].

Уровень музыкальной культуры личности характеризуется таким комплексом ее проявлений, как способности, установки, знания, умения, навыки, оценки. Все эти формы или слагаемые музыкально-эстетической культуры личности возникают на основе музыкальной деятельности и развитого музыкального сознания [5].

Музыкальный опыт дошкольника складывается в неразрывном единстве с опытом художественной и эстетической деятельности по освоению эталонов красоты в искусстве и окружающем мире.

Деятельность – это активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры. На протяжении своей жизни человек осваивает различные виды деятельности, в результате которых у него формируются психические качества и свойства личности. Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя, с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.

Специалисты знают, какими большими возможностями для развития ребенка обладают игры, сочетающие разные виды художественной деятельности, разные виды искусства: литературные произведения, изобразительное искусство, театр. Игра является одним из методов воспитания и обучения, одной из форм организации деятельности детей, рассматривается как ведущая деятельность, «внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития». В музыкальном воспитании дошкольников игровая деятельность имеет специфический характер. Она эмоциональна в силу особенностей содержания музыкального искусства, что усиливает возможности развития мышления, воображения детей, музыкальных и творческих способностей, а также при условии применения высокохудожественного материала – развития эстетических эмоций, основ художественного вкуса, представлений о красоте в искусстве и жизни, формирования музыкально-эстетической культуры.

Одним из наиболее распространенных пластов музыкальной культуры любого народа является фольклор, очень яркое, глубоко эмоциональное искусство, на формирование которого оказали влияние древние музыкально-культурные традиции. Фольклор можно по праву назвать кладезем народной культуры и основным источником формирования музыкальной культуры.

Использование чувашских народных игр имеет большое значение в формировании этнического самосознания личности. Игры возникали и формировались вместе с историческим и культурным развитием чувашского народа. В них ярко отражались быт, труд, национальные устои, представления о мироздании, времени, пространстве.

Чувашские народные игры имеют ряд особенностей: в них присутствует единая цель и одноплановость действий; песни, слова, движения органически соединены; имеющие место варианты относятся к началу или концу игр. Игры разнообразны по содержанию и организации. Одни имеют сюжет, роли, игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданными правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, двигательные задания регулируются только правилами. В третьих сюжет и действия играющих обусловлены текстом, который определяет характер движений и их последовательность.

Характерное явление в жизни детей – игры с песней и танцем, песни- считалки, являющиеся прелюдиями к самой игре. Тексты чувашских считалок почти не поддаются переводу на русский язык. Сами слова сочинены детьми и не являются чем-то осмысленным, наряду со словами идет последовательность необычно звучащих слогов (надо отметить, что считалки являются прекрасным средством музыкального обучения – развития певческих умений детей как упражнений на правильную дикцию и правильную артикуляцию). Детские считалки привлекательны таинственной поэтичной игрой слов и мелодии.

Народные художественные традиции как часть педагогической культуры являются непреходящей ценностью для формирования музыкально-эстетической культуры ребенка. Поэтому обращение образования к народной педагогике, этнопедагогике – педагогике любви (Г. Н. Волков) – является чрезвычайно актуальным.

Меня зовут Иванушка – Эп Ванюк ятл

Среди игроков выбирают водящего – Ивана. Игроки встают в круг, водящий выходит в середину. Игроки берутся за руки, и идут по кругу, припевая:

Савна чр чунсем,

Хпрте кайксем:

л тпе хвелл,

Ачасем телейл.

Тухр пурте урама

Пр-принпе выляма.

Рады звери, птицы тоже,

Плакать нынче нам негоже:

В небе солнышко сияет,

Поиграть нас приглашает.

Игроки разбегаются в разные стороны. Водящий их ловит.

Правила игры: Осаленный игрок становится водящим. Он громко говорит: «Эп Ванюк ятл!»«Я – Иван!» – и ловит игроков. Если водящий в течение условленного времени никого не поймает, то выбирают нового водящего.

Атьр вййа тухар-и – Хоровод

Среди игроков выбирается водящий, остальные встают в круг и водят хоровод:

еен хирти ай шур хурн,

Эй-ю, шур хурн,.

ули ешерсе итсессн,

Эй-ю, итсессн,

Килет хирн илем те,

Эй-ю, илем.

Эпри вййа тухсассн та,

Эй-ю, тухсассн,

Савк юр шранать,

Эй-ю, шранать.

Как бела в степи береза,

Эй-ю, так бела.

По весне завьются кудри,

Эй-ю, по весне.

Сразу степь красивой станет,

Эй-ю, станет степь.

Как мы выйдем в хоровод,

Эй-ю, в хоровод.

Песня радости звучит,

Эй-ю, зазвучит.

Водящий стоит в середине круга и неожиданно говорит: «Вй карти, салан!»«Хоровод, расходись!». Игроки разбегаются, водящий их ловит.

Правила игры: Водящий осаливает игроков касанием руки. Пойманный игрок становится водящим. Если водящий никого не поймает, то продолжает водить.

Касримушклла – Касримушка

Среди игроков выбирают Касримушку и отца Касримушки. Остальные образуют круг и берутся за руки. В середине круга стоит отец Касримушки. Касримушка вместе с игроками водит хоровод. Игроки поют:

Кос-кос-Кострма,

Кострмана каймалла,

Хура сурх илмелле,

Касримушка килте-и?

Колесо катись, катись,

В Косторму мы собрались,

За овечкою за черною…

Наш Касримушка не дома ли?

Отец отвечает: «Касримушка ав-ав яла (пр-пр чваш ялн яч) кайр» – «Касримушка ушел в деревню… (любое название чувашской деревни). Игроки идут по кругу и опять поют:

Кос-кос-Кострма,

Кострмана каймалла,

Хура сурх илмелле,

Касримушка килте-и?

Колесо катись, катись,

В Косторму мы собрались,

За овечкою за черною…

Наш Касримушка не дома ли?

Отец отвечает: «Килтех вл!»«Касримуша дома!». Касримушка убегает от игроков, а игроки ловят его. После того, как Касримушку поймают, он ловит игроков.

Правила игры: Отец Касримушки может несколько раз подряд сказать, что тот уехал в другую деревню. Касримушка убегает от игроков только после слов отца «Касримушка дома». Игроки осаливают Касримушку касанием руки. Отец вместе с игроками ловит Касримушку. Игрок, пойманный Касримушкой, становится на его место. Отцом Касримушки выбирают нового игрока.

Мулкач урисем – Зайчата

Среди игроков выбирают волка, маму-зайчиху, остальные – зайчата. Зайчата прыгают по полянке, а потом подходят к маме-зайчихе. Вместе они поют:

Мулкач ларать пашкаса,

Ик хлхине вылятса.

Ак апла, ак апла,

Ик хлхине вылятса.

Тсеймер сиввине,

штать вл тяппине.

Ак апла, ак апла,

штать вл тяппине.

Сиврех на тма,

Вл пулар ташлама.

Ак апла, ак апла,

Вл пулар ташлама.

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так,

Он ушами шевелит.

Дети садятся на корточки, приставляют ладошки к голове и двигают ими в такт словам.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так,

Надо лапочки погреть.

Дети встают и хлопают в ладошки, а потом похлопывают себя по плечам.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать,

Вот так, вот так,

Надо зайке поскакать.

Дети подпрыгивают на месте.

Мама-зайчиха: Хри тукмак,

Шл шак-шак,

Ав килеть!

Хвост трубой,

Зубами щелк,

Идет волк!

Волк: Эп кашкр-кашаман,

Вы чухне асакан. У-у-у!

Я волчище, волк плохой,

Коль голодный, то и злой. У-у-у!

Волк выбегает из укрытия и ловит зайцев.

Правила игры: Зайчата подходят к зайчихе после того, как она их позовет: «Манн пчкскерсем, килр манн пата!» - «Зайчатки мои, подойдите ко мне!». По ходу исполнения песни игроки имитируют действия, соответствующие тексту. Волк осаливает зайчат касанием руки.

Трналла – Журавушка

Один игрок выбирается сторожем, другой – журавлем, остальные – птенцы. Сторож охраняет гороховое поле. Журавль с птенцами прилетает на поле поклевать горох. Сторож их ловит. Поймав птенца, он запирает его в своем домике на краю горохового поля и засыпает. К пойманному птенцу прилетают журавль с журавликами и поют песню:

Трна аппа, трна аппа!

Анн килне мантн-и?

Ах, журавлик наш, журавушка,

Не забыл ли домик матушки?

Журавлик поет в ответ:

Манассине манман та –

Пра инче тытр,

Читлх шне хупр.

Не забыл я, но сегодня

На гороховом на поле

Меня сторож подловил,

Да и в клетку посадил.

Журавль и птенцы улетают на гороховое поле, сторож ловит их.

Правила игры: Журавль с птенцами прилетает к каждому пойманному журавлику. Игра продолжается до тех пор, пока сторож не поймает журавля. Если сторож не сможет поймать журавля, то все птенцы освобождаются.

Ин-чу, Павлушка – Ин-чу, Павлуша

Среди игроков выбирают водящего – казака. Остальные делятся на пары и встают в колонну. Водящий возглавляет колонну. Игроки исполняют песню:

Тп-тр у, Тайрухха,

Тп-тр у, Майрухха.

Тайруххапа Майрухха

Иккн перле юнашар.

Ин-чу, Павлушка

Тем чул хурал трсан та

Пире авах тытас ук.

Масляна-то Дарьюшка,

Масляна-то Марьюшка.

Дарьюшка и Марьюшка

Стоят совсем рядышком.

Ин-чу, Павлуша,

Сколько б он тут не стоял,

Все равно б нас не поймал.

Игроки, стоящие в колонне последними, бегут мимо казака. Казак их ловит.

Правила игры: Игроки начинают бег только после завершения песни. Они бегут вдоль колонны по правой и левой ее сторонам. Казак осаливает игроков касанием руки. Если он поймает одного из игроков, то остается с нм в паре. Игрок, оставшийся без пары, становится водящим. Если казак никого не поймает, то продолжает водить.

Шыври – Водяной

На земле чертят круг диаметром 3 м – это озеро. Один из игроков выбирается водяным. Водяной встает в круг и наблюдает за игроками. Игроки бегают и приговаривают:

Мим-мим, Микита,

Микитанн шпрне

Йыт клесе кайн тет.

Мим-мим, Микита,

Микита он – ротозей.

Пес унес его пузырь.

Водяной ловит игроков, не выходя из круга.

Правила игры: Водяной осаливает игроков касанием руки. Водяной бегает только внутри круга и ловит игроков, не выходя за его пределы. Пойманный игрок встает в круг и помогает водяному ловить остальных игроков.

Примечание: Пузырь – чувашский музыкальный инструмент.

Пан улмилле – Яблочко

Игроки встают в круг, берутся за руки. Ведущий выходит в середину круга и поет:

Натали, еруш вали

Илсе килтм пан улми,

Чи хитри, пит тутли –

Анис улма текенни.

Вй картинче кам юлать,

Пан улми авна пулать.

Для Наташи и Сережи

Яблочко-анис припас.

Нет румяней и вкуснее

Того яблочка для вас.

Кто в кругу останется –

Тому оно достанется.

В это время игроки бегут по кругу, постепенно ускоряя темп. Когда звучат последние слова ведущего, игроки приседают.

Правила игры: Игроки должны крепко держать друг друга за руки, чтобы не разомкнуть круг. Если круг разомкнется, то оба игрока выбывают из игры. Самыми сильными считаются те игроки, которые удержались в цепи и не разомкнули круг.

Ятне пл – Отгадай имя

Дети стоят в кругу. Один из игроков выбирается водящим – медведем. Ему завязывают глаза платком, крутят вокруг себя. Игроки ведут хоровод, поют:

Упа, упа-утаман,

Ик урапа утакан!

Пит хыт мкрет,

Пурне те чтрентерет.

Упа, упа-утаман,

Мкрме эс прахсам,

Пире тытма пултарсан

Сас трх палласам.

Медвежонок встал на лапы,

Зарычал на нас косматый.

Медвежонок, ты, медведь,

Перестань-ка ты реветь.

А попробуй нас поймать

И по голосу узнать.

Медведь идет вперед. Поймав игрока, медведь говорит: «Юлташ, ан хра, юрласа парсам мана»«Не бойся меня, спой песенку». Игрок поет: «У-у-у!». Медведь угадывает и называет имя того, кто спел.

Правила игры: Если медведь узнал игрока по голосу и назвал имя, то они меняются ролями. Если медведь не узнает игрока, то продолжает водить.

Ылтн хапхалла – Золотые ворота

Выбирают двух ведущих. Ведущие становятся лицом друг к другу, поднимают руки вверх, образуя ворота. Игроки берутся за руки и цепочкой проходят через ворота. При этом исполняют песню:

ак ылтн хапхаран

Эсир тухас ук ялан,

Прремш хут кларать,

Иккмш – тытса чарать.

Вимшнче вара

Хупса хур алка.

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй – запрещается,

А на третий раз

Не пропустят нас!

На последние слова песни ворота закрываются. Игрок, перед которым закрылись ворота, отдает любую вещь (ленту, платок, пояс). Собрав вещи, ведущие их разыгрывают. Они встают спиной друг к другу. Один спрашивает: «ак япала хуине мн тутармалла?»«Что будет делать хозяин этой вещи?»другой придумывает задания: спеть, сплясать и т. д. Игрок, чью вещь разыгрывают, выходит и выполняет задание.

Правила игры: Игроки к концу песни ускоряют шаг с тем, чтобы успеть пройти через ворота. Ведущие, закрывая ворота, опускают руки вниз.

Ятне тавр – Угадай!

Среди игроков выбирается водящий, остальные встают в круг, берутся за руки. Водящий выходит на середину круга. Игроки водят хоровод и в песне называют имя водящего:

Ларать, ларать, Мишша ларать

Шшк тм айнче.

иет, иет, Мишша иет

Шшкн сар мйрне.

Вхт итсен трас пулать,

Ятне трс калас пулать.

Сидит Миша, сидит Миша

Под орешником.

Грызет Миша, грызет Миша

Желтые орешки.

Придет время – нужно встать,

Имя верное сказать.

Хоровод останавливается и игрок, оказавшийся позади водящего, подходит и руками обхватывает его голову. При этом игрок кладет руки на оба уха водящего. Водящий, не поворачивая головы к игроку, по памяти, называет его имя.

Правила игры: Если водящий правильно назовет имя игрока, то меняется с ним ролями.

Хвел – Солнышко

Среди игроков выбирают водящего – солнышко, остальные встают в круг. В центре располагается водящий. Игроки берутся за руки и водят хоровод:

утат, хвел, вйлрах –

ула пул шрхрах,

Хл кунсем шрах,

урхи кунсем утрах.

Гори, солнце, ярче –

Лето будет жарче,

А зима – теплее,

А весна – милее.

Затем игроки подходят к солнцу. Водящий говорит: «Ври!» –- «Горячо!» – и догоняет их.

Правила игры: Водящий осаливает игроков касанием руки. Пойманный игрок становится водящим и игра продолжается.

ченсем – Работники

Среди игроков выбирают водящего – деда, остальные – работники. Игроки отходят в сторону и договариваются, о какой полевой работе они спросят у деда. Затем подходят к нему и говорят:

- Сывлх сунатпр, асатте!

- Сывлх сунатп. Эсир та пулса?

- ре.

- Мн лерр?

- Здравствуй, дед!

- Здравствуйте. Где вы были?

- На работе.

- Что делали?

Игроки движениями изображают работу. Дед угадывает, что означают эти движения. Затем игроки ведут хоровод и поют про свою работу:

Пирн ылтн урласем,

Хамр та пит маттурсем.

Тыр пин – вырмалла,

Клтесене ыхмалла,

Йтеме туртармалла,

Унтан авн апмалла,

Клете туртармалла,

Арманта авртмалла,

Кайран чуста рмалла –

Пурте килр хнана.

У нас серпы-то золотые,

А мы работники молодые!

Время жито жать,

Во снопы вязать,

На ток возить,

Цепами молотить,

У печи сушить,

Тесто месить,

Пирогами всех кормить.

Закончив петь, работники убегают, а дед их догоняет.

Правила игры: Дед ловит работников только после окончания песни. Пойманный игрок становится водящим.

Чапрл тв – Гора Чабырлы

Среди игроков выбирают ведущего – Улыпа. Остальные встают в круг и берутся за руки. Улып ходит за кругом. Игроки идут по кругу и поют:

Срч лл ларать,

Тпенелле кармашать,

Ун трх Улп утать,

Хйн юррине юрлать:

Лпк шывл Све инчен,

Анл Атл, тван ен инчен.

Гора-горушка,

Высотой до небушка.

Как по той, по высокой

Улып шел, песню пел

О Свияге, о тихоструйной,

О Волге, о матушке,

О родной земле, сторонушке.

Игроки поднимают руки. Улып входит в круг и исполняет танец.

Правила игры: Ведущий исполняет чувашский танец.

Патша хр - Царевна

Выбирают царевну и царевича. Остальные становятся в круг, на середину которого выходит царевна. Царевич ходит за кругом. Играющие поют :

Патша ывл, тухсам,

Патша хрне эс пхсам.

Ун ийнче сар кпе,

Сар кпе.

Урийнче н ат,

н ат.

Пу инче ут тухъя,

ут тухъя.

Унпа юнашар трсам,

Таш ташласа парсам.

Ты, царевич, поспеши,

На царевну посмотри.

На девушке платье,

Вот так платье.

На ногах сапожки,

Вот так сапожки.

На головушке тухъя,

Вот так тухъя.

Подойди смелее к ней,

И станцуйте поскорей.

Царевич входит в круг и они танцуют с царевной. Потом выбирается следующая пара и игра продолжается.

Правила игры: Царевич с царевной должны исполнить чувашский танец.

Формирование личности – сложный, многозначный процесс, выступающий в форме физиологического, психического и социального становления человека и определяющийся внутренними и внешними естественными и общественными условиями.

Музыкально-эстетическая культура дошкольника формируется в условиях интеграции эстетической и музыкальной деятельности детей как культуротворческий эмоционально окрашенный процесс, направленный на присвоение ценностей искусства и культуры посредством их творческого преобразования по законам красоты.

Музыкальная игра может выступать как наиболее универсальный способ, позволяющий оптимизировать гуманистические принципы интеграции искусства в процессе музыкально-эстетического воспитания. Значительно расширяя границы познания музыкального искусства, игра способствует эффективному формированию всех компонентов музыкально-эстетической культуры личности [5].

Таким образом, суть методики формирования основ музыкально-эстетической культуры заключается в активизации и установлении взаимосвязи эмоционального и осознанного восприятия музыкальных произведений на основе творческого диалога ребенка с искусством, организованного в форме музыкальной игры.

Список литературы:

1. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. – М., 1968.

2. Груздова, И. Музыкально-эстетическая культура детей дошкольного возраста : сущность и пути формирования / И. Груздова // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 2, с. 79-88.

3. Груздова, И. Формирование музыкально-эстетической культуры детей дошкольного возраста в игре : условия организации и педагогического руководства / И. Груздова // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 3, с. 81-87.

4. Каган, М. С. Философия культуры. Становление и развитие / М. С. Каган. – Спб. : Лань, 1998.

5. Карташев, С. А. Формирование музыкально-эстетической культуры младших школьников : методические рекомендации / С. А. Карташев. – Витебск: УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2008.

6. Кенеман, А. В. Музыкальная игра как одно из средств музыкального воспитания в советском детском саду: Автореферат дисс. / А. В. Кенеман. – М. : 1999.

7. Радынова, О. П. Формирование основ музыкальной культуры у дошкольников : Дисс. раб. / О. П. Радынова. – М. : 1999.

8. Тельчарова, Р. А. Уроки музыкальной культуры : Книга для учителя. Из опыта работы / Р. А. Тельчарова. – М. : 1991.

9. Махалова, И. В., Николаева, Е. И. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа: Учебно-методическое пособие / И. В. Махалова. – Чебоксары, 2003.

10. Ильгачева, Р. И. Чувашские народные песни для детей: Методическое пособие для классной и внеклассной работы / Р. И. Ильгачева. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2008.

Публикации по теме:

Из опыта работы «Фольклор — источник народной культуры в музыкальном развитии детей дошкольного возраста»Из опыта работы «Фольклор — источник народной культуры в музыкальном развитии детей дошкольного возраста» Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребёнка. Понятие эстетического.

Чувашское народное декоративно-прикладное искусство в формировании эстетической культуры дошкольниковЧувашское народное декоративно-прикладное искусство в формировании эстетической культуры дошкольников В современных условиях идет переосмысление общечеловеческих и национальных ценностей, обновляется эстетическая культура, национальные традиции.

Консультация «Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовное обогащение семьи» Книга – это воспитатель человеческих душ. Она является одним из источников информации, который дети используют для самообразования. Новые.

Музыкальная игра как средство развития ребенка-дошкольника Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение Инженерно- техническая школа имени дважды Героя.

Педсовет с родителями «Методы и формы раннего формирования основ культуры дошкольников, культуры семейного воспитания» Педсовет №3 (совместно с родителями) Методы и формы раннего формирования основ культуры дошкольников, культуры семейного воспитания, толерантное.

Психолого-педагогические условия формирования субъектной позиции у дошкольника .

Ролевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольникаРолевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольника Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, сущность которой состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны.

Самообразование педагога «Дидактические игры как средство формирования экологической культуры дошкольника» МДОУ «Детский сад «Улыбка» ИОМ педагога Ефимовой С. Н. Тема самообразования на 2018-2019 учебный год. : «Дидактические игры как средство формирования.

Воспитание основ эстетической культуры у детей дошкольного возраста средствами музыки Эстетическое воспитание - это длительный процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности.

Студийно-кружковая работа в ДОУ как источник творческого развития личности дошкольника Детство – пора удивительная и уникальная. В ней всё возможно, всё позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкальная игра — источник формирования музыкально-эстетической культуры дошкольника
Опубликовано: 8 января 2019 в 09:59
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД