МААМ-картинки

Музыкальное воспитание детей в дошкольном возрасте на примере традиционной культуры с использованием музыкальных инструментов

Филиппова Маайа Егоровна
Музыкальное воспитание детей в дошкольном возрасте на примере традиционной культуры с использованием музыкальных инструментов

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 51 «Кэскил» им Е. Г. Корниловой городского округа «город Якутск»

Статья

Тема: «Музыкальное воспитание детей в дошкольном возрасте на примере традиционной культуры с использованием музыкальных инструментов»

Публикация «Музыкальное воспитание детей в дошкольном возрасте на примере традиционной культуры с использованием музыкальных инструментов» размещена в разделах

Музыкальный руководитель : Филиппова Маайа Егоровна

Якутск 2022

ВВЕДЕНИЕ

Будущее каждого народа, величие его прошлого в самобытности его языка и культуры. Духовное богатство народа проявляется через искусство, национальные традиции. Один из принципов развития Концепции национальных школ и дошкольных учреждений РС (Я) формирование нравственных качеств детей с учетом этнопсихологических способностей познавательных процессов и традиций народной педагогики, приобщение настающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным и нравственно-этическим ценностям.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие, формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой.

Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

В культуре каждого народа имеются свои традиционные музыкальные инструменты, соответствующие и отражающие жизненный уклад, быт, мировоззрение.

В развитии якутского инструмента огромную роль сыграл основоположник профессионального якутского музыкального искусства Марк Николаевич Жирков. В результате музыкально-этнографических исследований, основываясь на устных рассказах знатоков старины, он собрал и дал описание 14 разных видов инструментов, среди которых имеются такие инструменты, как «улаханчардаатк пс р» – большой кюпсюр и «дь л кк йк пс р» – выдолбленный кюпсюр. Неоценим также вклад пропагандистов, энтузиастов, в развитии и реконструкции якутского инструмента.

Цель:Приобщение детей к народной музыке через игру на якутских народных инструментах.

Задачи:

Воспитывать любовь детей к якутской народной музыке и к народным инструментам;

• Развивать коммуникативные качества детей посредством коллективной игры на якутских народных инструментах;

• развивать тембровый слух и общие музыкальные знания детей;

• учить по слуху и зрительно различать основные инструменты.

Якутские национальные инструменты служили неотъемлемой частью обрядов, ритуалов, повседневного бытового уклада, традиционного образа жизни народа. Сегодня архаичные музыкальные инструменты активно используются наравне с современными музыкальными инструментами.

У древних якутов было развито музыкальное искусство, доказательством этого являются научные исследования многих ученых. По их гипотезе, у якутов с древних времен имеются 14 разных видов музыкальных инструментов : шумовые, струнные, варганные и. т. д.

В данное время я работаю Музыкальным руководителем в МБДОУ №51 “Кэскил” им Е. Г. Корниловой город Якутск – это единственный детский сад, который входит в сеть Ассоциированных школ ЮНЕСКО. Он стремиться создать образовательную поликультурную среду и условия для интеграции в культуры других народов среди детей дошкольного возраста.

С 2016 года в детском саду начато исследовательская деятельность по теме в дошкольной образовательной деятельности по формированию у детей основ гендерного достоинства личности. С этой целью открыты и функционируют 8 гендерных групп. Гендерные группы открыты с целью уйти от однополого воспитания, учитывать особенности физиологических и психологических функций мальчиков и девочек. Развивать у девочек и мальчиков от природы заложенные качества, обеспечить возможности утвердиться и открыться в женских и в мужских видах деятельности, создавать условия для развития социального модели поведения. Для мальчиков решительности, смелости и ответственности, для девочек скромности, нежности и чуткости.

У нас есть ансамбль «Этноболох» старшая группа девочек, где мы знакомимся с якутскими музыкальнымиинструментами, историей их создания, девочек обучаем навыкам игры на инструменте, так же готовимся к выступлениям, на конкурсах разного уровня и к мини выступлениям на праздничных мероприятиях в ДОУ.

Якутские музыкальные инструменты – (Саха музыкальнайинструменнара) слова Л. Семенова мел. Семенова К. К. В этой песне поется про, якутских национальных инструментах - Дунур, кюпсюр, хомус, кырыымпа, дьа5а (см. приложение 1).

Хомус — древний музыкальный инструмент. Представляет собой дуговой металлический инструмент с большой круглой петелькой. Имеет несколько разновидностей: деревянный хомус, выполненный из лиственницы; костяной хомус, у которого язычок выполнен из кости; хомус с кольцевой держалкой на корпусе.

Кырыымпа (кырыыппа) – самый распространенный струнный музыкальный инструмент. Изготавливают ее из лиственницы, ели и осины. По своей сути Кырыымпа отличается от других инструментов особенной музыкальностью.

Дьа5а – самый звонкий шумовой инструмент. Ее изготавливают из осины, вокруг вставляют маленькие бубенчики внутри которых вкладывают разные бусинки, для создания шумового эффекта. КУПСУУР

Купсуур (Кюпсюр) – ударный музыкальный инструмент,

подобный барабану. Изготавливают из хорошей лиственницы, выковыривают внутренний слой. Верхнюю ударную часть закрывают специально выделанной коровьей шкурой.

Былаайах (Былаях) – палочка для кюпсюря. Изготавливают из осины, ударяющую часть закрывают из коровьей шкуры не удаляя мех.

Д р (Бубен шамана) - состоит из элипсообразного деревянного обода, обтянутого кожей, с внутренней стороны железной крестовиной, увешанной колокольчиками. Ударяют “былаайах»- деревянной лопаточкой, покрытой шкурой.

На практической части, с детьми прослушиваем песню, определяем характер музыки – напевная, светлая и одновременно энергичная, рассказываю историю якутских музыкальных инструментах и их различиях. Определяем тембры музыкальных инструментов, соответствующие по характеру звучания частей. Песня довольно легко разучивается, при пении обращаю внимание на выразительность слов, исполнять каждую часть передавая характер инструмента, например Кырыымпа- (см. приложение 2, мелодия двигается плавно, слышны повторяющиеся звуки, Дьа5а – (см. приложение 5, самый звонкий шумовой инструмент, значит мелодия звучит ярко, весело и звонко. Играем на этих инструментах, чтобы закрепить у детей ритмические и тембровое своеобразие музыки.

В частности, игра на якутских музыкальных инструментах многогранно воздействует на общее развитие детей и коммуникативные способности, эффективно снимает эмоциональное напряжение, делает детей более общительными, целеустремленными и имеет свойство быстро выводить их из стрессового состояния, что наиболее актуально в наше время. (время гаджетов). Игрой на музыкальных инструментах достигается гармония ребенка с культурой своей нации и с окружающим миром и самим собой, наступает психо-эмоциональное расслабление и энергетизация всего организма, стимулируется двигательная активность и мозговая деятельность.

В результате у детей улучшается память, мышление, воображение, внимание, развиваются творческие и музыкальные способности, любознательность.

В конце хочу еще добавить, 2021 год был объявлен ЮНЕСКО годом сохранения культуры малочисленных народов. В рамках запланированных мероприятий, посвященных этой дате, также в целях развития сотрудничества образовательных организаций входящих в Сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО, было проведено совместное мероприятие, через платформу ZOOM.25 января прошел первый совместный проект, который посвящен национальным коренным малочисленным народов севера. В ходе мероприятия дети и педагоги ознакомили других участников с национальной одеждой,традиционными играми, песнями и танцами представляемого народа. Дети получили массу положительных эмоций и хорошее настроение, приобщились к культуре народов Севера.

Целью этих мероприятий является повышение культуры межнациональных и межэтнических отношений у подрастающего поколения и приобщение воспитанников ДОУ к традициям и обычаям национальных культур.

Использованная литература :

1. Атлас музыкальных инструментов народов СССР. Гос. муз. изд. 1963 г.

2. «КЫЛ Руслана Габышева» А. Томская, Якутское книжное издательство

3. «Конструктивные особенности струнно-смычкового инструмента Кыл якутского мастера и исполнителя Р. П. Габышева» М. И. Шамаева, Якутское книжное издательство

4. «Саха былыргымузыкальнайинструменнара» А. И Чахов изд. «Бичик» 1993 с

5. Чахов А. И. Саха былыргы музыкальнайинструменнара. Якутск. 1993 г.

6. «Якутские музыкальные инструменты : традиции и современность» А. Томская, Якутское книжное издательство

7. «Якутская народная музыка». М. Н Жирков, Якутское книжное издательство. 1982г

Публикации по теме:

Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте «Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте» Дошкольный возраст является наиболее.

Музыкально-ритмическая песенка-игра ко «Дню птиц» с использованием детских музыкальных инструментовМузыкально-ритмическая песенка-игра ко «Дню птиц» с использованием детских музыкальных инструментов Музыкально – ритмическая песенка-игра ко «Дню птиц» Автор : Галактионова Е. В. 22 марта на Руси издавна отмечали праздник «Жаворонки».

Картотека игр с использованием детских музыкальных инструментовКартотека игр с использованием детских музыкальных инструментов Картотека игр с использование детских музыкальных инструментов. 1. «В лесочке» Как в лесу в лесочке - сжимают и разжимают мешочек Белка.

Конспект открытого музыкального занятия и использованием игр ИКТ «В королевстве музыкальных инструментов»Конспект открытого музыкального занятия и использованием игр ИКТ «В королевстве музыкальных инструментов» Цель: создание условий для проявления детской самостоятельности и инициативности в процессе музыкальной деятельности. Задачи: 1. Развивать.

Занятие по речевому развитию во второй младшей группе «Звуки музыкальных инструментов» с использованием казачьего компонентаЗанятие по речевому развитию во второй младшей группе «Звуки музыкальных инструментов» с использованием казачьего компонента Цель: знакомство детей с музыкальными инструментами используемыми донскими казаками. Задачи: - развитие речи детей, обогащение словарного.

Консультация музыкального руководителя «Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание» В начале хочется познакомить вас с высказыванием весликого педагога В. А. Сухомлинского: " Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего.

Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте»Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте» Рисование занимает особое место в жизни маленького ребенка – в этих занятиях ребенок приобретает опыт творчества, развивает и уточняет.

НОД по музыке с использованием ИКТ «Путешествие в страну духовых музыкальных инструментов» для детей средней группы Цель: Формировать основы музыкальной культуры дошкольников. Привлечь внимание детей к музыкальным инструментам. Закреплять названия знакомых.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусствомПриобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством» Подготовили: Воспитатель.

Воспитание детей сказкой на примере сказа П. Бажова «Серебряное копытце»Воспитание детей сказкой на примере сказа П. Бажова «Серебряное копытце» Добрый вечер, уважаемые коллеги! Однажды Эйнштейна спросили, как можно сделать детей умнее. Он ответил: «Если вы хотите, чтобы ваши дети.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкальное воспитание детей в дошкольном возрасте на примере традиционной культуры с использованием музыкальных инструментов
Опубликовано: 9 декабря 2022 в 05:36
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД