Татьяна Кузнецова
«Музыкально-дидактические игры» — консультация для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Татьяна Кузнецова, музыкальный руководитель
МБДОУ ДСКВ № 40 «Солнышко»
Музыкально-дидактические игры
Одной из важных задач всестороннего развития современной молодежи является воспитание музыкальной культуры. Ее основы закладываются уже в детстве. В этой связи большое место отводится музыке в детском саду - она звучит и на музыкальных занятиях, и в самостоятельной музыкальной деятельности, и во время праздников и развлечений.
Публикация «„Музыкально-дидактические игры“ — консультация для педагогов» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Музыкальные игры. Консультации
- Темочки
Содержание музыкального воспитания предусматривает воспитание у детей восприимчивости, интереса, любви к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости на нее, приобщение их к разнообразным видам музыкальной деятельности (слушанию, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на детских музыкальных инструментах, что позволяет развивать общую музыкальность ребенка, его творческие способности. На основе полученных детьми знаний о музыке у них формируется сначала избирательное, а потом и оценочное отношение к ней, появляются начальные формы музыкального вкуса.
Однако практика показывает, что полноценное восприятие ребенком музыки возможно лишь в том случае, если он понимает, о чем она «рассказывает», способен сравнивать услышанное с чем-то предметным, уже встречавшимся ему в жизни. Музыкальные образы «. побуждают ребенка к сопереживанию и заставляют задуматься над тем, о чем музыка «рассказывает»,— пишет Н. А. Ветлугина. — Ребенок не просто воспринимает музыкальные звуки, красоту и гармоничность их сочетаний, но стремится сопоставить все это с чем-то реальным».
Восприятие музыки - сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика и т. д., различать музыкальные произведения по жанру, характеру. В этом дошкольникам помогают музыкально-дидактические пособия, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом. Б. М. Теплов отмечал, что «музыка, взятая сама по себе, может только выражать эмоциональное содержание, но вместе с другими внемузыкальными средствами познания познавательное значение музыки развивается до широчайших пределов».
Наглядные пособия - эффективное средство познания объективной действительности. Наглядность не только облегчает познавательную деятельность учащихся, но и организует их восприятие, активизирует процесс запоминания. Известный специалист в области музыкального воспитания дошкольников - Н. А. Ветлугина считает, что в музыкальном воспитании детей необходимо применять вспомогательные наглядные средства, которые поясняют содержание музыки.
Использование наглядных пособий в музыкальном воспитании детей позволяет в простой, доступной детям игровой форме дать представление о музыке, ее выразительных возможностях; научить различать разнообразную гамму чувств, настроений, переданную музыкой. Благодаря применению наглядных пособий у детей активнее развиваются музыкально-сенсорные способности, а также общие музыкальные способности - звуковысотное восприятие, чувство ритма, гармонический слух, чувство лада, темпа. У них возникает интерес к музыке. Музыкальные задания, выполняемые с помощью наглядных пособий, значительно активизируют умственную деятельность ребенка, развивают его самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческий характер. Совершенствуются память и музыкальный вкус.
К таким наглядным пособиям можно отнести музыкально-дидактические пособия и настольные музыкально-дидактические игры. Между ними много общего. И те и другие служат, прежде всего, учебным целям, развивают у детей представление о высоте и длительности музыкальных звуков, умение понимать характер разных музыкальных произведений и т. д. Однако между музыкально-дидактическими пособиями и играми есть существенное различие. Оно состоит в том, что музыкально-дидактическая игра (как и любая другая) имеет свой игровой сюжет, игровое действие, правила, которые необходимо соблюдать. Особенностью музыкально-дидактических игр является и то, что они могут использоваться детьми самостоятельно вне музыкальных занятий, в то время как музыкально-дидактические пособия в качестве учебных применяются в основном на музыкальных занятиях.
Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию,вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.
Музыкально-дидактические игры должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены. Тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание петь и слушать музыку, т. е. участвовать, будут побуждать детей к творчеству, приобщать их к прекрасному миру музыки.
ТРИ ЦВЕТКА
ЦЕЛЬ: Определение характера музыки.
Демонстрационный материал: три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо» — спящее, плачущее или веселое, изображающих три типа характера музыки: добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная); грустная, жалобная; веселая, радостная, плясовая, задорная.
Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки, три звездочки и т. д.
Раздаточный материал: у каждого ребенка - один цветок, отражающий характер музыки.
Ход игры:
I вариант. Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребенок говорит его название и имя композитора.
II вариант. Перед каждым ребенком лежит один из трех цветков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.
ПОДБЕРИ КАРТИНКУ
ЦЕЛЬ: развитие чувства ритма.
У каждого ребёнка полоска с ритмическим рисунком. По очереди дети прохлопывают свой ритм и подбирают соответствующую картинку животного.
ПРОГУЛКА
ЦЕЛЬ: развитие чувства ритма.
У каждого ребёнка набор полосок разной длинны (короткие и длинные). Педагог рассказывает, что он видел на прогулке: Таня взяла мяч с тала медленно ударять им о землю, вот так. (Прохлопывает ритмический рисунок из длинных звуков - дети выкладывают длинные полоски). Затем она ударяла быстро, вот так. (Прохлопывает другой ритмический рисунок из коротких звуков - дети выкладывают короткие полоски).
Пошел дождик и т. д.
ЗВУЧАЩИЕ УЗОРЫ
ЦЕЛЬ: развитие чувства ритма.
Покажите детям цепочки цветов. Предложите им прохлопать названия цветов.
Каждый ребёнок получает карточку с цветком. Дети делятся на подгруппы и выкладывают цепочку из своих карточек. Сначала дети прохлопывают свои цепочки, а затем играют их на шумовых инструментах. У каждой подгруппы свой инструмент.
ТРИ МЕДВЕДЯ
ЦЕЛЬ: развитие слухового восприятия, внимания, чувства ритма.
У каждого ребёнка картинки с изображением трех медведей.
Ход игры:
Музыкальный руководитель. Вы помните, ребята, сказку «Три медведя»? (Дети отвечают.)
В последней комнате Машенька легла на минуточку в кроватку и заснула. А в это время медведи вернулись домой. Вы помните, как их звали? (Дети отвечают.) Послушайте, кто первый зашел в избушку? (Выстукивает ритмический рисунок на инструменте на одном или двух звуках. Дети называют, кто пришел.)
Музыкальный руководитель (показывает картинку). Как мишка идет? Медленно, тяжело. Отхлопайте ритм ладошками, как он идет? И так про каждого медведя.
ВЕСЕЛЫЕ ГУДКИ
ЦЕЛЬ: развитие слухового восприятия, чувства ритма.
У каждого ребёнка набор полосок (длинные и короткие).
Ход игры:
Музыкальный руководитель. Смотрите, ребята, какой красивый пароход плывет по морю. Он хочет нас поприветствовать своим веселым гудком. (Показывает картинку парохода).
Вот так! (Изображает на фортепиано ритмический рисунок.)
Дети отхлопывают ритм и выкладывают его полосками у себя на карточках.
Аналогично игра проводится и с паровозом.
МИШКА С ШАРИКАМИ
Цель: Дидактическая игра на закрепление знаний о длительности звуков.
У каждого ребёнка картинка с изображением мишки и набор шариков (больших и маленьких).
Ход игры:
Музыкальный рук-ль:
Медвежонку в магазине
Много шариков купили —
Разноцветных разных ярких.
Был он очень рад подарку,
Все на шарики смотрел,
Даже песенку запел. (Поет попевку.)
Мишка шарики купил,
С ними весело ходил. Вот!
Дети повторяют попевку, отхлопывают ритм, определяют количество долгих и коротких звуков и выкладывают шариками ритмический рисунок.
Примечание: на одном занятии эту игру можно проводить только с демонстрационным материалом, только с раздаточным или с тем и другим.
ЧЕЙ ЭТО МАРШ
ЦЕЛЬ: Расширять представления детей о жанрах музыки, развивать умение различать характер марша; развивать слуховое восприятие, внимание, чувство ритма.
Дети слушают различные марши и подбирают соответствующую картинку:
•Марш игрушечный
•Марш военный
•Марш свадебный
СОЛНЫШКО И ТУЧКА
ЦЕЛЬ: Развивать у детей представление о различном характере музыки. Учить подбирать картинку соответствующую характеру произведения или его части.
1 Вариант: Детям предлагают послушать произведение и определить его характер:
Солнышко – весело, радостно, звонко, солнечно и т. д.
Солнышко и тучка – спокойно, мечтательно, задумчиво, неторопливо и т. д.
Тучка – грустно, печально, жалобно, плаксиво, пасмурно и. т. д.
2 Вариант: Детям раздают карточки (по одному комплекту) и предлагают прослушать три произведения. Дети поочередно определяют характер каждого из них, закрывая пустые квадраты на прямоугольной карточке квадратами с условными изображениями.
ПАРОВОЗ
ЦЕЛЬ: развитие слухового восприятия, чувства ритма.
В кабину для машиниста вставляется одна картинка (любая: ежик, лев или крокодил). Это машинист. В вагончик вставляются две картинки в любой последовательности. Например: два ежика поехали в гости (Ё-ЖИК, Ё-ЖИК, или ежик поехал в гости, а крокодил попросил взять его с собой (Ё-ЖИК, кро-ко-ДИЛ или кро-ко-ДИЛ, ЛЕВ и т. д.). Нужно протопать, прохлопать, сыграть на музыкальных инструментах «имя машиниста» и пассажиров.
В дальнейшем дети сами выбирают и вставляют картинки, педагог при необходимости помогает.
СОЛНЫШКО
ЦЕЛЬ: Знакомство с длинными и короткими звуками.
Педагог дает детям понятия о долгих и коротких звуках с помощью слогов: ТА и ти. Большое солнышко – ТА –длинный звук. Дети и педагог долго тянут звук. Маленькое солнышко – ти – короткий звук. Произносится кратко, отрывисто. Дети выкладывают ритм попевок. Затем педагог предлагает ритмично проговорить, протопать, прохлопать ритмическую формулу.
ПЕРЕДАЙ НАСТРОЕНИЕ
ЦЕЛЬ: Развивать мимические способности детей, умение передавать настроение мимикой.
1 вариант:
Дети по очереди берут карточки (пиктограммы) и показывают всем, изображенное настроение. Остальные дети угадывают, что он изобразил.
2 вариант:
Дети с педагогом сидят по кругу. Один ребенок берет карточку (пиктограмму, изображает настроение и мимикой передает рядом сидящему по кругу и т. д.
УГАДАЙ ЦВЕТОК
ЦЕЛЬ: Развитие у детей дыхания.
У каждого ребенка карточка с изображением цветка, закрытая листочком. Дети должны подуть, так, чтобы приподнять верхний листок и угадать, какой цветок у него изображен.
ВЕСЕЛЫЕ ПОДРУЖКИ
ЦЕЛЬ: Развитие чувства ритма.
Демонстрационный материал: плоские фигурки из картона (5 шт., разрисованные в русском стиле. Можно использовать варианты: все куклы одной величины, но раскрашены по-разному, или куклы разного размера (по типу матрешек) в одежде с различными узорами и т. д.
Раздаточный материал: деревянные ложки по две на каждого ребенка.
Ход игры:
Фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц».
Музыкальный руководитель. Познакомьтесь, ребята, к нам в гости пришли веселые подружки: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка. (Выставляет их в одну шеренгу.) Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот так умеет Дашенька!
Музыкальный руководитель берет матрешку и выстукивает деревянной подставкой-катушкой ритмический рисунок. Дети повторяют ритм деревянными ложками. Можно дать детям в руки кубики, палочки, просто отхлопать ритм в ладоши или протопать ногами. Фигурки могут быть разной величины (от маленькой до большой, в этом случае ритмы даются по сложности (от легкого до более сложного). Ритмы также можно демонстрировать детям, исполняя их на фортепиано.
ДОМИК - КРОШЕЧКА
ЦЕЛЬ: закрепление знаний детей о постепенном движении мелодии верх и вниз.
Демонстрационный материал: игровое поле с изображением домика с крыльцом из семи ступенек. Фигурки зверей: заяц, лягушка, лиса, мышка, петушок, кошка, собака, птичка. Рисунок домика увеличивается до необходимого размера, фигурки вырезаются по контуру и раскрашиваются.
Ход игры:
Музыкальный руководитель. Стоит в поле теремок, теремок. Как красив он и высок, да высок. По ступенькам мы идем, все идем. Свою песенку поем, да поем. Приходите в теремок, в теремок, Будем печь большой пирог, да пирог.
С помощью считалки выбираются трое детей, каждый берет себе любую фигурку зверюшки.
Персонаж идет по ступенькам вверх и поет первую фразу: «По ступенькам я иду.», затем, стоя у входа в домик, поет вторую фразу: «В дом чудесный захожу!», придумывая свой мотив, — и «заходит» в дом.
Каждый ребенок, придумывая мотив второй фразы, не должен повторять чужой мотив. Когда все персонажи «зайдут» в дом, начинается постепенное движение вниз, в обратном порядке.
Персонаж спускается по ступенькам и поет: «По ступенькам вниз иду.», затем, стоя у первой ступеньки, допевает вторую фразу: «По тропиночке уйду», также придумывая свой мотив этой фразы, и уходит.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПТЕНЧИКИ
ЦЕЛЬ: закрепление знаний о высоте звука (высокий и низкий, развитие детского творчества.
Демонстрационный материал: картина с изображением дерева, ветки которого расположены в виде нотоносца; птички - 5 шт. ; набор шапочек для «птичек».
Раздаточный материал: карточка с изображением дерева, ветки которого расположены в виде нотоносца; птички - 5 шт. Комплект готовится на каждого ребенка.
Примечание: дерево и птички должны быть соразмерны, ветки - нотный стан, птички - ноты.
Ход игры:
Музыкальный руководитель. Наступила весна, вернулись из теплых краев птицы, свили гнезда и вывели птенчиков. Обрадовались птенчики, что научились летать, и стали с веточки на веточку порхать, песенки петь.
Музыкальный руководитель выбирает несколько детей, надевает на них шапочки птички-мамы и птенчиков и дает им в руки изображения птиц.
Дети (поют попевку). Мы птенчики веселые,
Умеем мы летать
И с веточки на веточку
Нам весело порхать.
I вариант (для детей младшего возраста).
Ребенок, изображающий маму, ставит птицу на нижнюю веточку и поет импровизированную песенку низким голосом.
А мамочка волнуется:
Лети-ка, птенчик, вниз!
Спою я колыбельную,
И ты уснешь, малыш!
Дети, изображающие птенчиков, прикладывают птенчиков к веткам повыше и поют высокими голосами.
Не хочу к тебе лететь,
Буду здесь я песни петь.
II вариант (для детей старшего возраста).
Выбирается мама-птичка и птенчики. Дети-птенчики поют свою песенку и раскладывают изображения по верхним веткам дерева, называя по их именам: птенчик Ре, птенчик Си и т. д.
Затем, свою песенку поет мама, она «слетает вниз» и зовет к себе малышей. Каждый птенчик поочередно пропевает свой звук, слетает с дерева и садится рядом с мамой. По окончании игры все дети пропевают имена (названия нот) птенчиков и возвращают их на веточки.
Литература:
Костина Э. П. Музыкально - дидактические игры. 2010г
Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. 2007г