Папки-передвижки

Наблюдение в природе как основа формирования экологического сознания дошкольника

Светлана Белова
Наблюдение в природе как основа формирования экологического сознания дошкольника

Наблюдение в природе как основа формирования экологического сознания дошкольника

Белова С. В.

Коваленко Е. С.

МБ ДОУ «Детский сад №16»

Человек и природа – одно целое, неделимое. Несмотря на все достижения современной цивилизации, человек не может без природы, в ней есть все для жизни. Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, ее умственное, нравственное, трудовое и физическое развитие, способствует улучшению логического мышления и речи. В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Публикация «Наблюдение в природе как основа формирования экологического сознания дошкольника» размещена в разделах

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. В современных условиях с введением и утверждением приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»., когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического сознания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

Экологическое воспитание входит в разряд первостепенных государственных проблем. И это не случайно. Особую актуальность приобретает вопрос о необходимости формирование и подрастающего поколения экологической культуре, экологического сознания. Дошкольный возраст самоценный этап в развитии экологического воспитания детей.

Главный аспект работы педагога с детьми – разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но всестороннее развитие человека.

Содержание экологического образования детей дошкольного возраста определяет образовательные области: познавательное и социально - коммуникативное развития. Они обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира; развитие интереса к предметам и явлениям; окружающей деятельности, местом обитания человека, животных, растений; формирование экологических представлений, ценностных основ отношения к окружающему миру, удовлетворение детской любознательности, не подавив при этом интерес к узнаванию природы, привитие навыков активности и самостоятельности мышления.

Многообразие явлений природы, окружающей дошкольников, создает для воспитателя условия для организации наблюдений. В любом городе, поселке есть интересный для наблюдений природный объекты : деревья, насекомые, птицы. Изучая их лучше в процессе проектно – исследовательской деятельности. Наблюдение развивает у детей разные оттенки отношения к природе : познавательный интерес, эстетическое переживание, сочувствие. Потребность познавать новое формируется благодаря многократному обращению к объекту, сопровождаемому комментариями взрослого о причинно – следовательских связях живого организма со средой его обитания. Рождению эстетического отношения к природе в процессе наблюдений способствует детальное и чувственное восприятие объекта, всех его сенсорных особенностей – формы, окраски, пропорции, размера и др. все природные объекты, если они находятся в благоприятных условиях жизни, демонстрируют морфофункциональную красоту – красоту строения и различных проявлений.

Для формирования осознанно – правильного отношения к природе посредством наблюдения имеет значение деятельности моделирования – ведения календарей природы, отражения в них результатов наблюдение. Педагог учит дошкольников самостоятельно заполнять страницы календаря, ориентироваться в его параметрах, правильно пользоваться соответствующей символикой. Большое значение имеет то, что эта совместная деятельность длительно протекает во времени, осуществляется периодически – постоянно на протяжении всего учебного года. Отношение, возникающие у старших дошкольников к наблюдению и моделированию его результатов, - это познавательное отношение к природе и интерес к учебной деятельности одновременно, а это очень важно для личности ребенка накануне его поступления в школу.

Рождение положительного отношения детей к природе в процессе использования словестного метода обусловлено сущностью общения как желанной для детей деятельности, приносящей им удовольствие. Доброжелательность, проникновенность и искреннее участие воспитателя в разговоре с детьми утверждает их положительное отношение к содержанию беседы. Учебный диалог также способствует выработке осознанно- правильного отношения к явлениям природы, особенно если педагог акцентирует внимание на форме речевых сообщений, на умении дошкольников правильно построить высказывание, объяснить взаимосвязь объектов. Окружающая природа – источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызнать у ребенка положительных эмоций к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут частые, непосредственные наблюдения. При правильном руководстве наблюдением окружающего ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо; всем вердцем переживает доброе и злое; учиться чувствовать красивое и некрасивое, учиться «говорить» с цветком, солнцем и ветром и любить их.

Природа – это первый эстетический воспитатель ребенка. Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Педагогическое общение воспитателя с детьми принимает познавательную окраску: педагог задает четкие, конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение. И самое главное – хвалит за правильный ответ, похвалой стимулирует дальнейший поиск информации. Циклы наблюдений, со-провождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формирует отчетливые конкретные представления о морфофункциональных особенностях растений и животных и их связи со средой обитания.

Заполнение календаря – важная совместная практическая деятельность, в процессе которой воспитатель обучает детей находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые они наблюдали, обучает детей умению использовать и понимать символы. Особенно ценно то, что в календарях отражаются закономерные изменения природы : рост и развитие растений при соответствующих условиях, сезонные изменения живой и неживой природы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения.

Общение с природой – это отдельные взаимосвязанные мероприятия, позволяющие научить детей духовному контакту с растениями и животными. Общение с природой – не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому.

В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому пред педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры. Формирование экологической воспитанности дошкольника предполагает решение следующих задач:

Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведений в ней;

Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;

Накопление детьми эмоционально – позитивного опыта общения с природой.

Наблюдения, опыты и практическая деятельность в природе способствует накоплению у детей запаса достоверных конкретно – образных представлений об окружающей деятельности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведение в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе.

Именно в результате наблюдений и практической деятельности в природе дети начинают понимать, что: объекты и явления природы взаимосвязаны и представляют собой единое целое, окружающий мир не является чем-то статичным, он постоянно из-меняется.

Литература

1. Николаева, С. Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении [Текст] / С. Н. Николаева. - М. : Просвещение, 2005.-с.

2. Николаева С. Н. Юный эколог : программа и условие ее реализации в детском саду. [ Текст] / С. Н. Николаева. - М. :, 2009.-с.

3. Поддьяков, Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста : концептуальный аспект [Текст] / Н. Н. Поддъяков. – Волгоград: Перемена, 1995. – 48с.

4. Поддьяков, Н. Н. Ребенок – дошкольник : проблема психологического развития и саморазвития [Текст] /Н. Н. Поддъяков // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 12. – С. 68-74.

Публикации по теме:

Традиции семейного воспитания в Республике Саха (Якутия) как основа формирования семейной культуры подрастающего поколения ПЛАН 1. Вступление 2. Организация совместной проектной деятельности. 3. Значимость социально-нравственного направления проектов 4. Заключение.

Презентация «Уголок природы в группе как условие формирования экологического сознания старших дошкольников» Позвольте представить вашему вниманию презентацию на тему «Уголок природы в группе как условие формирования экологического сознания старших.

Экологические акции в ДОО как активная форма работы по формированию экологического сознания старших дошкольников «Экологические акции в ДОО как активная форма работы по формированию экологического сознания старших дошкольников» В наше современное время.

Детская литература как средство формирования экологического мировоззрения дошкольников Детская литература как средство формирования экологического мировоззрения дошкольников Статья к презентации Подготовила воспитатель высшей.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Консультация для родителей «Воспитание экологического сознания дошкольников в семье» Консультация для родителей " Воспитание экологического сознания дошкольников в семье" Взаимодействие человека с природой - чрезвычайно.

Консультация для воспитателей «Здоровый образ жизни в семье — основа формирования здорового образа жизни дошкольника» Консультация для воспитателей «Здоровый образ жизни в семье - основы формирования здорового образа жизни» «Семья — главный показатель здорового.

Педагогический проект «Активный отдых, как основа формирования здорового образа жизни дошкольников» Автор проекта: Л. В. Рязанова Инструктор по физической культуре ТИП ПРОЕКТА По доминирующей в проекте деятельности: практико-ориентированный.

Познавательно-исследовательская деятельность как средство формирования экологического мировоззрения дошкольника Цель: 1. Продолжать повышать свой профессиональный уровень. 2. Продолжать учить узнавать с детьми удивительный мир исследования. 3. Глубже.

Сказка как метод экологического воспитания дошкольника Сказка как метод экологического воспитания дошкольника Дошкольное детство является начальным этапом формирования личности человека, его.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Наблюдение в природе как основа формирования экологического сознания дошкольника
Опубликовано: 15 августа 2018 в 10:08
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД