МААМ-картинки

Наблюдение как средство экологического воспитания младших дошкольников. Программа саморазвития

Татьяна Брагина
Наблюдение как средство экологического воспитания младших дошкольников. Программа саморазвития
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Рукавичка»

Программа саморазвития

на 2021 – 2022 учебный год

на тему

«Наблюдение, как метод экологического воспитания младших дошкольник».

Составила:

Лаврешина Ольга Сергеевна

Г. О. Бор

2021-2022 уч. Год

Работа по самообразованию

Тема по самообразованию :

Публикация «Наблюдение как средство экологического воспитания младших дошкольников, Программа саморазвития» размещена в разделах

«Экологическое воспитание младших дошкольников через наблюдения».

ФИО педагога: Лаврешина Ольга Сергеевна

Специальность: воспитатель.

Дата начала работы над темой:08.11.2021 год

Предполагаемая дата окончания работы:31.05.2022 год

Пояснительная записка:

«Любовь к природе, впрочем,

Как и всякая человеческая любовь

Несомненно, закладывается в нас с детства»

Первым звеном в системе экологического воспитания является дошкольное детство.

Его эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания. Вторая сторона проблемы - это повышение уровня экологических знаний и культуры взрослых, воспитывающих детей.

Актуальность:

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Эффективность экологического образования и воспитания детей зависит от уровня развития познавательной активности детей.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка правильного отношения к природным явлениям и объектам. Оно строится на восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и изучении особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ.

Одним из методов экологического воспитания дошкольников является наблюдение. В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Цель работы по самообразованию :

1. повышение педагогического уровня, профессионального мастерства;

2. систематизация знаний по экологическому воспитанию по средствам наблюдений детей раннего возраста, изучение учебной и научно – методической литературы, новых программ и педагогических технологий;

Задачи работы по самообразованию :

1. расширить знания об экологическом воспитании детей раннего возраста через наблюдения;

2. обогатить развивающую среду группы по экологическому развитию (создание и приобретение новых игр при участии родителей,расширить способы наблюдений);

3. педагогическое просвещение родителей по темеНаблюдение, как метод экологического воспитания младших дошкольник».

4. Объекты в работе по самообразованию :

Дети

Семьи детей посещающих детский сад;

Педагогический персонал детского сада;

Методы работы с детьми раннего возраста:

Игровой метод (Наблюдения через игру);

Наглядный метод (наблюдения за природой,погодой,за живой и не живой природой);

Практический метод – показ способов действия ;

Формы организации деятельности с детьми раннего возраста:

подгрупповая;

индивидуальная;

Ожидаемые результаты:

Систематизация материала по экологическому развитию у детей средствами наблюдений в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями;

Сформированные представления у детей раннего возраста о разновидностях наблюдений и основных приемах в них;

Сотрудничество ДОО и семьи по проблеме формирования и развития экологического воспитания у детей;

Этапы работы:

1. Информационно-педагогический блок

Формы работы Сроки Форма отчета

Сбор, изучение и анализ информации, работа с методической и периодической литературой на тему «Наблюдение, как метод экологического воспитания младших дошкольников». Октябрь 2021 год

(+ в течение года) Список использованной литературы

Создание условий и методик наблюдений (в группе,на прогулке) В течение года Наличие схем,алгоритмов,планов.

Подготовка анкет к анкетированию родителей. Ноябрь 2021 год, май 2022год Анкета (проработанные данные по теме анкетирования)

Размещение на официальном сайте МАДОУ д/с «Рукавичка» консультации для педагогов «Наблюдение, как метод экологического воспитания младших дошкольников». Январь 2022год Консультация «Наблюдение, как метод экологического воспитания младших дошкольников»

Размещение на официальном сайте МАДОУ д/с «Рукавичка» консультации для педагогов «Наблюдение, как метод экологического воспитания младших дошкольников». Апрель 2022 год Консультация «Экологическое воспитание младших дошкольников по средствам наблюдений».

Отчет по самообразованию Май 2022 год Презентация

2. Работа с детьми

Экологическое воспитание, осуществляемое в процессе наблюдений, обучения (рисованию, лепки, элементарному конструированию,эксперементированию,игре). В течение года Работы детей

1. «Наблюдение в календаре природы»

2. «Определи на ощупь»

3. «Чей домик»-наблюдение на прогулке

4. «Тонет-не тонет»-наблюдение (Эксперемент)

5. «Прородный уголок» (оказывают помощь в изготовлении родители воспитанников). Октябрь – ноябрь 2021 год.

В течение года Изготовление картотеки дидактических игр,проведение наблюдений.

1 «Наблюдение за кошкой»

2 «Макет подворья»

3 «Сезонное дерево» (изготовление, используя различные по текстуре материалы). -Декабрь2021 --январь2022 г.

В течение года

1. «Наблюдения за изменениями в природе и погоде»

2. «Кто в домике живет?»

3. «Наблюдения за снегом»

4. «Наблюдения деревьями»

Февраль – март 2022 год

Закрепление пройденного материала с детьми

Апрель-май 2022год

3. Работа с родителями

1. Проведение анкетирования на тему «Наблюдение, как метод экологического воспитания младших дошкольников».

Ноябрь 2021 год Анкета (проработанные данные по теме анкетирования)

2. Участие родителей в изготовлении демонстрационного материала. В течение года Наличие демонстрационного материала.

3. Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями на тему «наблюдение-один из методов экологического воспитания». В течение года

4. Консультация (папка – передвижка) для родителей «Природа и мы». Ноябрь 2021год Консультация

«Природа и мы

5. Консультация (папка – передвижка) «Наблюдение –способ развития экологической культуры детей» Февраль 2022 год Консультация «Наблюдение –способ развития экологической культуры детей.

6. Консультация (папка – передвижка) «Наблюдение – что это такое Апрель 2022 год Наблюдение– что это такое

7. Проведение анкетирования на тему «Чему мы научились за год…»

Май 2020 год Анкета (проработанные данные по теме анкетирования)

Сентябрь.

Работа с детьми Работа с родителями Развивающая среда Литература

Наблюдения и опыты в природе.

Сбор материалов в копилку «Подарки осени»

Подвижные игры:

а) «Солнышко и дождик»

б) «Воробышки и автомобиль»

Знакомство с комнатными растениями группы.

-Загадки-движения

-Беседы о лете.

Экологические игры : «Чудесный мешочек» - овощи, фрукты. Д/ задача: Развивать умение различать овощи и фрукты

-«Найди листок, какой покажу» Д/ задача: Развивать умение различать и сравнивать листья по величине, форме, цвету.

Д/и «Узнай на вкус» Д/ задача: Упражнять детей в определении вкуса овощей; активизировать речь детей; развивать память, сосредоточенность.

Праздник осени.

Чтение стихов, р. н. песенок, потешек, познавательных сказок. «Осенняя прогулка с малышом» Папка- раскладушка

Традиционная осенняя выставка «Кабачки, тыквы…на огородной выставке».

Организовать сбор листьев деревьев разной формы и размера, шишки, желуди. Оформить уголок природы: подбор комнатных растений.

Создание копилки «Подарки осени»

Изготовление эколого – дидактических игр :

-«Овощи и фрукты».

-«Животные и птицы».

Сбор цветочных семян, природного материала. Гризик Т. И. Познавательное развитие детей 2-7лет: метод. пособие для воспитателей. – М. :Просвещение, 2010

Доронова Т. Н., Гербова В. В., Гризик Т. И. и др. Воспитание, образование и развитие детей 3-4 лет в детском саду. – М. : Просвещение, 2005.

(ежемесячно)

Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М. : Просвещение, 1981

Октябрь.

Работа с детьми Работа с родителями Развивающая среда Литература

1. Наблюдения «Изменения в природе и погоде»

2. Игры с природным материалом: лист, ветка, шишка.

3Наблюдения за комнатными растениями.

4. Чтение художественной литературы о животных и птицах.

5. Наблюдения за природой.

6. Прогулки по окрестностям.

7. Пополнение материалов «Подарки осени»

8. Праздник осени

9. Дидактические игры:

«Чудесный мешочек»

Д/ задача: Закрепить умение детей узнавать предметы по характерным признакам.

«Такой листок – лети ко мне» Д/ задача: Упражнять детей в нахождении листьев по сходству,воспитывать слуховое внимание, активизировать словарь детей.

НОД: Аквариум (экскурсия).

НОД: «Кто-кто в водяном домике живёт?» «Ваш ребенок познает мир»

Рекомендации

Организовать сбор книг о природе в книжный уголок. Выставка, беседы с родителями Оформить альбом «Насекомые»

Создать картотеку дидактических игр

Организовать центр воды и песка Гризик Т. И. Познавательное развитие детей 2-7лет: метод. пособие для воспитателей. – М. :Просвещение, 2010

Ноябрь.

Работа с детьми Работа с родителями Развивающая среда Литература

1. Изготовление поделок из природного материала (шишка)

2. Наблюдения за деревьями на прогулке.

3. Групповой праздник «Что нам осень принесла»

4. Наблюдения за уходом за комнатными растениями.

5. Экологические и подвижные игры.

6. Опыты.

7. Наблюдения за природой.

8. Прогулки по окресностям.

9. Пополнение материалов копилки «Подарки осени»

10. Фольклор – поэзия об осени, животных, рыбах.

11. Эк. лото «Животные и птицы»

12. П/и «Зайка беленький сидит», «Ловкие зайчата». «Воробышки и кошка».

13. Д/и «Сбор урожая» Цель: Упражнять детей в различении фруктов и овощей, назывании их.

НОД: Подарки осени. Продолжить сбор книг о природе в книжный уголок. Выставка.

«Об отношении взрослых к вопросам детей» Индивидуальные консультации

«Сенсорное воспитание как основа умственного развития» Консультация Создание коллекции шишек Гризик Т. И. Познавательное развитие детей 2-7лет: метод. пособие для воспитателей. – М. :Просвещение, 2010

Декабрь.

Работа с детьми Работа с родителями Развивающая среда Литература

НОД: Птицы зимой.

1. Подкормка птиц.

2. Наблюдения и опыты в природе.

3. Чтение сказок: «Заюшкина избушка», «Три медведя»

4. Заучивание стихов о зиме, загадки.

5. Рассматривание картин о животных.

6. Загадки-движения.

7. Наблюдения за природой.

8. Прогулки по окресностям. (Наблюдения за снегом)

9. Пополнение материалов копилки «Подарки зимы»

10. Наблюдения за уходом за комнатными растениями.

11. Проза о жизни животных зимой в лесу.

12. Рассматривание картин.

13. Зимние подвижные игры.

14. Д/и «Назовем, что видим»

15. Беседа «Как мы играем

зимой»

НОД: Изготовление кормушек.

«Роль игры в развитии ребенка» Консультация

«Сядем рядком, поговорим ладком» (фольклор в жизни малышей) Папка-раскладушка

Совместное изготовление родителями с детьми кормушек для птиц. Изготовление эк / игры «Экологическое лото».

Пополнение материалов копилки: «Дикие и домашние животные», «Наши питомцы», «Насекомые».

Изготовление эк / игры «Сложи целое животное»

Создание копилки «Подарки зимы» Алябьева Е. А. Тематичес-кие дни и недели в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2005

Гризик Т. И. Познавательное развитие детей 2-7лет: метод. пособие для воспитателей. – М. :Просвещение, 2010

Январь.

Работа с детьми Работа с родителями Развивающая среда Литература

1. Наблюдения в календаре природы.

2. Групповой праздник «Лёгкие снежинки»

3. Наблюдения и опыты со снегом, льдом.

4. Театр на фланелеграфе «Три медведя»

5. Наблюдения в природе, опыты со снегом.

6. Прогулки по окресностям.

7. Пополнение материалов копилки «Подарки зимы»

8. Наблюдения за уходом за комнатными растениями.

9. Исследования: снег – вода – лед.

10. Д/и «Загадки и отгадки»

Д/ задача: Развивать умение дете соотносить речевую форму описания предметов с графической.

НОД: Наш новый зелёный друг. Организовать сбор изготовленных из бумаги снежинок.

Организовать сбор фантиков от конфет Изготовление экологической игры по теме : «Растения»

Изготовить игру: «Загадки и отгадки»

Гризик Т. И. Познавательное развитие детей 2-7лет: метод. пособие для воспитателей. – М. :Просвещение, 2010

Февраль.

Работа с детьми Работа с родителями Развивающая среда Литература

1. Наблюдение за птицами

2. Беседа «Холодно ли птицам зимой»

3. Подкормка птиц на прогулке.

4. Наблюдения на прогулках.

5. Прогулки по окрестностям.

6. Пополнение материалов копилки «Подарки зимы»

7. Наблюдения за уходом за комнатными растениями.

8. Загадки-движения.

9. Опыты с водой, льдом: «Цветные льдинки»

10. Целевая прогулка : «Поделки из снега»

НОД: Подарки зимы. Изготовить папку- раскладку «Играем вместе»

«Как знакомить малышей с природой?» Мини-библиотека Изготовление поделок из природного материала: «Плетень», «Лесовичок» в уголок природы.

Оформить зону наблюдений за овощами «Мини – огород»

Изготовить игру «Найди такую же снежинку»

Изготовить фантики – бабочки

Фольклор о зиме, о птицах. Агаева Е. Л., Брофман В. В., Булычева А. И. и др. Чего на свете не бывает? : Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. – М. : Просвеще-ние, 1991

Дыбина О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. – М. : Педагогическое общество России, 2007

Гризик Т. И. Познавательное развитие детей 2-7лет: метод. пособие для воспитателей. – М. :Просвещение, 2010

Март.

Работа с детьми Работа с родителями Развивающая среда Литература

1. Наблюдения за растениями

2. Мини огород на окне.

3. наблюдение –что любят растения.

4. Беседы: «На что похожи облака», «Что мы чувствуем, когда пригреет солнышко», «О птицах»

5. Групповой праздник «Мыльные пузыри»

6. Загадки-движения.

7. Наблюдения в природе.

8. Прогулки по окресностям.

0. Пополнение материалов копилки «Подарки зимы, весны»

10. Подкормка птиц.

11. Поэзия о весне (заучить).

12. П/и «Воробушки и автомобиль».

13. Развлечение «Птицы – наши друзья!» «Первые ступени обобщений» Консультация

«Учим стихи – развиваем память». Папка-передвижка Изготовление эк / игры «Где ты живёшь?»

Изготовление кукол для театра.

Оформление игры «Весёлые поросята»

Создание копилки «Подарки весны» Гризик Т. И. Познавательное развитие детей 2-7лет: метод. пособие для воспитателей. – М. :Просвещение, 2010

Апрель.

Работа с детьми Работа с родителями Развивающая среда Литература

1. Наблюдения и опыты в природе.

2. Экологические игры : «К дереву беги», «Через ручеёк», «Угадай по описанию»

3. Беседы: «Мамы и их малыши», «Какие растения живут у тебя дома»

4. Загадки-движения.

5. Прогулки по окресностям.

6. Пополнение материалов копилки «Подарки весны»

7. Наблюдения за уходом за комнатными растениями.

8. Групповой праздник «Бумажные кораблики»

9. Д/и «В гостях у Красной шапочки» Д/ задача: Закрепить знания детей о материалах (ткани, бумаге, глине, дереве, из которых сделаны предметы.

Д/и. «Когда это бывает?» Д/ задача: Освоение умений различать части суток: день, ночь, вечер, утро, - пользуясь цветовыми моделями.

НОД: Помоги зелёным друзьям.

НОД: Зелёный детский сад (экскурсия).

НОД: Подарки весны. «Организация домашнего театра» Папка-раскладушка

Изготовить и принести бумажные кораблики Создать условия для наблюдения за берёзовой веткой.

Изготовить картинки для рассматривания «Живая природа»

Изготовить игру «Когда это бывает?» Гризик Т. И. Познавательное развитие детей 2-7лет: метод. пособие для воспитателей. – М. :Просвещение, 2010

Май.

Работа с детьми Работа с родителями Развивающая среда Литература

1. Обследование детей

2. Фольклор – потешки: «Солнышко», «Дождик – дождик», «Радуга – дуга»

3. Экологические игры : «Кто, где живёт?», «Найди дерево по описанию»

4. Беседы: «Что подарит лето нам?», «Что солнце нагревает быстрее?», «Кто рождается весной?» (у кого весной появляются детёныши, рассмотреть иллюстрации)

5. Наблюдения на прогулках.

6. Прогулки по окресностям.

7. Пополнение материалов копилки «Подарки весны»

8. Целевые прогулки, экскурсии: «Цветочная поляна»; «Площадь цветов»

9. Рассматривание картин и картинок.

10. Чтение художественной литературы.

11. Опыты: для комнатных растений нужны тепло, вода. «Прогулка с детьми в лес»

Папка-раскладушка

Фотовыставка «Лучшие места отдыха и прогулок с детьми в нашем городе!» Организация мини-библиотеки

Пополнить картотеку дидактических игр Гризик Т. И. Познавательное развитие детей 2-7лет: метод. пособие для воспитателей. – М. :Просвещение, 2010

Публикации по теме:

Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей»Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей» 14 апреля 2017 года в детском саду комбинированного вида № 7, Тульской области, города Щекино, состоялась "Региональная педагогическая.

Дидактический фотоальбом «Птицы Урала» для экологического воспитания дошкольниковДидактический фотоальбом «Птицы Урала» для экологического воспитания дошкольников В настоящие время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать любовь к природе надо с самого раннего.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» Человек - часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Огород как средство экологического воспитания дошкольниковОгород как средство экологического воспитания дошкольников Огород, как средство экологического воспитания дошкольников, позволяет ребёнку не только расширять свои познания в области окружающей.

Патриотический уголок как средство воспитания дошкольниковПатриотический уголок как средство воспитания дошкольников Патриотический уголок, как средство воспитания дошкольников. Автор: Баландина М. В., воспитатель МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 224», г. Новокузнецк,.

Сказка как средство экологического воспитания старших дошкольников Аннотация: Данная статья раскрывает роль сказок в экологическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Экологическая сказка является.

Значение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 летЗначение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 лет Проблема современного экологического воспитания многоаспектна. Сегодня экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Наблюдение как средство экологического воспитания младших дошкольников. Программа саморазвития
Опубликовано: 28 ноября 2021 в 14:58
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Наблюдение как средство экологического воспитания младших дошкольников. Программа саморазвития» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Брагина (УИ 2211296) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД