Светлана Грачева
НОД по развитию речи «Пословицу сказал — дорогу указал» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Н О Д по развитию речи ТЕМА : " Пословицу сказал- дорогу указал "
Образовательная область: Речевое развитие
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие.
Социально- коммуникативное развитие
.Художественно- эстетическое
.Физическое развитие.
Публикация «НОД по развитию речи „Пословицу сказал — дорогу указал“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Пословицы и поговорки для детей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Форма организации детей: подгрупповая, индивидуальная, работа в парах.
Формы работы: совместная деятельность взрослого и детей тематического характера. интегративная деятельность.,
Виды деятельности:
Коммуникативная
Игровая
Двигательная
Познавательная
Методы и приемы работы с детьми:
Наглядные
Словесные
Практические
Технологии:
Проблемные ситуации
Здоровьесберегающие
Коллективный способ обучения (К С О)
Задачи :
- Довести до детей понимания смысла пословиц. ее обобщенность; вызвать соответствующий эмоциональный отклик; побуждать к высказыванию по поводу темы пословицы.
- Формировать умение подбирать пословицу к рассказу, басне ;развивать творческое воображение и мышление
.- Формировать умение применять пословицы в разных жизненных ситуациях
.- Учить соотносить тему пословицы и названия литературных произведений
. - Совершенствовать навыки культуры общения через речевые упражнения, пословицы. поговорки.
. - Коррекция и развитие коммуникативных способностей детей.
-Воспитывать доброжелательность. уважительность по отношению друг к другу. -
- Развивать у детей речетворческие способности,. использовать в своей речи разные средства выразительности.
.-Закреплять умения находить в пословицах антонимы.
-Ввести пословицы в активный словарь детей.
.- Развивать фонематический слух.
Ход Н О Д:
I Этап- МОТИВАЦИОННЫЙ.
1 Просмотр отрывка из сказки " Три дочери"
Вопросы
:-Что вы сейчас смотрели?
- Как называется эта сказка?
- Почему вы решили. что это сказка (Потому что это необычная история. в ней присутствует волшебство)
-Кто сочинил сказки (народ)
- Какие жанры устного народного творчества. кроме сказок. вы еще знаете(- потешки. скороговорки. чистоговорки. загадки. пословицы)
-Что такое пословица (умные, мудрые слова, которые сочинил народ)
- А по- другому как сказать (пословица- мудрость народная)
- Какие человеческие качества славит пословица (смелость. мудрость, доброту, дружбу, правду, ум и знание, трудолюбие, щедрость)
- Что высмеивает пословица (глупость. жадность. ложь. трусость. лицемерие)
II Этап- ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ.
2 Подбор пословиц к просмотренному отрывку (просмотр отрывка из сказки " Три дочери)
Вопросы- Какая пословица подходит к сказке?
УВАЖАЙ ОТЦА И МАТЬ. БУДЕТ В ЖИЗНИ БЛАГОДАТЬ
.-Почему? Докажите?
-Как вы думаете. какие из предложенных пословиц подошли бы к этой сказке
Добро век не забудется.
Трудно найти - легко потерять.
Добрые дела -лучше богатства
3 НАЗОВИТЕ ПОСЛОВИЦЫ, В КОТОРЫХ УПОМИНАЮТСЯ СЛОВА:
СЕМЬ. СЕМЕРО, ДВУМЯ, ДВУХ. СТО, ОДИН
. ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ СЕМЕРО ОДНОГО НЕ ЖДУТ.
СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ.
ОДИН ЗА ВСЕХ И ВСЕ ЗА ОДНОГО.
ОДИН В ПОЛЕ НЕ ВОИН.
ОДИН ЗА ВСЕХ И ВСЕ ЗА ОДНОГО.
СТАРЫЙ ДРУГ ЛУЧШЕ НОВЫХ ДВУХ.
ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ ПОГОНИШЬСЯ, НИ ОДНОГО НЕ ПОЙМАЕШЬ.
4 ОТГАДАЙ ПОСЛОВИЦУ ПО ДВУМ СЛОВАМ :
Человек. Родина. "Человек без Родины. что соловей без песни"
Хочешь. не сиди. ."Хочешь есть калачи. не сиди на печи"
.Грамоте. всегда. ."Грамоте учиться всегда пригодится"
Страха. велики "У страха глаза велики"
Один. все "Один за всех. все за одного "
Доброта. человек "Доброта украшает человека. "
За добро. "За добро плати добром"
5 ПРЕДЛАГАЮ ВАМ РЕШИТЬ ЗАДАЧУ:
О каком человеке говорит пословица?
МЕЛИ. ЕМЕЛЯ, ТВОЯ НЕДЕЛЯ. Какой это человек (болтливый)
Кто он (болтун)
У НАШЕГО ТРОШКИ ЗАДРОЖАЛИ НОЖКИ (Трусливый, трус)
НЕ ЗАДИРАЙ НОС- СПОТКНЕШЬСЯ (Хвастливый. хвастун)
СМЕЛОСТЬ ГОРОДА БЕРЕТ (смелый. смельчак, храбрец)
НАШЛА КОСА НА КАМЕНЬ (упрямый, упрямец)
6 ВСТАНЬТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, В КРУГ
Поиграем с вами в игру " Я начну. а ты закончи.
."НАШЛА. коса на камень.
.БЕЗ ТРУДА. не вытащишь и рыбку из пруда.
ХОЧЕШЬ ЕСТЬ. калачи, не сиди на печи.
.КНИГА МАЛА. да ум дала.
У ТРУСЛИВОГО. зайки и пень волк.
7 СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ СЛОЖНОЕ.
Я предлагаю вам три слова., вы должны выбрать подходящее и сказать пословицу :
-Какое слово до сердца доходит (ласковое. доброе, непонятное)
ЛАСКОВОЕ СЛОВО ДО СЕРДЦА ДОХОДИТ. Докажите
Какое слово и кошке приятно (Доброе. плохое, непонятное)
ДОБРОЕ. СЛОВО И КОШКЕ ПРИЯТНО. Докажите
- За какой головой как за каменной стеной (умной,сильной. старой)
ЗА УМНОЙ. ГОЛОВОЙ КАК ЗА КАМЕННОЙ СТЕНОЙ. Докажите
8 ПОСЛОВИЦЫ НЕ ТОЛЬКО СОВЕТУЮТ. ВЫСМЕИВАЮТ. НО ОНИ ЕЩЕ И " ШУТЯТ"
Пословица. тебя мы знаем
Но не такою ты была
Неужто буква озорная
Вновь чье- то место заняла
ИСПРАВЬТЕ ОШИБКИ В ПОСЛОВИЦАХ :
УС ХОРОШО. А ДВА ЛУЧШЕ.
ОДИН В ЗОЛЕ НЕ ВОИН.
ПЕРВЫЙ КЛИН КОМОМ.
ТРУС КОРМИТ, А ЛЕНЬ ПОРТИТ.
ТЕРПЕНЬЕ И ПРУД ВСЕ ПЕРЕТРУТ
Вот как умеют шутит пословицы
9 ИГРА " РУЧЕЕК"
Дети, вы работаете в парах. На кого покажет волшебная палочка. те дети называют
пословицы. в которых есть противоположные слова и выходят играть в " Ручеек"
УЧЕНЬЕ СВЕТ, А НЕУЧЕНЬЕ - ТЬМА
ТРУД КОРМИТ, А ЛЕНЬ- ПОРТИТ
. СТАРЫЙ ДРУГ ЛУЧШЕ НОВЫХ ДВУХ.
НЕ УЧИСЬ РАЗРУШАТЬ, А УЧИСЬ СТРОИТЬ.
УТРО ВЕЧЕРА МУДРЕНЕЕ
. НА СМЕЛОГО СОБАКА ЛАЕТ, А ТРУСЛИВОГО КУСАЕТ
. 10 ЗАДАЙ ВОПРОС
Повернитесь друг к другу. Продолжаем работать в парах ( уточнение для детей: Ваша
команда задает вопрос. а ваша- отвечает)
За кем погонишься - ни одного не поймаешь?
ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ ПОГОНИШЬСЯ - НИ ОДНОГО НЕ ПОЙМАЕШЬ
. У кого задрожали ножки?
У НАШЕГО ТРОШКИ ЗАДРОЖАЛИ НОЖКИ.
Кто познается в беде?
ДРУЗЬЯ ПОЗНАЮТСЯ В БЕДЕ
.Уважай кого?
УВАЖАЙ ОТЦА И МАТЬ, БУДЕТ В ЖИЗНИ БЛАГОДАТЬ
.Без чего не вытащишь и рыбку из пруда?
БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫТАЩИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА.
Что украшает человека?
ДОБРОТА УКРАШАЕТ ЧЕЛОВЕКА.
Какие руки не знают скуки?
УМЕЛЫЕ РУКИ НЕ ЗНАЮТ СКУКИ.
11 Дети. перед вами лежат картинки. Ваша задача рассмотреть их и подобрать к ним пословицу. Договоритесь между собой: кто будет называть пословицы. а кто будет рассказывать : почему выбрали именно эту. а не другую пословицу.
РАССКАЗЫ ДЕТЕЙ
12 ПРЕДЛАГАЮ ВАМ ВЫРАЗИТЬ ПОСЛОВИЦЕЙ СВОИ ПОЖЕЛАНИЯ, СОВЕТЫ ДРУГ ДРУГУ
. ПОСЛОВИЦУ СКАЗАЛ- ДОРОГУ УКАЗАЛ
ДОБРОГО ДЕРЖИСЬ, А ЧУЖОГО СТОРОНИСЬ.
ПОСПЕШИШЬ - ЛЮДЕЙ НАСМЕШИШЬ.
УВАЖАЙ ОТЦА И МАТЬ, БУДЕТ В ЖИЗНИ БЛАГОДАТЬ.
МЕНЬШЕ ГОВОРИ. БОЛЬШЕ ДЕЛАЙ.
ЛОЖЬ К ДОБРУ НЕ ПРИВОДИТ.
НЕ ХВАЛИ СЕБЯ САМ. ПУСТЬ ДРУГИЕ ПОХВАЛЯТ.
ХОЧЕШЬ ЕСТЬ КАЛАЧИ. НЕ СИДИ НА ПЕЧИ.
СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ. ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ.
НЕ ЗАДИРАЙ НОС- СПОТКНЕШЬСЯ
. ДОВЕРЧИВ БУДЬ. НО МЕРУ ЗНАЙ.
III-'этап РЕФЛЕКСИЯ
ЗАКОНЧИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ВЫБЕРИТЕ НАЧАЛО ФРАЗЫ
Сегодня я узнал.
Было интересно узнать.
. Было трудно выполнить.
Теперь я могу.
Я научился.
Я смог.
У меня получилось.
Я попробую сам.
Мне понравилось.
Как вы думает нужно употреблять в своей речи пословицы?
У каждого из вас на столе лежат разноцветные листочки. Если вы считаете тему
нашего занятия важной, то прикрепите к дереву на доске зеленый листочек., если
считаете по- другому,. прикрепите к дереву коричневый листочек.
МОЛОДЦЫ!
.На занятии вы работали. засучив рукава. не жалея сил. не покладая рук. (Как вы понимаете эти поговорки)
ВАМ ПРИЯТНО СЛЫШАТЬ ЭТИ СЛОВА?
СКАЖИТЕ ПОСЛОВИЦЕЙ.
ДОБРОЕ СЛОВО И КОШКЕ ПРИЯТНО.
ВЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО РАБОТАЛИ ЗАСУЧИВ РУКАВА
А СПУСТЯ РУКАВА - КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ (ПЛОХО. НЕ ОЧЕНЬ ХОРОШО.
БЫЛИ НЕВНИМАТЕЛЬНЫ)
ВЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО РАБОТАЛИ ЗАСУЧИВ РУКАВА
СПАСИБО ВСЕМ!
КОНЕЦ- ДЕЛУ ВЕНЕЦ!