Вера Губайдуллина
Народные игры в обучении старших дошкольников правилам современного этикета
▼ Скачать + Заказать документы
Народные игры в обучении старших дошкольников правилам современного этикета
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, с жеребьевками и потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.
Публикация «Народные игры в обучении старших дошкольников правилам современного этикета» размещена в разделах
- Вежливость, этикет. Игры, дидактические пособия
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Темочки
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально – образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
Каждая игра рассчитана от 10 до 15 минут. Обучение играм проходит в три этапа:
1-й этап – ознакомление с игрой (название, сюжет, основные правила);
2-й этап – дальнейшее изучение содержания и правил;
3-й этап – внесение дополнений и изменений в содержание и правил игры.
В работе мы использовали следующие методы:
• Рассказ – о русских играх, об обычаях;
• Описание – знакомство с содержанием игры;
• Объяснение – во время игр объяснение правил, исправление нарушения правил;
• Беседа (вопросно-ответная) – после игр закрепление правил;
• Практический метод – проведение игр с детьми.
Подвижная игра «Боя
ре»[/b]
Программное содержание:
1. Продолжать учить детей правилам речевого этикета; объяснить, что каждое имя дано человеку и имеет свое значение;
2. Развивать речь, внимание, память, силу, реакцию;
3. Воспитывать доброжелательные отношения при обращении друг к другу по имени.
Предварительная работа: Чтение стихотворения А Барто «Имя и фамилия»; Чтение рассказов и сказок: «Айога» (нанайская сказка, «Сообразительная Зарнияр» (азербайджанская сказка, «Алеся» Я. Купала. Иллюстрации с изображениями русских национальных костюмов.
Материал: Русские народные костюмы
Содержание
Дети разбиваются на две команды: команду гостей и команду хозяев. Встают в две шеренги. Команда гостей приближается к другой команде и возвращается назад, команда хозяев делает тоже самое, при этом произносится игровой текст:
- Бояре, а мы к вам пришли, молодые, а мы к вам пришли.
- Бояре, а зачем пришли, молодые, а зачем пришли?
- Мы подругу (друга) выбирать, молодые мы подругу выбирать.
- Бояре, а какая (какой) вам мила (мил, молодые
- Бояре, нам Наташа (Сережа) мила (мил)
- Бояре отворяйте ворота, принимайте вы Наташу (Сережу) со двора.
Затем, выбрав участника из команды хозяев – он разбегается и разрывает цепочку. Если он разбил, то забирает одного участника в свою команду. Затем команды меняются местами. Побеждает та команда, в которой окажется больше участников.
Подвижная игра «Вежливый кот
ик»[/b]
Программное содержание:
1. Продолжать учить детей использовать в речи слова приветствия и прощания;
2. Знакомить детей со словосочетаниями, используемыми при обращении к кому-либо, при приветствии и прощании.
Предварительная работа: Чтение книги С. Козлова «Трям! Здравствуйте»; чтение стихов А. Барто «Шла вчера я по Садовой», М. Кондратьевой «Кто знает волшебное слово», С. Михалков «Сашина каша», А. Яшина «Я люблю, когда при встрече…»
Материал: Мягкая игрушка
Содержание
Взявшись за руки, дети водят хоровод вокруг мягкой игрушки. Например, котенка, и приговаривают: «Все хорошие ребята знают добрые слова. Приходите к нам, котята, рады видеть вас всегда» Ребенок, остановившийся напротив игрушки, произносит приветственные слова, которые еще никто не произносил, а далее прощается с игрушкой. Выигрывает тот, кто больше слов произнесет.
Подвижная игра «Вежливый руче
ек»[/b]
Программное содержание:
1. Продолжать учить детей использовать в речи «Добрые» и «Волшебные слова»;
2. Дать понятие детям о том, что такое интересный разговор;
3. Воспитывать внимательное, чуткое, доброжелательное отношение к окружающим.
Предварительная работа: Чтение произведений: А. Барто «Друзья, вот вам на всякий случай стихии о мальчике одном», В. Осеева «Волшебное слово», С. Маршак «Урок вежливости», И. Токмакова «Маша знала слов немало», Н. Юсупова «Кто кого любит»
Материал: Цветочек – эстафетная палочка, русские народные костюмы
Содержание
Дети стоят парами, держась за руки поднятыми вверх. Ведущий, с цветком в руках проходит сквозь пары выбирает себе партнера. Выбрав, партнера произносит вежливые слова, новая пара становится в конце ручейка, а цветочек передается тому, кто остается и он становится ведущим. Игра продолжается.
Подвижная игра «Здравствуй сос
ед»[/b]
Программное содержание:
1. Закреплять умение знакомится, делать детей общительными;
2. Развивать ловкость, выносливость, быстроту;
3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу
Предварительная работа: Произведение Г. Остера «Будем знакомы». Беседа «Как себя нужно вести, если в дом пришли незнакомые гости»
Материал: Русские народные костюмы
Содержание
Дети встают в две шеренги на расстоянии вытянутой руки. Зачинщик скачет на одной ноге, не останавливаясь, говорит кому-нибудь «Здравствуй сосед». Тот быстро отвечает «Здорово соседушка» и скачет за ним. Они уже вдвоем продолжают скакать и выбирают новых соседей и размениваются теми же вопросами и ответами. Кто стал скакать, уже не останавливается.
Подвижная игра «Как хорошо с тобой дружить (переброск
а)»[/b]
Программное содержание:
1. Учить устанавливать и сохранять со сверстниками доброжелательные отношения;
2. Продолжать формировать у детей навыки использования вежливых слов и выражений;
3. Воспитывать искренность в проявлении любви к людям.
Предварительная работа: Обсуждение стихотворений А. Барто «Я с ней дружу», «Подружки», Разучивание песенок: В. Шаинского «Когда мои друзья со мной», «Вместе весело шагать», М. Гладкова «Песенка львенка и черепахи»
Материал: мяч
Содержание
Дети делятся на две команды и встают в две шеренги друг напротив друга. Первый бросает мяч дугою к противнику, произнося при этом слова достоинства. Тот, поймав мяч, перебрасывает другому, так же говоря комплементы напротив стоящему. Кто не поймал мяч, или не смог произнести вежливые слова выбывает из игры.
Подвижная игра «Лови м
яч»[/b]
Программное содержание:
1. Продолжать формировать у детей навыки использования вежливых слов и выражений;
2. Учить детей использовать мимику и жесты;
3. Воспитывать в детях искренность и доброжелательное отношение друг к другу.
Предварительная работа: Чтение художественных произведений: А. Барто «Любочка», песня В. Шаинского «Улыбка», рассматривание иллюстраций и рисунков детской одежды. Разучивание поговорок о внешнем виде.
Материал: Мяч
Содержание
Дети играют мячом около стены. Ребенок, бросивший мяч об стену описывает следующего игрока, не назвав его имени, а только описав внешний вид. Этот следующий игрок должен узнать свое описание и успеть поймать мяч, отскочивший от стены и т. д.
Подвижная игра «Поменяемся места
ми»[/b]
Программное содержание:
1. Продолжать формировать у детей навыки использования вежливых слов и выражений, обращать внимание на единство внешней красоты и внутреннего содержания человека.
2. Формировать у ребят вежливый и ровный тон в общении с людьми.
3. Учить быть внимательными и оказывать другим помощь.
Предварительная работа: Стихотворение А. Барто «Любочка», песня В. Шаинского «Улыбка».
Материал: Стульчики
Содержание
Дети сидят на стульчиках, выставленных по кругу. Воспитатель – ведущий стоит в центре круга и говорит: «Поменяйтесь местами те, кто хочет, чтобы его любила мама». Дети пересаживаются. Затем ведущий предлагает поменяться местами тем, кто любит своих друзей, и сам в ходе пересадки детей садится на стульчик. Оставшийся ребенок без места, становится ведущим и предлагает другие ситуации.
Подвижная игра «Алло, алло, кто говор
ит»[/b]
Программное содержание:
1. Обучить правилам этикетного разговора;
2. Учить пользоваться телефонной трубкой, развивать вежливый и ровный тон;
3. Воспитать доброжелательное отношение друг к другу
Предварительная работа: Разучить произведение К. Чуковского «Телефон», беседа «Мир телефонов», рассматривание иллюстраций, в каких профессиях используется телефон
Материал: Телефонный аппарат
Содержание
Дети встают вкруг, в середине круга водящий с телефоном в руке. Дети произносят хором произведение «Телефон», водящий идет по кругу. Останавливается, когда дети произносят какого-нибудь персонажа из произведения и протягивает телефон между стоящими напротив детьми. Эти два ребенка встают друг к другу спиной и по сигналу бегут вокруг круга. Кто первый поднимет трубку тот и выиграл, он произносит – «алло» и берет телефон и становится водящим. Дальше дети продолжают читать произведение. Игра продолжается.
Подвижная игра «Третий лишн
ий»[/b]
Программное содержание:
1. Обучать правилам гостевого этикета;
2. Развивать ловкость, внимание, быстроту реакции;
3. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим и учить выражать благодарность хозяевам дома
Предварительная работа: Беседа «Встреча гостей», рассматривание домашних фотографий «У меня на дне рожденья», чтение: К. Чуковский «Муха цокотуха», игровое упражнение «Что мы, скажем, Вини Пуху»
Материал: Веточка вербы, подарок – муляж.
Содержание
Дети стоят парами по кругу лицом в центр. Выбираются с помощью считалки водящий (ему дается веточка вербы) и убегающий (ему дают подарок - муляж). Водящий обегает круг, стараясь осалить веточкой вербы убегающего игрока. Убегающий должен присоединиться к любой паре, передать одному из игроков подарок со словами пожеланий и поблагодарить за приглашение. Игрок, получивший подарок благодарит за подарок и становится убегающим. Если водящий догоняет убегающего, они меняются ролями.
Подвижная игра «Золотые воро
та»[/b]
Программное содержание:
1. Формировать правила поведения в общественных местах;
2. Научить правилам перехода проезжей части;
3. Воспитывать внимание и доброжелательное отношение друг к другу.
Предварительная работа: Рассматривание рисунков и иллюстраций с правилами дорожного движения. Чтение стихотворения С. Михалкова «Бараны».
Материал: Три небольших круга: красный, желтый, зеленый. Разметка проезжей части и пешеходного перехода.
Содержание
Дети встают цепочкой друг за другом. Два первых ведущие образуют ворота перед пешеходным переходом. Ведущие говорят слова: золотые ворота пропускают не всегда, первый раз прощается (показывают желтый цвет, а второй раз запрещается (показываю красный цвет) и опускают руки. Где цепочка разбилась, те дети становятся ведущими. Образуется новая цепочка и дети произносят слова: красный цвет дороги нет (подымают карточку с красным цветом, желтый приготовится (желтый цвет, а зеленый говорит, перед нами путь открыт (зеленый цвет). Игра продолжается.
Подвижная игра «Платоч
ек»[/b]
Программное содержание:
1. Продолжать учить детей использовать в речи пословицы и поговорки об этикете;
2. Развивать внимание, ловкость, быстроту;
3. Воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к окружающим.
Предварительная работа: Беседа «Русские пословицы и поговорки». Разучивание пословиц и поговорок о труде, о доме, об отношении к людям, об отношении к себе.
Материал: Платочек, русские народные костюмы.
Содержание
Дети встают в круг, взявшись за руки. Один (ведущий) становится за кругом с платочком в руке. Он бегает позади круга, оставляет у кого-то за спиной платочек, и произносит какую-нибудь поговорку. У кого за спиной оказался платочек, поднимает его и старается догнать ведущего, а ведущий старается занять его место в круге. Если догонявший проиграл, он становится ведущим.