Лучший педагог года

Искусство как средство воспитания и духовного развития дошкольников

Лидия Калачева
Искусство как средство воспитания и духовного развития дошкольников

Искусство как средство воспитания и духовного развития дошкольников.

Калачева Л. А.

Во все времена и эпохи подлинное искусство оказывало особое, ничем не заменимое влияние на человека, преобразуя его внутренний мир.

Среди культурных ценностей искусство всегда привлекало внимание прогрессивной педагогики. Это объясняется огромными воспитательными и познавательными возможностями прекрасного. Восприятие красоты, художественное творчество удовлетворяют потребность ребёнка в самовыражении, содействуют нравственному совершенствованию. Искусство расширяет границы познавательной деятельности дошкольника, несёт ему информацию особого рода – о «диалектике души», служит своеобразным «учебником жизни». Информация, содержащаяся в искусстве, огромна. Искусство – средство и познания мира, и самопознания личности.

Публикация «Искусство как средство воспитания и духовного развития дошкольников» размещена в разделах

Искусство предстаёт в подлинном своём значении как одна из важнейших форм самопознания и самоорганизации, как выработанная за миллионы лет человеческого существования, ничем не заменимая форма мышления, без которой человеческое общество вообще не могло бы состояться. Искусство – великая и не понимаемая пока многими педагогами сила творчества. Оно может это делать больше и лучше всех других средств, имеющихся в распоряжении педагогики.

Использование искусства как средства общего развития дошкольника расширяет потенциальные возможности воспитания духовной потребности в искусстве. Общий принцип введения произведений искусства в жизнь дошкольника можно было бы сформулировать так: от расширения кругозора к сопереживанию отраженному миру, эстетическому наслаждению и «присвоению» ценности, входящей во внутреннюю структуру личности как ее содержательный элемент.

Искусство, само, будучи целостным отражением мира, обращается к личности целостной, отнюдь не к отдельной стороне личности. Оно апеллирует разом к личности, не разъединяя её на структурные элементы. И в момент восприятия искусства, личность сохраняет свою целостность, а влияния на неё носят общий позиционно – системный характер, в том смысле, что изменяет не какое-то качество или одну черту личности, а преобразует общую жизненную установку.

Знаменитый «катарсис», который был замечен древними греками, совершался в силу того, что зритель (слушатель, читатель) подымается на уровень выше как личность во всей своей системе отношений к миру.

Осознать включённость изучаемого предмета в общую картину мира, – значит, ощутить и по-своему целостность, и взаимосвязь всех явлений мира, природы и общества. Переживание знаний в итоге становится личным отношением.

Поскольку эстетическое отношение начинается с акта приятия или неприятия личностью предлагаемого художественного явления, постольку важной задачей является воспитание эмоциональной культуры («культуры чувств») воспитанников, а также таких качеств личности, как сопереживание, способность к творчеству, самостоятельность, активность, самодеятельность. Искусство совершает гигантскую работу по нравственному формированию личности.

Воспитывающая функция искусства связана с его воздействующей природой, в основе которой лежат:

• эмоциональное воздействие на человека, основанное на эффекте сопереживания;

• диалогический характер художественного восприятия;

• творческие возможности воображения воспринимающего, его художественная интуиция;

• коллективная форма восприятия искусства, её «соборность»;

• обобщённое, целостное, образное и проблемное отражение действительности;

• оценка действительности с точки зрения её прогрессивного развития, критерием чего является эстетический идеал художника.

Если, размышляя о целях и возможностях эстетического воспитания, мы не довольствуемся лишь только малым (например, развитием у человека привычки «ценить красивое» или навыков общения с искусством и т. д., то непременно приходим к идее нравственного усовершенствования человека, которое должно стать результатом его эстетического развития, и, в первую очередь, приобщения к искусству и художественному творчеству. А эстетическое развитие, в свою очередь, должно пониматься не как частность, а как путь духовного воспитания и самовоспитания человека.

Выделим и следующее. Восприятие художественного произведения есть деятельность, аналогичная художественной деятельности: в сознании формируется художественный образ, подобный тому, который автор создал в своем творении. И этот образ, имея объективную основу, субъективен; он складывается благодаря усилиям индивида и складывается в индивидуальном порядке.

Педагог в работе с детьми постоянно наблюдает, как художественные произведения в своём влиянии далеко выходят за пределы эстетической сферы, становясь фактором жизни и развития личности.

Художественно-эстетическое воспитание может рассматриваться в единстве процессуального и результативного аспектов. Как процесс оно может быть рассмотрено как образовательно-воспитательный процесс, непрерывно осуществляющийся на разных возрастных этапах человека, в различных образовательных учебных заведениях. Непрерывность художественного образования выступает как качественная характеристика его процессуальной стороны.

Однако, вопросы воспитания не решаются «впрямую» развитием у детей такого отношения к миру, а посредством создания духовно-нравственной основы для их решения в условиях целенаправленного, организованного художественно-эстетического образования и воспитания.

Использовать искусство как средство воспитания – значит, в первую очередь, сделать искусство желанным и личностно значимым для каждого дошкольника, то есть педагогическое средство ввести в структуру личности дошкольника как содержание его жизни, научить его общаться с искусством во имя его постоянного будущего общения с ним.

И этот момент обращения к искусству организовать как процесс изменения личности, наращения у неё новых социально-психологических образований, процесс преобразования личности. По каналу эмоционального влияния искусство вовлекает в сопереживание каждого человека. С этой точки зрения ни одно из средств воспитания не обладает тем колоссальным влиянием, которое присуще искусству. В художественной форме воспроизводится целостная жизнь человека. Это воспроизведение не зеркальное. Оно пронизано человеческим отношением, оно фокусирует в художественном образе само отношение, тем самым, усиливая образ, а значит, и, обусловливая отношение к этому явлению.

Но почему же, будучи столь сильным воспитательным фактором, искусство столь мало реализует свое факторное влияние? Путь к людям (информация для зрителя, слушателя, читателя) идёт через чувственный канал, самый доступный канал информации. В нём непременно присутствует некое обобщение. Оно наглядно-чувственное и потому конкретно-образное, что обеспечивает доступность и широчайшую аудиторию для художника. Но это обобщение абстрактно, и поэтому круг общения с художником сужается, ибо абстракция требует восприятия интеллекта того, к кому обращается художник. Язык искусства – художественный образ как гармоническое единство чувственного и рационального восприятия.

Через общение с искусством, благодаря языку художественного образа, человек входит в мир отношений, проживает эти отношения и, в итоге, принимает либо отвергает ценность какого-то объекта жизни, в зависимости от своей способности к абстрагированию. Воспитательный потенциал художественного образа замыкается на данной третьей его особенности – нести в себе идею ценностного отношения к миру, к жизни. Использование данного воспитательного потенциала возможно лишь в том случае, если в систему воспитания искусство включено как необходимый элемент, но, при этом, педагог не только сам способен воспринимать духовное содержание художественного образа, но, и обладает умением вскрывать духовную сущность в процессе работы с детьми.

Таким образом, недостаточно включения в систему воспитания детей искусства как средства и фактора формирования личности, необходимо, чтобы педагог был хорошо подготовлен к общению с искусством, чтобы у него было развито умение обобщенного восприятия картинки жизни, позволяющее воспринимать не только форму, но и содержание художественной картинки. Художественный образ – это образ отношения, однако, его надо уметь обнаруживать, а педагогу – уметь раскрывать для детей сущность художественного образа.

Отметим и еще одну сложность проблемы. Углубление в восприятии художественного образа имеет своим конечным назначением обнаружение значимости для «Я» личности отраженной ценности. Проживание жизненной реальности не совершается, пока субъект не выявит для себя ценности художественного отражения и не обнаружит персональной заинтересованности в представленном, то есть, не обнаружит личностного смысла художественного образа. С этой точки зрения, можно было бы сказать, что если искусство – зеркало, то – зеркало души человека, воспринимающего произведение искусства.

В свою очередь, чтобы выявить личностную значимость явления, нужна психологическая подготовка, позволяющая соотносить изображаемое в искусстве с процессами духовной жизни человека, с особенностями протекания психических процессов и формами их внешнего выражения.

Углубление в художественный образ – это последовательное движение от внешнего поверхностного к внутреннему скрытому. И тогда процесс восприятия художественного образа – это углубление в глубины образа, это вскрытие и снятие поверхностного пласта и обнаружения в нем определенного духовного содержания. Скрипка Вивальди, описывающего весну, воспринимается как гимн пробуждающейся жизни.

Педагогическая тактика общения с художественным образом целиком определяется педагогической стратегией, которая, в свою очередь, зависит от профессиональной подготовки педагога, осмысляющего суть художественного образа.

Первоочередной функцией педагога является обнаружение проблемы жизни за картинкой жизни.

Дети должны увидеть проблему жизни в пестрой смене событий, в мелкой суете жизни, в сменяющих друг друга событиях – иначе жизнь предстанет перед ними как хаотическое скопление случайностей, происходящих в жизни человека, полностью не зависимых от самого человека.

Общение с искусством – это всегда духовное напряжение, но таковым общение становится с помощью педагога, если он воплощает принцип философской интерпретации художественного произведения. Такая интерпретация производится с позиции Человека: художественный материал «вочеловечивается», в него привносятся человеческие ценностные отношения.

Искусство является могущественным средством воспитания дошкольников. И стало им именно потому, что цель композитора – не сообщать какие-то истины слушателю и не пытаться поучать его, а завязывать с ним воображаемое общение и тем самым приобщить его к своим ценностям – к своим идеалам, устремлениям. Это становится возможным потому, что искусство, в отличие от науки, обращается к человеку как к субъекту, то есть уникальной и свободной личности, отношения с которой художника уподобляется отношению старшего друга, более мудрого, более душевно тонкого, более опытного и стремящегося поделиться с ним своими сокровенными переживаниями и мыслями.

Сила художественного общения-воспитания основывается на том, что великие мастера искусства и их герои достигают такой глубины и полноты самораскрытия, какая, видимо, недостижима в реальном общении людей.

Значение художественного общения состоит в том, что оно делает нашими партнерами, нашими любимыми друзьями выдающихся представителей рода человеческого, особенно душевно богатых и духовно сильных, особенно умных и тонких, особенно благородных и человечных. Вот почему условием полноценного воздействия искусства является взаимное эмоциональное влечение партнеров: любовь писателя и читателя, музыканта и слушателя. И, в то же время, это есть следствие, продукт художественного общения.

Надо перестать смотреть на искусство как на средство наслаждения, а рассматривать искусство как одно из условий человеческой жизни. Рассматривая же так искусство, мы не можем не увидеть, что искусство есть одно из средств общения людей между собой. Как слово, передающее мысли и опыты людей, так точно действует и искусство. Особенность же этого средства общения, отличающего его от общения посредством слова, состоит в том, что словом один человек передаёт другому свои мысли, искусством же люди передают друг другу свои чувства.

Чувства самые разнообразные, очень сильные и очень слабые, очень значительные и очень ничтожные, очень дурные и очень хорошие, если только они заражают читателя, зрителя, слушателя, составляют предмет искусства. И зрители, слушатели заражаются тем же чувством, которое испытал сочинитель. А душа зрителя и слушателя наполняется новым содержанием.

Отметим, с педагогической точки зрения: произведение искусства разом выводит на уровень обобщённого отражения жизни – и поэтому этот путь кратчайший и сильнейший по степени влияния. Через произведение искусства человек воспринимает мир в его многоцветном образе и приобщается к безграничности этого мира, расширяя, углубляя ограниченный временем и пространством индивидуальный опыт до опыта общечеловеческого.

Эстетическое наслаждение, получаемое ребёнком в момент соприкосновения с художественным образом целостного мира, представленного в произведениях искусства, является сильнейшим механизмом ценностных ориентаций, формирующихся у человека.

Нельзя, не приобщаясь к жизни всего человечества, стать гражданином Земли. Искусство раздвигает горизонты человеческой жизни до крайних пределов – пределов её существования. В искусстве Человек является дошкольнику в бесконечных вариациях своей души: печальный, восторгающийся, радостный, кающийся, любящий, пропащий, обвиняющий и т. д. Такое ознакомление нельзя причислять к знанию как усвоение объективно существующей истины. Это знание особое: дошкольник познаёт, что происходит в душе и с душой «другого человека». И так как ему предлагаются произведения высокого уровня, где Добро является в союзе с Красотой, то дошкольник соприкасается с богатейшей палитрой человеческих чувств с позиций Добра, то есть сочувствия «другому человеку», сопереживания Добру, соучастия в приобщении к Добру. Катарсис, открытый древними греками как духовное очищение, происходит именно за счёт соприкосновения с добрыми чувствами, возвышенными переживаниями.

Через общение, соприкосновение, воспроизведение искусства и художественную деятельность дошкольник преобразуется и преобразует себя. Причем это влияние целостное, оно затрагивает всю структуру личности ребёнка, касаясь его интеллектуальной, эмоциональной и практическо-действенной стороны взаимоотношения с миром.

Общение с искусством развивает природный оптимизм ребенка. Его радостное оптимистическое мироощущение находит подкрепление в музыке, живописи, литературе и, пройдя через осознание красоты жизни, трансформируется с возрастом в процессе общения с искусством в оптимистическое мировоззрение. Мы постоянно отмечали эмоциональный подъем, радостный настрой во время художественно-творческой деятельности учащихся.

У педагогов российских школ имеется возможность оказывать влияние на эмоциональную деятельность школьников, организовывать эту деятельность.

Художественно-творческая деятельность, в отличие от художественного восприятия искусства, есть самодеятельное создание художественного образа дошкольником, а не только восприятие этого образа. В художественной деятельности (не профессиональной) восприятие и созидание сливаются воедино. Она является тем же общением с искусством, лишь на уровне более высоком, в силу повышения меры активности дошкольника. Дошкольник оказывается сопричастным к явлениям мира. Именно сопричастность к миру объясняется воспитательным влиянием произведения искусства, которое никогда не ставит себе целью в момент его рождения организовать воспитательные влияния. Цель искусства – создание Прекрасного, т. е. эстетическая цель. Воспитательные влияния – следствие общения с искусством, результат такого общения.

Итогом рассмотрения потенциальных возможностей искусства как воспитательного средства является вывод о том, что общение детей с искусством требует педагогического искусства, состоящего в том, чтобы не разбить природной целостности художественного произведения. Педагог помогает детям возвышаться до обобщения в момент взаимодействия с художественным произведением, и тем самым выводит их на дорогу обнаружения мысли художника, скрытой в образной картинке.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Общение с природой — средство воспитания и развития детей»Фотоотчет «Общение с природой — средство воспитания и развития детей» Доброе время суток, дорогие друзья! Нам посчастливилось отдыхать в чудесном уголке нашей области-санатории «Снежка». Красота, уникальность.

Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников»Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников» Фотоотчет: «СКАЗКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ». Основная цель моей педагогической деятельности –.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» Человек - часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись.

Огород как средство экологического воспитания дошкольниковОгород как средство экологического воспитания дошкольников Огород, как средство экологического воспитания дошкольников, позволяет ребёнку не только расширять свои познания в области окружающей.

Патриотический уголок как средство воспитания дошкольниковПатриотический уголок как средство воспитания дошкольников Патриотический уголок, как средство воспитания дошкольников. Автор: Баландина М. В., воспитатель МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 224», г. Новокузнецк,.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Сказка как средство экологического воспитания старших дошкольников Аннотация: Данная статья раскрывает роль сказок в экологическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Экологическая сказка является.

Совместная деятельность педагога, воспитанников и их родителей как средство развития трудового воспитания ребенкаСовместная деятельность педагога, воспитанников и их родителей как средство развития трудового воспитания ребенка В Федеральном государственном образовательном стандарте по дошкольному образованию указывается, что в дошкольном возрасте приобщение к.

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Искусство как средство воспитания и духовного развития дошкольников
Опубликовано: 6 февраля 2022 в 18:50
+149Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 60.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД