МААМ-картинки

Консультация «Насилие и травля в подростковой среде. Что делать?»

Ирина Грыженко
Консультация «Насилие и травля в подростковой среде. Что делать?»

] В настоящее время насилие, травля в подростковой среде является ярко выраженной проблемой. Насилие, травля – это намеренное использование физической силы или власти, с целью проявление доминирования и/или унижения, с помощью которой угрожают или ее действительно применяют против другого человека, против группы или сообщества.

Моббинг, буллинг, кибермоббинг и кибербуллинг – англоязычные названия разновидностей этого опасного явления.

Публикация «Консультация „Насилие и травля в подростковой среде, Что делать?“» размещена в разделах

Моббинг (mobb – толпа) это коллективный психологический террор, травля в отношении кого-либо с целью выжить его из класса или школы. Классическим примером психологической травли в школе является фильм Роллана Быкова «Чучело», где очень ярко показана ситуация травли в подростковой среде.

На сегодняшний день, очевидно, что моббинг достаточно распространенное явление, как в школе, так и в классе. Объектом моббинга в школе может стать любой ребенок, но чаще, по мнению своих же одноклассников, это не похожий на других, странный. Это дети с дефектами внешности, здоровья, слишком взрослые или очень маленькие, слишком полные или худые, более эмоциональные или меланхоличные, чем остальные, то есть отличающиеся своим поведением, физическими особенностями, одеждой, акцентом, способностями к учебе и пр. Часто моббингу подвергаются новички, появившиеся в коллективе в средних или старших классах, в середине учебного года пришедших в школу, дети из семей эмигрантов, отличающимся внешностью и плохим знанием русского языка.

Для несформировавшейся психики подростка моббинг оказывается серьезным испытанием. Желая превратить жизнь подростка в сущий ад, группа одноклассников (мобберы) пускают в ход различные виды моббинга: брань, оскорбления, обзывания, высмеивание, шантаж, наговоры, изоляцию, кибермоббинг и прочее (всего выделяют 45 видов моббинга).

Мальчики чаще выбирают физические его виды (пинки, толчки, удары, а девочки более изощренные, вербальные виды моббинга - сплетни, издевки, сарказм, пустые угрозы и социальную изоляцию жертвы.

Буллинг (англ. bullying, от bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) - это систематическое, регулярно повторяющееся насилие, травля со стороны одного школьника или группы учащихся в отношении отдельного школьника, который не может себя защитить.

Буллинг всегда преследует цель - затравить жертву, вызвать у нее страх, деморализовать, унизить, подчинить. Обидчики дают ребенку неприятные прозвища, обзывают, бойкотируют, угрожают, отбирают личные вещи или намеренно портят их, заставляют делать неприглядные и оскорбляющие достоинство действия, распространяют лживые сведения, сплетни и слухи, исключают ребенка из круга общения, совместных занятий, игр, игнорируют и т. д. Обидчики - булли чрезвычайно изобретательны.

Чем отличается моббинг от буллинга? По сути моббинг и буллинг схожие понятия - это травля. В то же время буллинг отличается от моббинга тем, что в роли преследователя выступает не весь класс, а конкретный ученик или группа учеников, которые имеют авторитет.

Обидчиками могут быть как мальчики, так и девочки-подростки, ибо буллинг не зависит от пола, роста, национальности или предпочтений. Он просто есть, это элемент школьной жизни. Повод может быть самым разным. Поэтому пострадать от буллинга может любой. При этом зачастую могут даже отсутствовать какие-либо конкретные основания для агрессии. Объектом буллинга чаще всего выбирают тех, кто отличается от других и не может себя защитить.

Виды буллинга: вербальная агрессия; запугивание; изоляция; вымогательство; кибербуллинг.

В последнее время добавились возможности всемирной паутины и появились такие виды интернет травли, как кибермоббинг и кибербуллинг.

Кибермоббинг - намеренные оскорбления, угрозы, домогательства и сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации. Пользователи социальных сетей выбирают себе жертву, угрожают ей или распространяют о ней преднамеренную ложь. В худшем случае публикуются компрометирующие или подделанные фотографии.

Кибербуллинг доступен для молодежи и привлекателен для подростков тем, что нападающий не видит своей жертвы и ее прямую реакцию, а значит, ему гораздо легче подавить в себе чувство жалости к ней. Встречается среди всех слоев населения, но наиболее характерный для подростков в возрасте от 12 до 15 лет. При этом девочки подростки становятся жертвами кибербуллинга чаще, чем мальчики. Он также привлекает тех подростков, кто в реальной жизни скорее является жертвой буллинга, нежели участником, тех, кто не обладает особой физической силой и не умеющих быстро придумать подобающий ответ, желающих изменить свой образ и занять позицию силы.

Существует много самых разнообразных форм кибербуллинга. Наиболее широко распространен такой вид психологических интернет нападок как «троллинг» или подшучивание. Во время «троллинга» нападающий провоцирует пользователя к диалогу при помощи высмеивания и оскорблений. «Тролли» находят в сети наиболее уязвимых и неуверенных в себе пользователей, чтобы своими едкими замечаниями вывести человека из себя и заставить его реагировать на сообщения в подобном тоне. К «троллингу» склонны подростки, которым необходимо самоутвердиться.

Кибербуллинг имеет широкий спектр проявлений, различающихся по способам воздействия на жертву и по возможным последствиям. В отдельных случаях травля в Интернете может иметь не только психологические и эмоциональные, но и физические последствия для жертвы. Кибербуллинг часто сопровождается травлей в реальной жизни, и наоборот. Вследствие этого образуется определенная категория «двойных жертв».

Одной из особенностей подросткового возраста является стремление быть членом группы. Поэтому желание стать членом определенной группы часто толкает подростка на неподобающие поступки. Для агрессивного подростка личность потенциальной жертвы не имеет значения, главное на ком-нибудь сорвать свою злость. Почему подростки становятся жестокими и участвуют в травле других детей? Причинами агрессивного поведения часто бывает стремление к лидерству особенно когда подросток не может самоутвердиться социально приемлемыми способами: за счет учебы, общественной деятельности, спорта, но претендуют на высокий статус в коллективе; подражание агрессии взрослых по отношению друг к другу; нарушение эмоционального контакта с родителями (атмосфера нелюбви в семье); подростки из авторитарных семей; применение родителями физического, психологического и эмоционального насилия по отношению к ребенку; неумение выражать себя и ставить адекватные цели, заниженная самооценка; неумение разрешать конфликты; опыт жертвы моббинга или буллинга со стороны других детей.

Любой вид травли - чрезвычайно опасное явление. Подростки, страдающие от травли, испытывают злобу, разочарование, смущение, унижение и страх. Этот спектр эмоций может привести к самым разнообразным последствиям – от достаточно безобидных до очень опасных. Жертвы травли замыкаются в себе, начинают пропускать занятия в школе, попадают под влияние курения, алкоголя и наркотиков, показывают склонность к девиантному поведению. Незамеченные поначалу переживания ребенка накапливаются и неожиданно выливаются в депрессию, серьезные нервные срывы и даже попытки самоубийства. Полученные в школьном возрасте психологические травмы могут обернуться вполне серьёзными взрослыми проблемами. Специалисты считают, что травля в школьные годы не проходит бесследно для всех ее участников, и её последствия сказываются почти на протяжении всей жизни человека. Одни жертвы подростковой травли сохранили здоровье и благополучие, другие, наоборот его потеряли. Некоторые дети, испытавшие на себе воздействие психологического насилия в школе, усваивают модель поведения жертвы или преследователя, и несут ее в сознательную жизнь.

Как поступать родителям в случаях обнаружении признаков применения травли к их ребенку. Как моббинг, так и буллинг часто остаются скрытыми процессами для родителей. Родители даже не знают, что происходит в школе с их чадом, так как и агрессивный ребенок, и ребенок-жертва нередко молчат о своих проблемах.

Тревожным сигналом в поведении ребенка для родителей должно стать то, что: подростки начинают притворяться больными, чтобы избежать похода в школу; боятся идти одни в школу и из школы, просят проводить их на уроки, опаздывают; становятся эмоционально неустойчивыми, изменяется их привычное поведение и вне школы. У детей снижается успеваемость, теряется интерес к любимым занятиям, они проявляют большую тревогу, порой страхи настолько сильны, что может нарушаться сон, аппетит, появляться заикание, нервные тики. Для таких подростков характерны молчаливость, замкнутость, нежелание идти на разговор. Если ребенок подвергся физическому насилию, то можно обнаружить рваную верхнюю одежду или поврежденные вещи; постоянные ссадины, синяки и другие травмы. Они часто просят дать денег, воруют с целью откупиться от насильника; как проявление крайней степени кризисного состояния: появляются суицидальные мысли.

В ситуации травли ребенка очень важна психологическая помощь родителей. Они должны помочь ребенку справиться с этой проблемой. Если родителям удалось выяснить что их ребенок – жертва насилия в школе, их дальнейшие действия должны быть такими:

В первую очередь, необходимо создать условия безопасности – недопущения насилия.

Как можно быстрее разобщите ребенка с соответствующими стрессовыми воздействиями. Поговорите с классным руководителем, с администрацией школы. Желательно это делать спокойно, без криков и угроз. Отведите ребенка к психологу.

Предложить поговорить с сыном или дочерью в удобное для подростка время, чтобы он смог подготовиться к разговору. Прежде всего, нужно объяснить ребенку, что он не виноват в том, что с ним происходит. Назвать явление тем, чем оно является — травлей. Нельзя ругать ребенка и напоминать ему о его недостатках (плохая успеваемость, вызывающий стиль одежды и т. д.). Важно выслушать жалобы и эмоционально посочувствовать ребенку. Надо не анализировать и не оценивать его рассказы, а просто быть на его стороне.

Ни в коем случае нельзя искать причину создавшейся ситуации в ребенке. Существует распространенное мнение, что жертва всегда сама виновата в том, что над ней чинят насилие. Это далеко не так!

Поддерживайте самооценку ребенка, не унижайте его, не критикуйте. У ребенка не должно быть ощущения, что он заслужил плохое обращение с ним. Ребенка с нормальной самооценкой травить неинтересно, так как он не ведется. «Травят обычно тех, кто остро реагирует на оскорбление».

Чаще приглашайте одноклассников ребёнка в гости, особенно тех, кому он симпатизирует. Если у вас есть какое-то необычное хобби, интересное детям, можно рассказать о нём сверстникам ребёнка.

Надо постараться обучить ребенка умению постоять за себя – как в физическом, так и в моральном плане. Призывайте его не смиряться с участью жертвы, а восставать против этого, привлекая на свою сторону своих друзей. Научите подростка не показывать свою слабость и свой страх перед насильниками, вместо рыданий и просьб о помиловании озадачивать их неожиданными вопросами или хотя бы знанием нелестных фактов о них самих.

Как только дети чувствуют, что их жертва в состоянии защитить себя, они перестают преследовать ее. Если станет совсем невыносимо, переведите подростка в другой класс, другую школу. Отступить – не значит проиграть. Нужно помнить, что изменится среда – изменится и состояние ребенка. Выход всегда есть, но в одиночку с проблемой не справиться.

Но, что если ребёнок не просит родителей вмешиваться в ситуацию, а, наоборот, считает, что сам может с ней справиться? По мнению большинства психологов, следует дать ему возможность проявить самостоятельность. Излишняя опека, особенно над подростком, может привести к неблагоприятным последствиям. Однако это не означает, что следует закрыть глаза на случаи насилия и травли. Необходимо быть в курсе дел ребёнка, задавать вопросы, правда, делать это не навязчиво, осторожно. Конечно, столь доверительные отношения с подростком возможны только в том случае, если он привык к ним с детства.

Предупреждение кибермоббинга и кибербуллинга

Объясните детям, что при общении в Интернете они должны быть дружелюбными с другими пользователями, ни в коем случае нельзя писать грубые слова - читать грубости так же неприятно, как и слышать. Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей. Не стоит общаться с агрессором и тем более пытаться ответить ему тем же. Возможно, стоит вообще покинуть данный ресурс и удалить оттуда свою личную информацию, если не получается решить проблему мирным путем.

Если ребенок стал жертвой буллинга, помогите ему найти выход из ситуации -практически на всех форумах и сайтах есть возможность заблокировать обидчика, написать жалобу модератору или администрации сайта, потребовать удаление странички.

Объясните детям, что нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз. Старайтесь следить за тем, что ваш ребенок делает в Интернете, а также следите за его настроением после пользования Сетью.

Однако невозможно всегда находиться рядом с детьми и постоянно их контролировать. Доверительные отношения с детьми, открытый и доброжелательный диалог зачастую может быть гораздо конструктивнее, чем постоянное отслеживание посещаемых сайтов и блокировка всевозможного контента.

Помните, что какой бы замечательной ни была поддержка родителей, часто без профессиональной помощи психолога не обойтись, так как ситуация насилия и травли является серьезной психологической травмой.

Публикации по теме:

Консультация «Что должен знать и уметь делать ребенок к 3 годам?» Консультация: «Что должен знать и уметь делать ребенок к 3 годам?» Ребенок становится очень любознательным и самостоятельным, требует больше.

Консультация «Что делать, если у вас проблемный ребенок» Что делать, если. у Вас КОНФЛИКТНЫЙ ребенок Определите причины: Возможно, конфликтность - следствие эгоистичности ребенка. Если дома он.

Консультация «Что нужно делать, если ребёнок заикается?» Заикание — это проблема с ритмом речи, когда человек точно знает, что он/она хочет сказать, но не может этого сделать из-за непроизвольных.

Феноменология разных форм психологического насилия в подростковой среде Феноменология разных форм психологического насилия в подростковой средеМолодежное насилие является актуальной проблемой в современном мировом.

Консультация для родителей «Что делать с агрессивным ребенком» «Агрессивность ребенка» - один из самых частых запросов в практике детского психолога. Начинаешь разбираться в деталях, и становиться заметным,.

Консультация для родителей «Детская истерика. Что делать?» Детская истерика. Что делать? Истерики — явление повсеместное. И даже если родители ребенка говорят, что у них самый спокойный малыш в.

Консультация для родителей «Непослушный ребенок. Что делать?» НЕПОСЛУШНЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО ДЕЛАТЬ? Главный закон педагогики всех времен и народов: маленькая птичка не управляет стаей. Пожалуй, большинство.

Консультация «Почему ребенок кусается и что с этим делать» Нормально развивающиеся дети почти всегда кусаются на каком-либо этапе своего развития. Тому, что дети «пробуют на зуб» не только игрушки,.

Консультация «Кризис 3 лет у детей. Что делать родителям?» Упрямство, протесты, истерики и своеволие - частые проявления кризиса 3 лет у детей. Еще вчера милый и послушный, малыш вдруг превращается.

Профилактика суицидов в подростковой среде МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР» Методические.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Насилие и травля в подростковой среде. Что делать?»
Опубликовано: 25 января 2019 в 13:58
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД