МААМ-картинки

Народно-прикладное искусство в детском саду: ткачество как средство нравственного воспитания дошкольников

Алла Буряк
Народно-прикладное искусство в детском саду: ткачество как средство нравственного воспитания дошкольников

Цель: Приобщение детей к духовно-нравственным и культурным традициям; познакомить детей с новым видом рукоделия -ткачество.

Задачи: Обучающие:

• изучить специфику декоративной композиции, орнаментации изделий и гармонизации цвета;

• познакомить с художественными особенностями и творческими возможностями технологии ткачества;

• научить применять полученные знания для творческой работы соблюдая требования технологии.

Воспитательные :

Публикация «Народно-прикладное искусство в детском саду: ткачество как средство нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах

• осуществлять трудовое и эстетическое воспитание дошкольников;

воспитывать волевые качества детей, связанные с достижением качественных результатов практических работ: усидчивость, терпение, аккуратность, желание исправлять ошибки;

• формировать коммуникативную культуру, умение работать в группе.

Развивающие:

• сформировать систему практических навыков и умений, необходимых для освоения технологии ручного ткачества;

• развивать внимание, память, воображение, образное и логическое мышление, творческие способности;

• формировать адекватную оценку собственной творческой деятельности;

• развивать эстетический вкус, эмоциональное отношение к окружающему миру, интерес к декоративно-прикладному искусству;

• способствовать развитию мелкой моторики

АКТУАЛЬНОСТЬ

В настоящее время назрела необходимость качественных изменений в деятельности дошкольной образовательной организации как первой ступени системы непрерывного образования подрастающего поколения, ведь от того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.

Одной из задач Федерального Государственного стандарта дошкольного образования, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств. В связи с этим особую актуальность приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающее ребенка к основам народной культуры.

Новизна данной работы с детьми заключается в том, что новое направление декоративного творчества – ткачество, показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена, и ориентированность в интегрированном виде на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, работа построена на эстетическом воспитании детей, сочетающем опору на культурную традицию и инновационную направленность.

Целесообразность. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления тканых изделий, предметов быта, и у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством, подержать в руках подлинные тканые изделия, хочется подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного ремесла, обучить техническим приемам ткачества.

Здоровый ребенок – это прежде всего, творческий, жизнерадостный, открытый и познающий себя и окружающий мир человек. Занятия ткачеством – это настоящая арт-терапия, которая способствует:

- творческому самовыражению;

- созданию положительного эмоционального настроя;

- снятию стресса и психического напряжения;

- заряду позитивной энергии «Я могу!»;

- развитию внутреннего контроля;

- накоплению эстетического опыта;

- снижения уровня агрессии.

Что нам нужно для ткачества и ткацкого станка :

Кусок картона размером 12х20см и две картонные полоски для верхней и нижней части нашего станка;

ножницы и канцелярский нож;

пряжа любых цветов (для детей лучше яркие цвета, именно ее они выбирают в процессе работы);

пластиковые иглы (для безопасности детей);

украшения (бусины, помпоны, ветки)

Процесс работы:

Я расскажу вам, как ткать. Для начала натягиваем прочные нити. Обязательно такие, что не тянутся - это основа. Дальше через нижнюю часть основы продеваем картонную полоску – чтобы полотно было ровным. После этого можно начинать вплетать горизонтальные нити – уток.

Первый ряд – косичка – вяжется крючком или просто руками через одну или две нити основы. Она нужна для того, чтобы гобелен не упал и не рассыпался, когда его снимаешь с рамки.

Теперь в верхней части ниток основы нужно продеть линейку (полоску картона) – так, чтобы нитки чередовались: одна под линейкой, другая над линейкой, одна – под, другая – над. Повернешь линейку «на ребро», получиться «коридорчик», в нем легче пропускать горизонтальную нить. Правда, через ряд верхние и нижние нити основы должны меняться местами. Новый «коридорчик» приходиться делать не линейкой, а вручную. Итак – один ряд – быстро, линейкой, второй – медленно, руками, третий- линейкой, четвертый – руками… Быстро – медленно, быстро – медленно.

Есть одна хитрость. Когда плетешь, гобелен, нитку хочется затянуть. Постепенно полотно сужается и сужается… И чтобы этого не происходило на концах каждого ряда оставляем небольшую воздушную петельку.

Заканчивая полотно так же, как и начинали в конце – косичка. Обрезаем нити основы и дважды для надежности связываем ниточки между собой.

Остается последний штрих – прогладить готовую работу утюгом через мокрую тряпочку.

Как видите – все не так и сложно.

ВЫВОД:

На занятиях дети осваивают не только процесс ткачества, но и находят новые оригинальные их соединения традиций и стилей. Работы детей удачно вписываются в интерьер группы, используются как одежда для кукол и являются отличным подарком.

Ткачество - одно из древнейших народных ремесел, которое ценится за свою жизненную необходимость. Процесс ткачества позволяет улучшить координацию движений, мелкую моторику рук, внимательность, интеллект, привить любовь к труду и чувство вкуса. Можно сделать вывод, что ткачество это не только увлекательный процесс, техника которого имеет богатую историю, но так же возможность проявить себя в творчестве. Именно творчество, является огромным стимулом для развития и становления личности ребенка.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Искусство как средство воспитания и духовного развития дошкольников Искусство как средство воспитания и духовного развития дошкольников. Калачева Л. А. Во все времена и эпохи подлинное искусство оказывало.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Конспект открытой ООД по ИЗО в подготовительной группе «Народно-прикладное искусство Дагестана. Табасаранские ковры»Конспект открытой ООД по ИЗО в подготовительной группе «Народно-прикладное искусство Дагестана. Табасаранские ковры» Конспект открытого ООД в подготовительной группе по ИЗО. Декоративное рисование Тема: «Народно—прикладное искусство Дагестана. Табасаранские.

Консультация для родителей на тему «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста" Человек стал.

Кукла как средство нравственного воспитания детейКукла как средство нравственного воспитания детей Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер. Главная цель.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народно-прикладное искусство в детском саду: ткачество как средство нравственного воспитания дошкольников
Опубликовано: 5 августа 2023 в 11:49
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД