Полина Давыдюк
Музыкально-ритмическое воспитание в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
1. Значение музыкально-ритмического воспитания, задачи.
Ритмика — один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания. Данную систему музыкально-ритмического воспитания одним из первых разработал в конце XIX века швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз. Основав активную двигательную основу музыкально-ритмического чувства, Жак-Далькроз подчинил движение ритму различных произведений и определил путь эмоциональной передачи движений. Он создал ряд ритмических упражнений, отвечающих возможностям и потребностям детей.
Публикация «Музыкально-ритмическое воспитание в детском саду» размещена в разделах
Музыкально-ритмическое воспитание (ритмика) - это специальный предмет, который имеет целью активизировать музыкальное восприятие детей через движение, прививать им навык осознанного отношения к музыке, помогает выявить их музыкальные творческие способности. Занимаясь ритмикой, дети активно участвуют в передаче характера музыки, ее темпа, динамики, ритма, формы. Они подвижны, эмоциональны, восприимчивы к музыке, и многие понятия по музыкальной грамоте легче ими усваиваются через движение.
Основной задачей ритмики является развитие у детей общей музыкальности и чувства ритма, внимания, памяти, выявление творческих способностей. Важно заметить, что музыкально - ритмическая деятельность имеет три взаимосвязанных направления.
Первое обеспечивает музыкальное развитие, включая развитие музыкального слуха, усвоения музыкальных знаний и умений подчинять движения музыке.
Второе дает правильные двигательные навыки при разучивании танцевальных элементов. Именно на уроках ритмики учащиеся впервые знакомятся с особенностями танцевальной национальной культуры.
Третье направление обеспечивает формирование умения управлять движениями тела, ориентироваться в пространстве, умения держать равные интервалы.
В процессе ритмических занятий педагог должен добиться не просто усвоения какого-то движения, а качественного выразительного исполнения. Свобода, естественность, отсутствие всякого напряжения – вот что должно быть характерным при выполнении детьми музыкально - ритмических движений. Конечно, это сложная задача, но вполне осуществимая, если в своей работе с детьми педагог будет учитывать следующие принципы: комплексное решение основных задач музыкального воспитания, системность, постепенность, последовательность, повторность.
В основе занятий ритмикой лежит изучение тех средств музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отражены в движении. Преподавателю ритмики следует подбирать такие музыкальные произведения, которые рисуют яркие образы, близкие и понятные детям, и легко поддаются отражению в движении. Выразительное исполнение музыки концертмейстером придает движениям учащихся эмоциональность, помогает детям двигаться ритмичнее, выразительнее.
Безусловно, одной из важных задач ритмики является развитие творческой активности, воображения и фантазии у детей, их умения самостоятельно отражать свои впечатления от музыки в выразительных, эмоциональных, музыкально-двигательных образах. Поэтому на своих уроках ритмики часто предлагаю детям самостоятельно придумывать движения, в соответствии с характером музыки. Конечно, сначала эти попытки детей в придумывании своего танца еще не уверены. Движения однообразны, чувствуется их некоторая скованность. Но к концу года многие могут достаточно выразительно передать в танце характер, настроение. Такие задания, к счастью, развивают у детей образность движения, учат их более тонко чувствовать эмоциональную настроенность произведения. С большим удовольствием дети исполняют танцы, в движения которых включены разнообразные ритмические хлопки, соответствующие ритмическому рисунку мелодии. Так же распространенными видами музыкально-ритмической деятельности являются игры. А. С. Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, именно то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок будет в игре, таков во многом он будет в работе». Интерес к игре и эмоциональная принадлежность в процессе ее исполнения способствуют развитию творческой инициативы ребенка. Необходимо отмечать каждое удачно найденное ребенком новое движение в игровом образе. Огромное значение на уроках ритмики должно уделяться и умению детей владеть своим телом. Чем способней, пластичней ребенок в движении, тем ярче в нем будет развиваться творческое начало, вырабатываться художественный вкус. Исчезнет скованность движений, появится уверенность, радость от своих возможностей.
Таким образом, побуждение творческой инициативы у детей – это мысль, которая должна проходить «красной нитью» через все занятия ритмикой. Ведь музыкально-ритмическое воспитание учит ребенка танцевать красиво, владеть ритмопластикой танца, помогающей быть искренним, привлекательным и непосредственным.
2. Виды игр, танцев, упражнений, используемых в ДОУ.
Виды музыкальной деятельности детей (восприятие, исполнительство, творчество) приобретают различное содержание в зависимости от организа-ционных форм, в которых они протекают. Виды игр, танцев, упражнений, используемых в ДОУ в каждой из форм тоже специфичны. Так, слушание му-зыки на занятии — активный, целенаправленный процесс, включающий установку на восприятие, данную педагогом, переживание музыки, осмысление ее содержания. Педагог руководит этой деятельностью, организует произволь-ное внимание детей. В повседневной жизни детского сада ребята могут слушать музыку как с установкой на ее восприятие, так и без нее. Во время тихих игр, рисования под музыку, звучащую по радио или в грамзаписи, внимание ребенка могут привлечь наиболее понравившийся ему музыкальный фрагмент, мелодия. Такое непроизвольное восприятие также способствует накоплению музыкаль-ных впечатлений.
Виды музыкальных игр, которые используется в жизни детского сада и активное восприятие музыки : тематические концерты, беседы-концерты. При этом дети получают глубокие и разнообразные впечатления. Педагог может сосредоточить внимание ребят на какой-либо важной музыкальной теме, расширяющей их представления о стилях, жанрах. Например, рассказать о старинной музыке и дать послушать ее в исполнении различных музыкальных инструментов, для которых она написана (клавесин, флейта, камерный ансамбль, оркестр, орган).
Беседу о музыке полезно сопроводить показом репродукций картин, дающих представление о жизни, обычаях людей той эпохи, в которую было создано произведение, об искусстве тех времен.
В тематической беседе-концерте можно сравнить музыку разных исторических эпох, например танцы (или взять другие жанры).
Беседа-концерт может быть посвящена творчеству композитора (И. С. Бах, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, П. И. Чайковский и другие, рассказу о его жизни. Например, в беседе-концерте о музыке Л. Бетховена детям рассказывают, что она очень мужественна, в ней слышатся страдания, боль, потому что у самого композитора была очень нелегкая судьба: глухота, непризнание его музыки при жизни, личные переживания из-за невозможности жениться на любимой девушке (Джульетте Гвиччарди, унизительное положение музыканта при дворе в те времена и т. д. Рассказ, сопровождаемый фрагментами музыкальных произведений Л. Бетховена, надолго запоминается детям.
Прекрасные темы для таких бесед-концертов — «Сказка в музыке» (по произведениям А. К. Лядова «Баба Яга», «Кикимора», фрагментам из опер Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане», М. И. Глинки «Руслан и Людмила» и др.) и «Музыка о природе» (со слушанием пьес П. И. Чайковского «Времена года», скрипичных концертов А. Вивальди «Времена года», пьес Э. Грига «Весной», «Ручеек», песен Ц. Кюи и П. И. Чайковского «Осень» и многих других произведений зарубежной, отечественной классики и народной музыки).
Необычные новые музыкальные впечатления обогащают детей, запоминаются надолго, способствуют формированию музыкально-эстетического сознания (интересов, чувств, оценок, вкуса, ценностного отношения к музыке.
Форма занятия не всегда позволяет включать подобные развернутые беседы о музыке, ее продолжительное слушание из-за недостатка времени и необходимости решать разносторонние задачи музыкального воспитания детей в других видах деятельности (исполнительстве и творчестве).
В ДОУ ребенок использует наиболее близкие ему виды исполнительской и творческой деятельности. Музицируя самостоятельно, дети поют любимые песни, играют на музыкальных инструментах по собственной инициативе. Участие педагога (или родителей) здесь носит косвенный характер. Взрослый помогает детям советом, а если нужно, и действием освоить то, что им не удается самим, поддерживает интерес, не давая ему угаснуть из-за неудач.