Анна Кузнецова
Наблюдение в детском саду «огород на окне»
▼ Скачать + Заказать документы
Наблюдая за растениями, ребёнок учится видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависит от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или комнатной, чистой или с добавлением удобрений. Только с помощью взрослых ребёнок дошкольник может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла и хорошей почвы, света и полива.
Приобщаясь к выращиванию растений на окне, ребёнок постигает тайны жизни и её проявление. Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет им «сочувствовать» и помогать.
Публикация «Наблюдение в детском саду „огород на окне“» размещена в разделах
Цель: воспитание экологической культуры детей, развить интерес к познавательно – исследовательской деятельности, воспитание у детей любви к природе, а также формирование эстетических чувств дошкольников.
Задачи:
Расширить знания детей о культурных растениях, об их строении и условиях роста растения;
Формировать интерес к познавательно – исследовательской деятельности;
Дать детям первичное представление об определенных условиях жизни растений, организмов (почва, влага, температура, солнце, свет);
Продолжать знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений – лук, укроп, помидоры, перец, свёкла, морковь и др. ;
Развивать творческие способности у детей, чувство ответственности за рост и развитие растений;
Развивать связную речь детей, активизировать словарный запас детей;
Воспитывать уважение к труду, бережное и заботливое отношение к растениям.
Предполагаемые результаты: с помощью огорода на окне мы не только расскажем, но и покажем, как можно вырастить из семечка, луковицы, зёрнышка растение, которое будет расти, потом цвести и давать плод. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений (помидор, перец, лук, огурец и т. д.). Узнают и закрепят знания о строении растения. Узнают много интересного о жизни растений. Ребята научатся вести наблюдения и делать первые в жизни выводы.
Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.
Огород в детском саду является одним из условий для осуществления экологического воспитания детей в детском саду. Кроме того, это еще и возможность увидеть результата своей работы, оценить свой труд.
А пока мы ждали первые всходы, знакомились с миром растений:
читали художественную и познавательную литературу, смотрели
презентаций по временам года, проводили эксперименты, опыты.
Играли в дидактические игры: «Узнай на вкус», «Что сначала, что потом»,
«Домино».
Подвижные игры: «Вершки и корешки», «Собери овощи в корзину».
Сюжетно – ролевые игры: «Магазин», «Семена».
Проводили беседы: «Что такое огород», «Разноцветные плоды растений».
Проводились НОД: «Живые семена», «Наш друг – зеленый лук».
Лепка из глины «Горшочки», рисование «Ветка березы» и т. д.
Наши дети по мере своих сил ухаживают за всходами: поливают и рыхлят почву, просят повернуть ростки овощей к солнышку то одним, то другим боком.
Каждый день, придя в детский сад бегут к подоконнику посмотреть какие растения проросли, где нет всходов, распустились ли веточки березы, тополя, сирени. Сколько же детского счастья и теплоты отражается в этих глазках.
Наблюдали за ростом лука : какие зеленые дружные перышки растут, за которым дети ухаживают. Как приятно подать зимой и весной к столу блюда, украшенные перышками зеленого лука, веточками укропа, петрушки. И красиво, и вкусно, и полезно, а главное это вырастили дети.
Ярко оформленный огород смотрится весело и необычно. На веселых мини – огородах есть все, что должно быть на настоящем огороде : домик, забор, пугало, домашние животные, водоем, деревья, а также птицы, насекомые.
Оформление нашего огорода меняется ежегодно, в зависимости от возраста детей.
С детьми старшего возраста мы «путешествовали» вместе с Таней и Витей в деревню к бабушке. С малышами наблюдали за всходами вместе с Машей и Медведем.
Вместе с детьми придумали новый сюжет сказки «Теремок», здесь домик, деревья, клумба с цветами, главные герои- они ухаживают за грядками, а дети помогают им.
Ребята средней группы сажали огород вместе с Эколятами.
Дети не просто выполняют поручения педагога по уходу за растениями, но и ведут наблюдения, которые отражают в дневнике наблюдений, в своих рисунках. Это развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу.
В мае огород с подоконника перенесем на огород детского сада, продолжим ухаживать и наблюдать с детьми за рассадой, в течение лета.
«Огород на окне» дает следующие результаты:
У детей появляется интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Дети понимают простейшие взаимосвязи в природе (если растение не поливать оно может засохнуть и т. п.) В результате практической и опытнической деятельности дети получают необходимые условия для роста растений.
У детей расширяются знания о растениях, они называют овощи, какой они формы, цвета.
Дети привлекаются к самостоятельной деятельности по выращиванию растений, они очень активно участвуют в посадке семян, поливке, рыхлению и удобрению растений, овощных культур. У них формируется положительное отношение к своему труду и к труду взрослого.
У детей обогащается словарный запас за счет загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр об овощных культурах.
Наши дети получают положительные эмоции, радость, восторг от новых знаний.
Пополняется оснащение предметно — развивающей среды новыми необходимыми пособиями и материалами, учебно-методической базы по данной проблеме.
За сравнительно короткое время у детей формируется бережное отношение к растениям.
Родители принимают активное участие в оформлении «Огорода на окне».