Папки-передвижки

Музыкально-творческая деятельность как средство социализации ребёнка  дошкольника

Татьяна Герасимова
Музыкально-творческая деятельность как средство социализации ребёнка  дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Практикум для музыкальных руководителей

«Музыкально – творческая деятельность как средство

социализации ребёнка – дошкольника»

Подготовила музыкальный руководитель Герасимова Татьяна,

ЯНАО, Тюменская обл., г. Ноябрьск

Публикация «Музыкально-творческая деятельность как средство социализации ребёнка  дошкольника» размещена в разделах

Детское музыкальное творчество — важный фактор в развитии личности ребёнка, его социально – коммуникативных отношений. Т. к. социально - коммуникативное развитие детей является важной проблемой в педагогике, его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Детское музыкальное творчество обычно не представляет большой художественной ценности для окружающих людей по качеству, по масштабности охвата событий, по решению проблем, а является важным для самого ребёнка. Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности.

Песенное творчество

Один из центральных разделов программы музыкального развития ребенка - песенное творчество. Песня помогает справляться с трудностями, благотворно влияет на психическое состояние человека. Благодаря слову песня более доступна по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Текст песни помогает ребёнку лучше понять музыкальный образ. Исполнение песен объединяет детей, создает условия для эмоционального музыкального общения. Доказано, что пение тесно взаимосвязано с общим развитием ребёнка и формированием его личностных качеств, даёт возможность слушать товарища и подстраивать свой голос под его пение. Чтобы ребенок смог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, т. е. основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуются воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях, умение применять свой опыт в новых условиях.

В работе с детьми для развития песенного творчества мною на практике используются творческие задания – это:

1. Развитие навыков импровизации простейших попевок и звукоподражаний, музыкальные вопросы и ответы.

Задача. Формировать у детей способы импровизации простейших мотивов на слоги, подражающие звукам различных жизненных явлений, передать простейшие выразительные интонации, развивать чувство лада и чувство музыкальной вопросо-ответной формы.

Чтобы стимулировать детей к новой для них деятельности, можно использовать специально написанные песни-образцы. В них поется о каком-либо знакомом жизненном явлении и дается образец, как, например, гудит пароход, жужжит пчела, звучат позывные спутника. Детям исполняется песня и предлагается придумать в соответствии с текстом песни свои интонации звукоподражания. При этом необходимо напомнить, что каждый должен придумать по-своему. Например, в песне-образце «Пароход гудит» гудок парохода выражен определенной интонацией, можно придумать гудок с другим ритмическим рисунком, с другой интонацией. После объяснения педагог вторично играет фортепианное вступление, затем поет песню без фортепианного сопровождения и предлагает ребенку закончить песню, по-своему импровизируя гудок парохода. После детского исполнения педагог проигрывает последние такты песни, чтобы ребенок вновь почувствовал заданную тональность.

Упражнения.

1. Петь, самостоятельно находя то высокие интонации (поет маленькая кукушка, мяукает котенок и т. д., то более низкие (поет большая кукушка, мяукает кошка и т. д.).

2. Импровизировать простейшие попевки, подражая звучаниям музыкальных инструментов :барабан (тра-та-та, дудочка (ду-ду-ду, колокольчик (динь-динь-динь) и т. д.

3. Играть на металлофонах самим придуманные сочетания интонаций и ритмов и попытаться воспроизвести их в пении.

4. Петь свои имена на двух-трех звуках, передавая разнообразные интонации.

5. Вести певческую перекличку. Один ребенок поет: «Ау, где ты?»; другой отвечает: «Я здесь». Следующая пара придумывает новые интонации.

6. Импровизировать мотив из двух-трех звуков на слоги «ля-ля», другой ребенок придумывает свой мотив. Дети соревнуются, кто больше придумает попевок.

7. «Пароход гудит», муз. Т. Ломовой, сл. А. Гангова. Подражать ритмическому звучанию гудка парохода на гласную «у-у».

8. «Пчела жужжит», муз. Т. Ломовой, сл. А. Гангова. Подражать ритмическому звучанию «песенки пчелы» на слог «жу-жу…»

2. Сочинение мелодий контрастного характера.

Задача. Формировать способы сочинения детьми простейших попевок контрастного характера на заданный текст, развить чувство лада (ощущение мажора, минора).

Методические указания. Детям объясняют, что музыка может выражать различные чувства, она может быть веселой, грустной. Музыкальный руководитель исполняет в качестве иллюстрации сразу две песни, одну за другой, например, веселую песенку, грустную песенку. Затем детям предлагают по их желанию и выбору сочинить и спеть веселую песню на слова: «Солнце ярко светит, весело на свете!» или грустную песню на слова: «Дождик льет, как из ведра, загрустила детвора».

Методика сочинения видоизменяется, так как дети должны уже самостоятельно придумать мелодию на заданный текст без поддержки фортепиано.

Вначале педагог привлекает внимание детей к характеру музыки и литературного текста, которые созданы поэтами и композиторами в качестве образцов для творческих заданий.

Затем детям предлагают музыкальную загадку — узнать только по фортепьянному сопровождению, в какой из двух пьес можно услышать, например, грустный рассказ об осени и радостный о весне. Таким образом, дети сами по характеру музыки различают, какие музыкальные произведения подходят к тому или иному литературному тексту.

После этого педагог поет и играет повторно уже обе песни. Далее дети должны сочинить свои интонации на тот же текст и передать те же чувства. Педагог играет лишь фортепьянное вступление, как бы настраивая ребенка, который вслед за этим импровизирует свою мелодию. Затем педагог проигрывает музыкальное заключение, этим ребенок утверждается в настроении образца, в его ладотональности.

Вначале дети выбирают для сочинения текст для двух предложенных им песен. Позднее — из трех текстов, сочиняя колыбельную, плясовую или марш.

Упражнения

Сочинить мелодии, передавая различный характер в соответствии с содержанием песен.

1. «Веселая песенка», муз. В. Агафонникова, сл. А. Гангова.

2. «Грустная песенка», муз. В. Агафонникова, сл. А. Гангова.

3. «Весной», муз. Г. Зингера, сл. А. Шибицкой.

4. «Осенью», муз. Г. Зингера, сл. А. Шибицкой.

5. «Колыбельная», муз. В. Агафонникова, сл. А. Шибицкой.

6. «Плясовая», муз. Т. Ломовой, сл. А. Шибицкой.

7. «Марш», муз. В. Агафонникова, сл. А. Шибицкой.

3. Песенная импровизация.

Работу над песенной импровизацией детей ведётся поэтапно.

На первом этапе используется упражнение «Знакомство».

Дети с удовольствием пропевают свои имя, имя мамы, папы, ласковое имя.

На втором этапе побуждаем детей на создание своих мелодий. Для этого используем различные звукоподражания (тиканье часов, звучание барабана, имитацию голосов кукушки, кошки, передачу голосом различного настроения персонажей (котик выздоровел – заболел). Затем дети придумывают певческие переклички, диалоги: «Лена, где ты?» -

«Я здесь». «Зайка, где ты был? –Я гулять ходил»

На третьем этапе развиваем навык детей сочинять мелодию на заданный текст (стихи

А. Барто, С. Маршака, фольклорные тексты. Предлагаю дошкольникам сочинить песни на программные стихотворения. Стихи, выученные в группе, мы пробуем переложить на музыку.

На заключительном этапе детям подготовительной группы можно предложить такое творческое задание, как сочинение мелодии в заданном жанре. Такие песенные импровизации дети придумывают на слоги: тра-та-та – марш, а-а-а – вальс, ля-ля – полька, пение с закрытым ртом м-м-м песня.

Упражнения:

Сочинить песни на программные стихотворения:

А. Барто «Лошадка» Я люблю свою лошадку, причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости.

С. Маршак «Мыши» Вышли мыши как –то раз поглядеть, который час.

Раз, два, три, четыре. Мыши дёрнули за гири.

Вдруг раздался страшный звон – убежали мышки вон.

Танцевально-игровое творчество

Неоценимую помощь в социально – коммуникативном развитии оказывает танцевально – игровое творчество.

Для развития детского танцевально-игрового творчества использую на практике четыре типа заданий – это:

1 тип. Воспроизведение музыкально-игрового образа в процессе слушания вокальной и инструментальной музыки.

Задание: Пьеса С. Майкапара «Пастушок».

Пастушок – это мальчик, который пасёт коров или овец, он присматривает за животными, когда их выгоняют на луг пощипать свежей травки. Чтобы не скучать, пастушок берёт с собой свирель – дудочку, которую, может быть, сам смастерил из дерева, и насвистывает на ней какой-нибудь напев – весёлый, грустный или нежный. В этой пьесе настроение музыки меняется. Сначала пастушок насвистывал на своей свирели весёлую, шутливую песенку (исполняется фрагмент, а потом музыка нахмурилась, зазвучала тревожно, – пастушок чего – то испугался (исполняется фрагмент). Может быть, солнце зашло за тучу и пастушку стало страшновато одному стеречь стадо или почудилось что – то страшное. Но вот все страхи миновали, и пастушку снова стало весело.

2 тип. Инсценирование стихов, небольших рассказов с музыкой и без нее.

Задание: «Котик и козлик» муз. Е. Тиличеевой, сл. В. Жуковского

Развивать образность и выразительность движений. Способствовать накоплению музыкальных впечатлений. Воспитывать музыкальный вкус, самостоятельность в передаче игровых и танцевальных образов.

Там котик усатый по садику бродит,

А козлик рогатый за котиком ходит.

И лапочкой котик помадит свой ротик,

А козлик седою трясёт бородою!

Дети инсценируют песню. Вначале один ребёнок даёт два контрастных образа, а затем двое детей могут обыграть эту песню.

3 тип. Сочинение плясок различных игровых и сказочных персонажей.

Задание: игра с пением «Ворон», р. н. прибаутка, обр. Е. Тиличеевой

Ой, ребята, та-ра-ра!

На горе стоит гора,

А на той горе дубок,

А на дубе воронок.

Ворон в красных сапогах,

В позолоченных серьгах,

Чёрный ворон на дубу,

Он играет во трубу.

Труба точеная,

Позолоченная,

Труба ладная, песня складная.

Ребёнок – «ворон» двигается в соответствии с плясовым характером музыки и предаёт содержание текста песни. Отрабатываются разнообразные знакомые плясовые движения.

4 тип. Импровизация.

Задание: Этюд «Микки – Маус» муз. М. Шмитц

Услышать и воспроизвести в выразительных движениях острый, с синкопированным ритмом характер музыки, написанной в стиле американского фольклора. Передать образ «героя-задаваки» мышонка Микки, чья манера поведения не нравится детям. Показать в движениях динамику их отношений.

Методические рекомендации: В гости пожаловал известный герой, мышонок Микки! Дети окружают гостя, и, рассматривая со всех сторон, бегут по кругу то в одну, то в другую сторону. Заканчивая бег, поворачиваются лицом в круг. В это время Микки – Маус, принявший позу недоступного героя (руки сложил на груди или подбоченился или завёл за спину; подбородок вздёрнут, взгляд направлен выше голов детей, начинает приплясывать на месте: выставляет ногу на пятку вперёд – в сторону, крутит носком выставленной ноги и с притопом приставляет ногу к опорной ноге или подскакивает то на одной, то на другой ноге, выбрасывая свободную ногу вперёд (не вытягивая носок);или кружится поскоками на месте. Всё делает со значением: «Вот я какой: самый лучший! Не то, что вы!»

Посмотрев на Микки – Мауса, дети, в свою очередь, показывают ему, на что способны сами: каждый пляшет на месте, как хочет. Знаменитый герой смотрит на них свысока, подёргивает презрительно плечом, прохаживаясь внутри круга и оглядывая танцующих. Дети, увидев такое пренебрежение, дружно отворачиваются от него («Не задавайся!»)

Микки – Маус растерянно подходит и трогает за плечо то одного, то другого, но те сбрасывают его руку и не хотят к нему поворачиваться. Тогда Микки – Маус в сердцах снимает шапочку мышонка (или эмблему, становится в центр круга, улыбается и раскрывает руки в стороны ладонями вверх. Все дети поворачиваются к нему лицом.

Все дети пляшут, кто как может врассыпную по залу.

Т. о., музыкально – творческая деятельность является важным средством социализации, коммуникативного развития ребёнка – дошкольника, помогая адаптироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений. И пусть дети, которых мы воспитываем, не станут музыкантами, но если музыка помогает им стать хорошими людьми и научиться жить среди людей – значит, мы работаем не зря.

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Творческое развитие детей с ОВЗ как средство социализации в условиях общеобразовательной школы .

Дидактические куклы — средство социализации детейДидактические куклы — средство социализации детей Дидактические куклы. Основной вид деятельности детей это конечно же игра. Она имеет очень большое значение в жизни детей. С помощью игры.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Музыкально-творческая деятельность на уроках музыки Музыкально творческая деятельность на уроках музыки- Добрый день, уважаемые коллеги! -Как у вас сегодня настроение? -Пусть хорошее настроение.

План самообразования «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района.

Детское волонтерство как средство эффективной социализации дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного.

Вечер досуга как средство социализации и коррекции дошкольников со сложными дефектами Вечер досуга как средство социализации и коррекции дошкольников со сложными дефектами. Социализация человека, а особенно детей, подростков,.

Выступление на педагогическом совете «Значение предметно-развивающей среды для социализации дошкольника» Дошкольный возраст — своеобразный фундамент в развитии личности. В этот период под воздействием многочисленных факторов формируются способности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкально-творческая деятельность как средство социализации ребёнка  дошкольника
Опубликовано: 16 декабря 2021 в 09:47
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкально-творческая деятельность как средство социализации ребёнка  дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Герасимова (УИ 905612) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД