Лучший педагог года

Наблюдение «Сосна весной»

Татьяна Степура
Наблюдение «Сосна весной»

Мы живем в янтарном крае нашей Родины. О янтаре знают и взрослые, и дети, с ним связано множество тайн и легенд, он хранит следы древней жизни. На примере происхождения янтаря можно обсудить с детьми связь между живой и неживой природой, совершить путешествие по «ленте времени», познакомить с наукой палеонтологией. Мы предлагаем начать с обычных наблюдений за хвойными деревьями.

Публикация «Наблюдение „Сосна весной“» размещена в разделах

Цель: расширить представление детей об особенностях роста и развития сосны в весенний период и связях дерева с другими растениями и животными; познакомить с лечебными свойствами этого дерева и ее смолы — живицы.

1. Выясняем, сколько лет молодой сосенке. (Чтобы определить возраст этого дерева, сосчитаем количество «этажей» веток и добавим к полученной цифре два-три года.)

2. Сравниваем ветки сосны и ели.

Сходство: листья- хвоя (хвойные, растение вечнозеленные, листья-хвоя на зиму не опадают. Есть шишки с окрыленными семенами, душистая смола.

Сосна : хвоя сизо-зеленая, хвоинки по 2 в пучке, длинные, шишки округлой формы, вырастают за 2 года,кора буроватая, вверх по стволу золотистая, светолюбива.

Ель: хвоя темно-зеленая, хвоинки одиночные, короткие, шишки продолговатые вырастают за 1 год, кора темно бурая, теневыносливая.

3. Выясняем, как сосна растет.

На ее верхушках — смолистые почки: одна центральная, а вокруг нее — боковые. Весной почки увеличиваются и становятся похожими на буро-зеленые «свечки», покрытые мягкими короткими хвоинками. Измеряем длину «свечек»-побегов. Как «изменились «свечки»-побеги через неделю (две?

Измерить их еще раз. Какие побеги выросли больше — центральные или боковые? Чем отличаются молодые хвоинки от старых (размер, окраска, плотность, запах?

Наблюдаем за «цветением» сосны. Рассматривание шишек двух типов: шишек, у которых летит пыльца (мужские, и маленьких смолистых (женские).

4. Рассматривание пыльцы под лупой.

Мужские шишки часто заканчиваются побегом-«свечкой».

Сравнение старой и молодой шишек. Каких шишек больше — мужских или женских?

5. Как сосна «дружит» с ветром. Ветер разносит пыльцу, поэтому пыльцевые шишки находятся на внешней поверхности кроны. Куда летит пыльца?

Что было бы, если бы пыльцевые (мужские) шишки находились внутри кроны?

Игра с сосновыми семенами. Как летят? Кто и что помогает им улететь подальше?

6. Как сосна лечит.

Вдыхаем воздух в сосновом бору в теплую погоду и после грозы, дождя. На что похож запах? Воздух чистый, здоровый и полезный, так как сосна выделяет особые вещества — фитонциды, которые губительны для микробов.

Сосна — это аптека, используемая человеком с древнейших времен. Из нее получают большое количество различных продуктов: сосновое масло, скипидар, канифоль, деготь и древесный уголь. Это дерево дает также живицу — смолу, сырье для получения скипидара и других ценных веществ, которые используются в медицине и в быту (хвойный экстракт для ванн, шампуни, хвойное мыло).

Молодые побеги сосны заготавливают, сушат, а отвары и настои используются как витаминное средство при заболеваниях органов дыхания, полости рта и т. п.

7. Как сосна «дружит» с животными.

Кого кормит сосна? Семена сосны едят белки, клесты, дятлы, бурундуки. Хвоей и почками питаются лоси, белки, глухари, тетерева; корой — жуки-короеды; древесиной — жуки-усачи, точильщики.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Дикие животные весной» «Дикие животные весной» Цель: закрепить названия диких животных, знания детей о переменах, происходящих в их жизни с приходом весны. Расширять.

«Наблюдение за березой весной». Прогулка в средней группе «Наблюдение за березой весной» Прогулка в средней группе. (весна) Цель: продолжать знакомить с деревом березы, закрепить знания о строение.

Конкурс чтецов «Весной навеянные строки…» Конкурс чтецов «Весной навеянные строки….» Конкурс посвящён году литературы в России Задачи: Образовательные: • Закрепить знания.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии «Дуб и сосна»Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии «Дуб и сосна» Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии «Дуб и сосна» Цель. Закрепить знания детей о деревьях, различных их частях.

Конспект НОД «Путешествие с Весной-красной» Конспект непрерывноно образовательной деятельности Основная образовательная программа: «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,.

Конспект образовательной деятельности «Здоровье весной»Конспект образовательной деятельности «Здоровье весной» Конспект образовательной деятельности на тему: «Здоровье весной» Возрастная группа: старшая Количество участников: 7 человек Место проведения:.

Проект «Наблюдение за березой весной» Наблюдение за березой. Цель: продолжать учить замечать изменения во внешнем виде деревьев в зависимости от времени года; закреплять представления.

Презентация «Перелетные птицы весной» Актуальность. В настоящее время вопросы взаимодействия человека с природой превратились в экологическую проблему. Если люди не научатся.

Стихотворение «Новочеркасск весной» «Коротко о нас» Новочеркасск весной. Новочеркасск весной хорош, Такого в мире не найдешь. Дубочки,клены,тополя Донская все это земля. Весна.

Занятие по ознакомлению с природой «Хвойные деревья: сосна и ель» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ «ХВОЙНЫЕ ДЕРЕВЬЯ ЕЛЬ И СОСНА» Программное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Наблюдение «Сосна весной»
Опубликовано: 6 февраля 2019 в 11:41
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД