ОЛЬГА СМОЛИНА
Консультация «На одной волне с учениками»
▼ Скачать + Заказать документы
«Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаешь,
и любить тех, кому преподаешь.
(Василий Ключевский).
Учитель и ученик - это две наиболее важные фигуры в школе. И от того, какие отношения складываются между ними, зависит во многом успех в процессе обучения и воспитания.
Учитель и ученик всегда идут бок о бок, взаимодействуя на разных этапах жизни.
Публикация «Консультация „На одной волне с учениками“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Важно не забывать, что Учитель – всегда ученик, всегда познаёт себя, всегда совершенствуется, всегда учится. Характеристиками деятельности успешного учителя являются готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений.
С целью формирования и совершенствования благоприятного психологического климата при организации образовательного процесса ежегодно в конце учебного года в выпускных классах я провожу анонимное анкетирование - опрос или написание Эссе, где задается всего лишь два вопроса:
1) Какими качествами должен обладать современный учитель?
2) Что нужно, чтобы быть на одной волне с учениками-подростками и способствовать тому, чтобы они учились с большим интересом и энтузиазмом?
Результаты ответов на данные вопросы и являются для меня главными ориентирами для совершенствования своей практической деятельности.
Опыт прошлых лет свидетельствует о том, что у учеников всегда есть
любимый учитель. Его главными качествами они назвали доброту, открытость, чувство юмора и отзывчивость.
Они также очень ценят знания учителя, умение понятно объяснять и умение находить правильный подход к ученикам.
Некоторые ученики подчеркнули важность наличия таких качеств, как строгость, мобильность и компетентность.
Эти качества ученики ценят в своих любимых учителях, а что еще для них важно в учителе?
Многие отметили наличие способности быть «психологом». Вот несколько таких ответов:
Учитель также должен быть психологом
(Важно) понимание того, что меня волнует, и ни в коем случае не унижение меня (неважно в чем именно)
Чтобы он не кричал
Лояльность, терпение, умение находить подход к любому ученику.
Также важными критериями в учителе они считают справедливость и требовательность.
Эти ответы показывают, что подростки не только хотят видеть в учителе педагога, но и искреннего и понимающего человека.
На одной волне с подростками
А что нужно, чтобы быть на одной волне с учениками-подростками и способствовать тому, чтобы они учились с большим интересом и энтузиазмом?
В этом помогут следующие рекомендации:
Заинтересованность в жизни подростка
Очень важно с самого первого урока построить хорошие отношения с подростками, так как от этого зависит успех дальнейших занятий. Искренний интерес к ученикам как личностям поможет улучшить взаимопонимание. Однако будьте осторожны в соблюдении дистанции — если почувствуете, что ученику некомфортно обсуждать некоторые аспекты своей жизни, поменяйте направление и ищите другие пути.
Общие интересы
Попробуйте найти с учениками (учеником) общие интересы. Время от времени возвращайтесь к этой теме. Это послужит напоминанием того, что вы в чем-то похожи и искренне заинтересованы в точке зрения этого ученика в этой области.
Умение слушать
Часто учитель отстает от важных новостей, и это хорошая возможность дать ученику вести Вас. Спрашивайте ваших подростков о новых тенденциях, например, в одежде или приложениях для телефона и т. д. Это покажет ученику, что он также может быть полезным, и учитель тоже может учиться чему-то у него.
Честность
Подростки любят задавать вопросы, иногда с подвохом. Очень важно дать ученику ответ на его вопрос. Не игнорируйте его, даже если не знаете точного ответа — предложите найти ответ вместе или скажите, что Вам необходимо изучить данный вопрос, чтобы не дезинформировать ученика. Честность покажет, что даже преподаватели не знают всего, но это нормально, и это возможность узнать новое.
Последовательность и логичность
Подростки, да и любая другая категория учеников, очень ценят последовательность и логичность. Это дает основание доверять учителю во всем, что тот говорит, понимая, что все идет по плану и все под контролем, а также дает право ожидать такого же поведения от учеников.
Уважение и профессионализм
Чтобы добиться уважения учеников, нужно в первую очередь уважать их самих. Важно, чтобы учитель проявлял уважение к качествам, которые делают каждого ученика уникальным.
Каждое поколение подростков имеет свои особенности, которые для старшего поколения покажутся странными. Но это не означает, что можно позволить себе критиковать или унижать подростков. Профессионал строит общение с уважением и поддержкой. Таким образом, самооценка учеников не падает, и это способствует конструктивному развитию каждого ученика.
Объективность
Нельзя создавать иерархию в классе, где ученики с высокими достижениями воспринимаются как более любимые. Это может повлиять на самооценку тех, у кого есть трудности. Сосредоточьте внимание на прогрессе каждого отдельного ученика — это придаст каждому равную ценность.
И в заключении я хочу привести свой афоризм: Хочешь добиться расположения ученика? Дай ему возможность время от времени исправить твою ошибку.