Татьяна Кливанова
Консультация «На что нужно обратить внимание в развитии речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
На что нужно обратить внимание в развитии речи
дошкольников?
1. Ребенок к 6 годам должен произносить все звуки. У некоторых детей с
ОНР (общее недоразвитие речи) могут оставаться несформированными
самые сложные в коррекционном плане фонемы (Ж, Ш, Ч, Щ, Р, РЬ).
2. Состояние фонематических процессов. Ребенок должен уметь подбирать
слова с определенным звуком, владеть навыками элементарного звукового
Публикация «Консультация „На что нужно обратить внимание в развитии речи дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение
из звуков составить слово, посчитать количество звуков, умение различать и
повторять сочетания слогов типа: ба-па-па, та-ца-та, вы-вы-фы и т. п. Однако
у некоторых детей с ОНР все еще может отмечаться смешение (при
восприятии на слух и произношении) близких в акустическом и
артикуляторном планах звуков: С-Ш, З-Ж, Р-Л, Ч-ТЬ, Ч-Щ, Ч-Ц, СЬ-Щ.
3. Состояние грамматического строя. Следует обратить внимание на
словоизменение (кукла – нет куклы - дам кукле – вижу куклу – играю с
куклой – мечтаю о кукле, игрушка-игрушки и т. д., словообразование (дождь
– дождик, сахар – сахарница и т. д., согласование и управление (высокое
дерево, два ведра, пять груш, вышел из дома, рассказал о друге, адекватное
употребление сложных предлогов (из-за, из-под, над, с (со) и т. д.).
4. Состояние слоговой структуры слова. Шестилетний ребенок должен уметь
безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод и т. п.
Однако слоговая структура все еще может искажаться в 4-5ти и более
сложных словах с одним или двумя стечениями согласных (строительство,
водопроводчик и т. п.)
5. Состояние словарного запаса. Следует обратить внимание на наиболее
трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы,дни недели, качества предметов, родственные связи. Употребление
приставочных глаголов, существительных, обозначающих профессии
(дирижер, балерина, комбайнер и т. д., названий спортсменов по видам
спорта (бегун, плавчиха, конькобежец и т. д.) вызывает трудности. В словаре
детей зачастую отсутствуют сложные существительные (соковыжималка,
ледоход и т. д., сложные прилагательные (тонконогий, длиннохвостый,
остромордая, притяжательные прилагательные (лисий, обезьяний и т. п.).
6. Состояние связной речи. Основные акценты должны быть расставлены на
умении будущего первоклассника отвечать на вопросы, пересказывать,
составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок.
А также: Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, лепка, мозаика,
аппликации). Состояние пространственных функций (умение определять
«право – лево» в различных условиях положения тела, умение узнавать
предметы, буквы в разных положениях). Неврологический статус
(определяют специалисты). Коммуникативные умения (общение с детьми,
взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции).
Состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в
группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать
правила). Мотивация (наличие желания учиться, узнавать новое). Развитие
элементарных математических навыков. Развитие процессов внимания и
памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов). Развитие мышления
(обобщение «назови одним словом», классификация «распредели на
группы», выделение лишнего с объяснением). Развитие чувства ритма
(ребенок отстукивает, отхлопывает заданный ритм).
Если ребенок читает - чтение должно быть плавное, послоговое. Ребенок
понимает прочитанное. Письмо печатными буквами. Нет зеркально
написанных букв.
Желаем Вам и вашим детям успехов!