МААМ-картинки

Музыкальная культура и особенности фольклора Тульского края

Алла Фирюлина
Музыкальная культура и особенности фольклора Тульского края

Фирюлина А. В.

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И ОСОБЕННОСТИ

ФОЛЬКЛОРА ТУЛЬСКОГО КРАЯ

г. Тула, МБОУ ЦО №5

В статье рассматриваются особенности песенного фольклора Тульского края, а также его основные отличительные черты, в качестве музыкального примера представлено музыкальное произведение для детей «Где был, Иванушка?».

Публикация «Музыкальная культура и особенности фольклора Тульского края» размещена в разделах

Ключевые слова: фольклор, народные песни, музыкальное искусство, музыкальная культура.

В современном музыкознании под традиционным фольклором понимается в первую очередь музыкально-поэтическое искусство, создаваемое и передаваемое каждой этнической средой из поколения в поколение [Гарбузов, с. 303]. Основные песенные жанры включают в себя произведения русского устного народного творчества: трудовые песни, календарный фольклор, свадебный фольклор, баллады, исторические песни и духовные песни. К примеру, детский фольклор представлен пестушками, потешками, прибаутками, колыбельными, дразнилками, игровыми песнями.

Известные деятели русской культуры всегда с большим интересом относились к народному творчеству, в том числе и в Тульский крае. Вторая половина XIX в. дает в этом отношении множество примеров. Высоко ценилось музыкальное народное творчество наших земляков - таких великих писателей,как, например, Толстой Л. Н. и Тургенев И. С. [Карманова, Бекленищева, с. 1]. В знаменитом рассказе Тургенева И. С. «Певцы», как известно, писатель особо отмечал песенное искусство наших земляков из с. Сергиевского (теперь г. Плавск): «Село Сергиевское на большой Орловской дороге славится по всей России своим особенно приятным и согласным напевом»[Тургенев, с. 201]. А в черновой рукописи после этих слов он писал: «Я б каждому музыканту посоветовал съездить послушать хор Сергиевских мужиков; я ему отвечаю, что он бы не раскаялся в своей поездке и, может быть, вынес из нее не одну мысль и не одно замечание»[Тургенев, с. 201].

Важно отметить, что «из музыкальных инструментов у местных крестьян и малоимущих горожан наиболее распространенным была балалайка, нередко самодельная. С развитием в Туле гармонного производства этот инструмент становится наиболее доступным для приобретения и игры на нем». [Карманова, Бекленищева, с. 2]. Исследователь тульских кустарных промыслов Борисов В. М. в 1882 г. отмечал, что благодаря ее дешевизне гармонь почти повсеместно вытеснила первобытный струнный народный музыкальный инструмент – балалайку.

Опираясь на исследования последних фольклорно-этнографических экспедиций Тульского педагогического университета им. Л. Н. Толстого, а также на материалы сборников Смирнова Б. Ф. «Песни Ясной поляны», Новиковой А. М. и Пушкиной С. И. «Традиционные бытовые песни Тульской области», можно сделать выводы о степени сохранности традиционных жанров в Тульском песенном фольклоре. По словам педагогов Кармановой В. В и Бекленищевой С. М. календарный фольклор в настоящее время мало сохранился, а большую часть песенного фольклора составляют хороводные, эпические, лирические, свадебные, семейно-бытовые жанры[Карманова, Бекленищева, с. 2].

Как показывают исследования,одним из наиболее популярных жанров Тульского края является лирическая песня. Также для Тульской области характерна стабильная жанровая система, где центральными элементами являются игровые хороводные песни с «алелёшными» припевами. Местные жители называют медленные хороводы «хоровод», «каравод», «карагод», «круги водить». В архивных материалах они обозначаются как хороводные или хороводные игровые. Все песни исполняются в кругу с движением по солнцу. Иногда в центре круга обыгрывается сюжет песни[Карманова, Бекленищева, с. 3].

В этой связи важно проанализировать также и исполнительскую манеру Тульского края, как одну из его региональных особенностей. Она занимает промежуточное положение между южнорусской и среднерусской певческими традициями. Характер пения и певческая манера обычно связаны с той бытовой средой, в которой живут и трудятся люди, с обрядовыми традициями местности, с особенностями местного говора. Манера исполнения в Тульской песенной традиции язычная с преобладанием грудного резонирования, при наличии высокой позиционности звука. Преобладает открытая вокализация, голос звучит звонко и непринужденно[Карманова, Бекленищева, с. 3]. Всё это придаёт песням местный колорит, независимо от их жанровой принадлежности.

Давайте рассмотрим более подробно стилистику песенного фольклора Тульского края с педагогической точки зрения, на изучение которой должен быть направлен учебно-воспитательный процесс. Особое значение для педагога - музыканта приобретает включение в учебный материал знакомства детей с принципами распевания песенного текста на голоса. Но как известно, «в практике народно-песенного исполнительства не существует разучивания песни, тем более по голосам»[Карманова, Бекленищева, с. 3].

Для большей наглядности, приведем пример детской народной песни «Где был, Иванушка?».

Где был, Иванушка?

На ярмарке (на базаре).

Что купил, Иванушка?

Курочку.

Курочка по сеничкам

Зернышки клюёт,

Иванушка в горенке

Песенки поёт.

Где был, Иванушка?

На ярмарке (на базаре).

Что купил, Иванушка?

Уточку.

Курочка по сеничкам

Зернышки клюёт,

Уточка по лужице

Взад-вперед плывет,

Иванушка в горенке

Песенки поет.

Где был, Иванушка?

На ярмарке (на базаре).

Что купил, Иванушка?

Барашка.

Курочка по сеничкам

Зернышки клюет,

Уточка по лужице

Взад-вперед плывет,

Барашек в садике

Травушку жует,

Иванушка в горенке

Песенки поет.

Где был, Иванушка?

На ярмарке (на базаре).

Что купил, Иванушка?

Коровушку.

Курочка по сеничкам

Зернышки клюет,

Уточка по лужице

Взад-вперед плывет,

Барашек в садике

Травушку жует,

Коровушка деткам

Молочко даёт,

Иванушка в горенке

Песенки поет.

Такие песни представляют собой актуальный материал для развития детского голоса, а кроме того их можно инсценировать, что способствует развитию воображения и детского творчества в целом.

Пример, приведенный в данной статье, демонстрирует колорит музыкального материала среднерусской традиции, в частности Тульского края, который содержит достаточно большое количество несложных песенных примеров из детского игрового репертуара и календарно-обрядового цикла. Как показал наш практический опыт, они легко запоминаются и осваиваются не только взрослыми, но и детьми, поскольку каждый несложный песенный пример представляет собой типичную попевку, своеобразный «формульный напев», который при дальнейшем изучении традиций легко вписывается в более сложные народные песни, способствуя тем самым естественному освоению традиций нашего региона.

Список литературы

И. С. Тургенев Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. / Т. 3, - М. ,: Наука, 1979.

Н. А. Гарбузов – музыкант, исследователь, педагог. – М. : Музыка, 1980.

Электронные ресурсы

Карманова В. В., Бекленищева С. М. Музыкальная культура и особенности фольклора Тульского края // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4516–4520. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55168.htm

Публикации по теме:

Декоративное рисование. Выполнение эскиза фигурного пряника. История тульского пряникаДекоративное рисование. Выполнение эскиза фигурного пряника. История тульского пряника Задачи: воспитывать уважение к труду и людям труда, интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение.

Использование фольклора в режимных моментах Использование народного фольклора в режимных моментах. Предлагаем Вашему вниманию использование народного фольклора в режимных моментах.

Опыт работы «Самостоятельная музыкальная деятельность под руководством музыкального руководителя «Музыкальная мозаика»Опыт работы «Самостоятельная музыкальная деятельность под руководством музыкального руководителя «Музыкальная мозаика» Музыка присутствует в повседневной жизни детского сада: на занятиях. в играх, во время двигательной активности. Знакомые детям музыкальные.

Конспект занятия «Животный мир Краснодарского края. Красная книга исчезающих животных края» для детей с 8–17 лет с ОВЗКонспект занятия «Животный мир Краснодарского края. Красная книга исчезающих животных края» для детей с 8–17 лет с ОВЗ Цель занятия: познакомить с разнообразием животных Краснодарского края. Формировать основы экологической культуры. Задачи: 1. Познакомить.

Краеведение «Зимующие птицы Тульского края»Краеведение «Зимующие птицы Тульского края» Само введение краеведческого компонента, признание его серьезного значения - знамение нашего времени, проявление того, что российская.

Проект «Село родное — капелька России. Русская народная культура Алтайского края» для детей подготовительной группы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Берёзка» Проект на тему: «Село родное – капелька России:.

Праздники на основе русского фольклора в ДОУПраздники на основе русского фольклора в ДОУ Добрый день уважаемые коллеги! Хочу продолжить рассказ о нетрадиционных праздниках в нашем детском саду. Ранее я уже рассказала о празднике.

Тула веками оружие ковала (Фоторепортаж о посещении Тульского государственного музея оружия)Тула веками оружие ковала (Фоторепортаж о посещении Тульского государственного музея оружия) Каждый город, посёлок, село имеет свою визитную карточку. Тула издавна славится самоварами, пряниками, гармонями, глиняной игрушкой и оружием.

Выполнение эскиза самовара. История тульского самовара. Урок в начальной школеВыполнение эскиза самовара. История тульского самовара. Урок в начальной школе Рисование с натуры, декоративная работа или лепка - на Ваше усмотрение. Задачи: воспитывать уважение к труду и людям труда, интерес и любовь.

Значение фольклора в жизни ребёнка. Консультация для родителей С самого раннего детства ребёнок знакомится с устным народным творчеством и историей своей страны. Приобщая детей к устному народному творчеству,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкальная культура и особенности фольклора Тульского края
Опубликовано: 4 сентября 2022 в 17:31
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД