Прохоренко Анна Александровна
Музыкальные игры для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Д/и «Три цветка» (II вариант)
Цель: Учить определять характер музыки
Материал: три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо» – спящее, плачущее или веселое, изображающих три типа характера музыки :
- добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная);
- грустная, жалобная;
- веселая, радостная, плясовая, задорная.
- Три маленьких цветка, отражающие характер музыки.
Публикация «Музыкальные игры для детей средней группы» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Работа музыкального руководителя
- Средняя группа
- Темочки
Ход игры
Музыкальный руководитель исполняет произведение. Перед каждым ребенком лежит набор из трех цветков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети поднимают подходящий цветок
Д/и «Три медведя» (II вариант)
Цель: развивать у детей чувство ритма.
Материал: Плоские фигурки медведей из картона на подставке, раскрашенные в русском стиле – Михаила Потапыча, Настасьи Петровны, Мишутки.
Ход игры
Музыкальный руководитель : Вы помните, ребята, сказку «Три медведя»? (Дети отвечают)
В последней комнате Машенька легла на минуточку в кроватку и заснула. А в это время медведи вернулись домой. Вы помните, как их звали? (Дети отвечают). Послушайте, кто первый зашел в избушку? (Выстукивает ритмический рисунок на инструменте на одном или двух звуках. Дети называют кто пришел, выводиться фигурка медведя.) Как мишка идет? Медленно, тяжело. Отхлопайте ритм ладошками, как он идет? Аналогично игра проводится с другими фигурками.
Д/и «Удивительный светофор» (Iвариант)
Цель: знакомить детей с жанрами музыки, учить определять характерные черты марша, танца и колыбельной песни.
Материал: фланелеграф, большой светофор. Внутри кружочков-фонарей на светофоре дети, выполняющие три действия: спят, маршируют, пляшут.
Ход игры
Музыкальный руководитель : (показывает большой светофор)
Вот горит светофор, с ним дружок мой, ты не спорь!
Что покажет он – узнай, а захочешь – выполняй!
Дети сидят на стульчиках. Музыкальный руководитель исполняет произведение, вызванный ребенок показывает нужное изображение на большом светофоре и имитирует действие. Дети называют жанр.
Д/и «Сладкий колпачок» (II вариант)
Цель: закрепление пройденного материала.
Материал: колпачки разных цветов, карточки с рисунком-заданием (например, нарисованная погремушка – нужно исполнить танец с погремушками). Колпачек с конфетами.
Ход игры
Дети сидят на стульчиках, по всему залу расставлены колпачки. Приходит грустный Петрушка (взрослый или кукла). Он приготовил детям угощение, положил под колпачок, а под какой забыл. Надо этот колпачок обязательно найти! Музыкальный руководитель предлагает детям подойти к любому колпачку (кроме того, где лежит сюрприз, и дети выполняют задание, найденное под ним. Под последним колпачком – угощение. Колпачок с угощением может находится не только в поле зрения детей, но и быть спрятан. Эту игру можно проводить в дни после праздничных утренников, используя музыкальные номера этих утренников
Д/и «Музыкальное окошко» (II вариант)
Цель игры : развивать звуковысотный слух,
Материал: домик, фигурки животных.
Ход игры:
На окне сидела кошка и мяукала немножко
А потом прыг на дорожку и не стало в доме кошки
Ну а кто остался дома и стучит сейчас в окошко?
Вызванный ребенок проходит за домик, выбирает одну из лежащих там игрушек и с помощью звукоподражания (мяу, гав и т. д.) озвучивает персонажа. Дети отгадывают кто это, в окошке показывается персонаж. После этого дети должны изобразить движением этого персонажа.
Д/и «Солнышко и тучка»
Цель: Учить определять характер музыки.
Материал: Карточки с изображением солнышка и тучки по количеству детей.
Ход игры
Музыкальный руководитель исполняет произведение, дети определяют характер музыки и поднимают карточку с солнышком если музыка веселая и карточку с тучкой – если музыка грустная.
Д/и «Веселые подружки» (II вариант)
Цель: развивать чувство ритма.
Материал: плоские фигурки из картона (5шт, разрисованные в русском стиле, деревянные ложки, металлофон.
Ход игры
Фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц».
Музыкальный руководитель : Познакомьтесь, ребята, к нам в гости пришли веселые подружки: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка. (Выставляет их в одну шеренгу.) Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот так умеет Дашенька!
Музыкальный руководитель берет матрешку и выстукивает деревянной подставкой-катушкой ритмический рисунок. Ребенок выходит и выстукивает ритм на металлофоне, ложках. Остальные дети прохлопывают. Ритмы так же можно демонстрировать детям, исполняя их на фортепиано.
Д/и «Веселые гудки» (II вариант)
Цель: развивать чувство ритма.
Материал: рисунки паровоза и парохода, различные детские музыкальные инструменты.
Ход игры
Музыкальный руководитель : Смотрите, ребята, какой красивый пароход плывет по морю. Он хочет нас поприветствовать своим веселым гудком. (Прикрепляет пароход на фланелеграф.) Вот так! (Изображает на фортепиано ритмический рисунок.). Давайте его тоже по приветствуем. Для этого мы повторим его гудки на музыкальных инструментах.
Дети выстукивают ритм на ложках, бубне, металлофоне и т. д.
Аналогично игра проводится и с паровозом.
П/и «Снеговик»
Цель: развивать чувство ритма, ритмичность движений.
Ход игры
Дети идут в хороводе, в центре стоит ведущий-снеговик
На дворе мороз
Белый снег лежит
Наш веселый снеговик
За окном стоит
Дети держаться за носик
У кого красный нос?
У снеговика!
Имитируют постукивания метлой
У кого метелка есть?
У снеговика!
Выполняют пружинку
У кого одежды нет?
У снеговика!
Хлопают в ладоши
Он мороза не боится
Очень этим он гордится
Под быструю музыку дети разбегаются, а снеговик ловит их и замораживает (ребенок замирает на месте)
П/и «Жучки»
Цель: развивать плавность движений рук.
Дети бегут легко на носочках по залу – «жучки» летают
По дороге жук, жук
По дороге черный
Посмотрите на него
Вот какой проворный
Посмотрите на него
Вот какой проворный
Дети останавливаются, машут ручками
Он на спинку упал
Лапками задрыгал
Крылышками замахал
Весело запрыгал
Дети бегут легко на носочках по залу – «жучки» летают
По дороге жук, жук
По дороге черный
Посмотрите на него
Вот какой проворный
Посмотрите на него
Вот какой проворный
П/и «Зайка»
Цель: развивать танцевальное творчество.
Дети стоят в кругу, качают головой, в центре сидит ребенок-зайчик с морковкой.
Зайка, зайка, чуткий нос
Показывают лапки, ушки, хвост
Лапки, ушки, белый хвост
Идут по кругу
Под кустом его найдем
В гости к зайчику пойдем
Протяни нам лапки зайка
Мы возьмем тебя гулять
Угостим тебя морковкой
И научим танцевать
Ребенок-зайчик выполняет знакомые танцевальные движения, дети повторяют. По окончанию «зайчик» отдает морковку кому либо и тот, в свою очередь становится «зайчиком»
П/и «Воробушки и кошка»
Цель: развивать выразительность движений, воспитывать внимание, умение выполнять движения в соответствии с музыкой и текстом песни.
Дети стоят возле стульчиков, машут руками
В гнезде воробушки живут
И утром рано все встают
Довольно в гнездышках сидеть
Пора на солнышко лететь
Бегают по залу и машут руками
Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик
На солнышко лететь
Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик
И крылышки согреть
Садятся на корточки и стучат пальчиками о пол
Летите пташки погулять
Летите зернышки клевать
Такое вкусное зерно
Расти поможет вам оно
Присаживаются на корточки, сидят, ребенок-кошка ходит между ними
Будь осторожен воробей
Крадется кошка у дверей
Чтоб не попасться в лапы ей
Лети от кошки поскорей
Убегают на стульчики, кошка догоняет
П/и «Кошка и мышки»
Цель: развивать имитационные движения, быстроту реакций.
Ход игры
Ребенок-кошка сидит в стороне.
Дети-мышки идут по кругу взявшись за руки
На скамейки у окна улеглась и дремлет кошка
Вот теперь мышам раздолье
Быстро вышли из подполья
Разбрелись все по углам
Тащат крошки тут и там
На проигрыш дети-мышки бегают по залу, играют.
Мышки присаживаются на корточки, кошка ходит между ними делая плавные движения руками перед собой.
Кошка глазки открывает
Кошка спинку выгибает
Коготочки распускает
Мышек всех пугает
Прыг, прыг побежала
Мышек разогнала
Кошка догоняет мышек, те убегают на стульчики
П/и «Мишкины подарки»
Цель: стимулировать творческую и двигательную активность.
Ход игры
Дети идут по кругу в хороводе, в центре на стульчики лежит бубен.
Один ребенок подходит, берет бубен, идет по кругу с ним.
Дети поют
Вот (Ванечка) встает
(Ваня) бубен берет
(Ваня) бубен берет
Он плясать сейчас начнет
Ребенок стучит в бубен и выполняет движения в центре круга.
Дети повторяют движения и поют
Будет в бубен стучать
Будет весело плясать
Будет весело плясать
И детишек забавлять
Д/и «Прогулка» (I)
Цель: развивать чувство ритма.
Материал: музыкальные молоточки по числу играющих.
Ход игры
Дети рассаживаются полукругом
Музыкальный руководитель : Сейчас, дети, мы с вами пойдем на прогулку, но она необычная, мы будем гулять в группе, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице (педагог медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок) А теперь мы вышли на улицу, светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так (педагог частыми ударами передает бег, дети повторяют). Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю (педагог медленно ударяет молоточком, дети повторяют). Остальные дети стали быстро прыгать (молоточек ударяет быстро, дети повторяют). Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко и пошел дождь. Сначала это были маленькие, редкие капли, а потом начался сильный ливень (педагог постепенно ускоряет ритм ударов молоточком, дети повторяют). Испугались ребята и побежали в детский сад (быстрые и ритмичные удары молоточком).
В игре может принимать участие как и подгруппа, так и вся группа.
П/и «Игра в снежки»
Цель: развивать чувство ритма.
Ход игры
Дети стоят в кругу, поют и отхлопывают ритм ладошками
Раз, два, три, четыре
Мы с тобой снежок слепили
Круглый, крепкий
Очень гладкий
И совсем, совсем несладкий
Выполняют имитационные движения по тексту
Раз – бросим
Два – поймаем
Три – уроним
Топают ногами ритм
И сломаем
Д/и «Тихо - громко»
Цель: развивать диатонический слух, чувство ритма.
Материалы: равное количество бубнов и деревянных ложек по одному инструменту на каждого участника.
Ход игры
Участники делятся на две группы соответственно типам инструментов, садятся напротив друг друга и готовятся играть по очереди. Ведущий объясняет, что группа с бубнами должна играть тихо, а группа с ложками – громко. Звучит музыка и группы соответствующим образом играют Затем группы с бубнами должна играть громко, а группа с ложками – тихо.
Д/и «В каком направлении»
Цель: развивать слуховое восприятие, звуковысотный слух.
Материал: любой предмет для передачи по кругу (мячик, бубен и т. д.)
Ход игры
Дети стоят в кругу. Когда звучит музыка (в среднем регистре фортепиано, играющие начинают передавать бубен по часовой стрелке. Внезапно педагог берет на фортепиано две высокие ноты, и группа должна изменить направление движения бубна. Музыка продолжает звучать и каждый раз, когда слышны две высокие ноты направление движения бубна должно меняться.
П/и «Мы в тарелочки играем»
Цель: развивать чувство ритма, мелкую моторику
Ход игры
Мы в тарелочки играем
Вот как, вот как ударяем
Будем, будем мы играть
Звонко, звонко ударять
Мы в фонарики играем
Огонечки зажигаем
Мы не будем их гасить
Просим ярче посвятить
В ссоре, в ссоре десять братцев
На ладошке стали драться
Каждый пальчик стук, да стук
Больше пальчик мне не друг
Помиритесь как ребятки
Обнимитесь как ребятки
Дружно, дружно будем жить
Будут пальчики дружить
Каждый пальчик пусть попляшет
На ладошке пусть поскачет
Будут пальчики плясать
На ладошечке скакать
Молоточки бом да бом
Строим, строим птичий дом
Бом, бом, бом, бом
Вот вам птички новый дом.