Ольга Авдеева
«Путешествие в сказочный лес». Сценарий музыкального развлечения по финансовой грамотности у детей 5–6 лет
Тема: «Путешествие в сказочный лес».
Цель: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей 5-6 летнего возраста.
Задачи:
- закрепить понятия: «цена», «товар»;
- продолжать формировать начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
- сформировать у детей положительную мотивацию к овладению финансовой грамотностью;
- активизировать коммуникативную деятельность детей;
- стимулировать интерес к изучению мира финансов;
- формировать навыки слушания музыки.
Публикация «„Путешествие в сказочный лес“, Сценарий музыкального развлечения по финансовой грамотности у детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Лес, путешествие в лес. Сценарии
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Старшая группа
- Сценарии по сказкам
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Сценарии развлечений
- Темочки
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа:
- чтение и обсуждение русских народных сказок «Муха-цокотуха», «Федорино горе», «Репка», «Колосок», «Как коза избушку построила», заучивание пословиц и пoгoворок;
- дидактические и сюжетно-ролевые игры: лото «Доходы и расходы», «Математические пазлы», «Экономическое домино», «Найди пару»,«Магазин», «Столовая», «Что, где купить?».
Материалы и оборудование: дерево, предметные картинки с изображением продуктов, деньги (игрушечные монеты номиналом 1,2,5 рублей) на каждого ребенка и сказочных персонажей, мобильный телефон, проектор, экран, магнитофон, аудиозапись «Звуки леса», фонарик.
Сказочные персонажи: Баба Яга, лесные жители.
Ход занятия:
Вводная часть
Ведущий: Тихо, дети! Не спугните сказку. Она здесь, где-то рядом спряталась от нас. Сказки очень любят прятаться! На то они и сказки. Закройте глаза и прислушайтесь к музыке (звучит спокойная, тихая музыка). А теперь откройте глаза и посмотрите, что это там светится?
(На потолке солнечный зайчик)
Дети: Солнечный зайчик!
Ведущий: А может быть, это волшебная звездочка? Давайте сядем на стульчики и расскажем звездочке про хорошие дела, которые совершают люди, про то, что благодаря их труду мы сидим в этом зале, носим красивую одежду, едим вкусную пищу. И, может быть, тогда наша волшебная звездочка откроет нам двери в сказку. Вы хотите отправиться в «Путешествие по сказочному лесу»?
Дети: Да!
Ведущий: Давайте начнем с самого главного. Скажите, без чего не может прожить человек? Что ему нужно, чтобы просто жить?
Дети: Воздух, вода, пища.
Ведущий: Правильно! Ему нужны воздух, вода, пища. Кроме этого человеку нужна одежда, обувь, дом, в котором он живет. Сколько людей должны были потрудиться, чтобы мы с вами могли носить красивую и удобную одежду, играть яркими красивыми игрушками, читать интересные книги и рассматривать яркие картинки, ходить в такой чудесный детский сад. Поэтому все, что мы имеем, — это настоящее богатство и его надо беречь. Труд взрослых мы обязательно должны уважать.
А сейчас мы с вами вспомним сказки, которые рассказывают нам о труде людей. Я начну, а вы должны отгадать, как называется эта сказка. Договорились?
Дети: Да!
Ведущий: Посадил дед,
Дети: «Репка».
Воспитатель: Правильно, дети! Что вырастил дед?
Дети: Репку!
Ведущий: Почему она выросла большая-пребольшая?
Дети: Потому что он за ней ухаживал, поливал, пропалывал от сорняков, рыхлил землю, отгонял от нее птиц, чтобы они не клевали ботву (и т. д.)
Ведущий: Правильно! Он вложил много труда, чтобы выросла такая большая репка.
Ведущий: А вот еще одна сказка. Угадайте, как она называется? Старушка так сделала: «. намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала, испекла его в масле и положила на окно остывать…»
Дети: Колобок!
Ведущий: Кто сделал и испек колобок?
Дети: Бабушка.
Ведущий: А кто может рассказать, как она готовила колобок?
Дети: (кто-то рассказывает совсем немного).
Ведущий: Но колобок был непослушный, укатился по дорожке. Хоть он и был хитрый, но лиса оказалась хитрее. Перехитрила его и съела. А вот если бы колобок прикатился к нам, мы бы его положили на расписное блюдце, да поставили бы его на красивую скатерть и обязательно бы отблагодарили бабушку, которая так умело стряпает чудесные колобки.
В это время открывается занавес, и звездочка исчезает с потолка.
(Запись: звуков леса и пение птиц).
Ведущий: Ой, ребята! Посмотрите, звездочка открыла нам двери в сказочный лес. (На экране сказочный лес видео). Как здесь красиво! Птицы поют, солнышко ярко светит, цветы цветут.
Появляется Баба Яга и лесные жители, но детей пока не видят.
Баба Яга: Эй, лесные жители! Ко мне! Что-то здесь русским духом запахло! Проверьте все ли в порядке в моем лесу!
Лесные жители ищут, бегают, а Баба Яга в это время прихорашивается.
Увидели детей.
Лесные жители: Какие хорошенькие! Какие пригоженькие! Какие красивенькие! Какие вкусненькие! Баба Яга обрадуется! Давно у нас не было таких сладеньких гостей!
Баба Яга: Это кто здесь вкусненький, сладенький? Вы что здесь делаете? Зачем в мой лес пожаловали?
Ведущий: Баба Яга, а почему это лес твой? В сказочном лесу живут и другие герои сказок.
1-й лесной житель: Ишь, какие умные! Баба-яга, а ты им задай вопросы по сказкам.
2-й лесной житель: Если отгадают или ответят правильно, то мы разрешим им остаться в сказочном лесу.
Ведущий: Дети, вы готовы ответить на вопросы Бабы Яги?
Дети: Да.
Баба Яга: Сейчас я вас спрошу о том, что я страшно не люблю: я трудиться не люблю и быть добренькой не люблю. Мой первый вопрос: «в каких сказках вознаграждается трудолюбие и доброта?»
Дети: «Гуси-лебеди», «Конек-горбунок», «Царевна-лягушка», «Золушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко».
1-й лесной житель: В какой сказке герой зарывает деньги в землю, и ожидает урожая? (Показывает движениями)
Дети: «Золотой ключик».
2-й лесной житель: В каком сказочном мультфильме кот богатеет, становится счастливее в два раза, занимаясь хозяйством?
Дети: «Каникулы в Простоквашино».
Баба Яга: Стоп, стоп, стоп! Это они знают. Надо же, как их научили учителя!
Дети: Учителя в школе, а у нас воспитатели!
Баба Яга: Ладно, ладно. У меня еще задание. Сейчас посмотрим, как вы считать умеете. Пошла я, значит, в магазин, купила 3 шишки, заплатила 3 рубля, сколько стоит одна шишка?
Дети: Один рубль.
Баба Яга: Ну вот, опять угадали.
Ведущий: Баба Яга, а зачем тебе шишки?
Баба Яга: Как зачем, компот сварить.
Ведущий: Ребята, разве из шишек компот варят?
Дети: Нет.
Ведущий: Давайте подскажем бабушке из чего можно вкусный компот сварить.
Дети: Из малины, брусники, черники, ежевики, калины, земляники, яблок, груш.
Баба Яга: И где это я вам столько денег возьму, пенсия у меня маленькая, на три шишки всего денег и хватило.
Дети: А ты в лесу ягоды собери, да компот свари. И компот вкусный получится, и деньги сэкономишь.
Баба Яга: И вправду, как это я сама не додумалась.
Баба Яга: Ай да молодцы! Сердце мое стало отогреваться. Вижу, что вы много чего знаете.
Баба Яга: Вот за это я вас награжу, научу вас бабкиным пляскам.
Музыкальная игра «Бабкины пляски»
Ведущий: Баба-яга, видишь как хорошо за доброе дело добром платить.
А твои лесные жители знают пословицы, в которых прославляется слово «дело»?
Лесные жители: (хором). Знаем, знаем (называют пословицы. Но этого слова нет).
Ведущий: Дети, вы слышали слово «дело»?
Дети: Нет!
Ведущий: Давайте мы вспомним такие пословицы.
Дети: «Дело мастера боится», «Делу время, а потехе часа», «Конец — делу венец», «Кончил дело — гуляй смело», «Не спеши языком — спеши делом», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «Глаза боятся, а руки делают», «Скучен день до вечера, коли делать нечего».
Баба Яга: Вот это да! Все, наверное, в книжках прочитали и запомнили. Я вот тоже у Кощея Бессмертного тоже одну книжку купила, волшебную, но у нее некоторые листочки оторвались (имитирует oбuдy, плачет, теперь выбросить придется. А на новую у меня денег больше нет.
Ведущий: (успокаивает). Не расстраивайся, сейчас ребята подскажут, что тебе делать нужно.
Баба Яга: Ничего тут не поделаешь, придётся выбрасывать, а эта книга мне так нравилась.
Дети: Не надо выбрасывать, и деньги здесь тоже не нужны, её можно починить, взять клей или скотч и подклеить листочки, так и деньги сэкономишь и книжка будет, как новенькая.
Баба Яга: Вот спасибо вам ребята! Приходите почаще ко мне в гости в сказочный лес, а я вас в следующий раз обязательно вкусным компотом из ягод лесных угощу.
Ведущий: Баба-яга, спасибо тебе за приглашение! Ведь, оказывается, и ты умеешь добрые дела делать. А мы тебя и твоих друзей приглашаем поиграть в интересную игру «Что на дереве растет?». Но чтобы играть в нее, надо знать два важных слова. Первое — «товар».
1-й лесной житель: Это когда какой-нибудь лесной житель построит себе дом, или ягоды соберет, или грибы.
2-й лесной житель: Или шапку сошьет, чтобы уши не мерзли, или рукавицы из травы сплетет.
Ведущий: Правильно, лесные жители все делают для себя сами.
Товар — это продукт труда, его можно купить, а можно и продать.
Швея шьет одежду, пекарь печет хлеб на заводах, на фабриках делают посуду, игрушки и т. д. Все это привозят на продажу в магазин, а мы покупаем.
Второе слово — «Цена».
Баба Яга: Я знаю, что такое «цeнa». Я меду захотела, к мeдвeдю пошла. А он говорит: - «Плати деньги за мед. Мед цeнy имеет». У меня не было денег. Я ягод насобирала и на мед поменялась. Ягоды тоже цену имеют, вон сколько я трудилась, собирала. И мы обменялись: я ему ягоды, а он мне мед.
Ведущий: Любой товар цену имеет! И это честно.
А теперь правила игры: на столике лежат картинки, каждой карточке цена товара. Вы должны выбрать товар, заплатить за него. Наша игра называется «Что на дереве растет?». Показываю, как покупать: я беру товар — яблоко, его цена три монеты, достаю из кошелька деньги — три монеты и кладу их на тарелочку. Купленный товар вешаю на дepeвo.
Пусть сначала это сделают гости!
Сказочные персонажи берут карточки и вешают на дерево.
Дети: разве можно брать товар и не платить деньги?
Дети: Нет.
2-й лесной житель: А как узнать сколько надо платить?
Дети: Надо из кошелька достать столько монет, сколько кружочков на карточке это цена!
2-й лесной житель: Ага, понял (считает кружочки и расплачивается)
1-й лесной житель: А если тут не кружочки, а квадратики.
Ведущий: Ребята, кто знает, что это за квадратики такие?
Дети: Это QR- код.
Лесные жители: хором: чего, чего, что это ещё за кот, кот Базилио что ли?
Дети: Нет! QR- код. Если вы хотите быстро получить какую-нибудь информацию, то нужно навести камеру мобильного телефона на этот квадратик и у вас на экране появится информация о товаре или его цена.
Баба Яга: Слыхали, а ну давайте сюда «смартафон». (Баба Яга и лесные жители наводят камеру и появляется цена товара, радуются, показывают всем что появилось на экране, покупают товар)
Ведущий: Правильно, у каждого товара и продукта труда есть своя цeнa. Но тот товар, который выбрали лесные жители, разве растет на дереве?
Дети: Нет.
Ведущий: Давайте покажем лесным жителям, какие картинки надо брать и как надо расплачиваться.
Дети выбирают нужные картинки, платят и вешают на дерево.
Сказочные герои наблюдают, участвуют в игре вместе с детьми.
Ведущий: Как мы все подружились, даже жаль расставаться со сказочными героями. Давайте на прощание споем вместе песню про дружбу.
Ведущий: Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие, вам понравилось в сказочном лесу? Хотели бы вы ещё раз побывать там и встретиться с нашими новыми друзьями? А в какую игру вы хотели бы поиграть с лесными жителями в следующий раз?
Дети предлагают варианты и занятие завершается.