Мария Вихарева
Особенности обучения рисованию детей младшего дошкольного возраста на основе использования нетрадиционных техник
▼ Скачать + Заказать документы
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что именно изобразительное искусство занимает особое место в развитии творческих способностей личности дошкольника. Обучения рисованию на основе использования нетрадиционных техник предоставляет наиболее полные и доступные для ребенка возможности для формирования творческих изобразительных способностей. Ключевые слова. дошкольники, рисование, мелкая моторика, методы и приемы обучения, нетрадиционные техники рисования.
Публикация «Особенности обучения рисованию детей младшего дошкольного возраста на основе использования нетрадиционных техник» размещена в разделах
Современный мир требует от успешного человека находить нестандартные решения сложных вопросов, не только решать окружающие проблемы, но и видеть в них возможности. Для формирования успешной
личности современности большое значение имеет развитие творческого потенциала, который дает ту самую нестандартность и умение видеть сложный вопрос с разных сторон. Творческий потенциал есть в каждом человеке, но степень его использования во взрослой жизни зависит, прежде всего, от уровня развития в детстве. Немаловажное значение в развитии творческого потенциала ребенка имеет рисование как один их видов аналитикосинтетического мышления. Ребенок рисует совсем не так как взрослый. В процессе рисования ребенок учится формировать объект или мысль в своем сознании, учится постигать закономерности окружающего мира. Дети рисуют не конкретный образ, а свое знание об этом образе, упорядочивая свое представление об окружающем мире и находя свое месте в нем. Именно потому, что рисование развивает и приводит во внутренний порядок знания ребенка о мире, многие ученые утверждают, что рисовать ребенку так же необходимо как разговаривать. Л. С. Выготский в связи с этим называл рисование «графической речью». Существует достаточно количество разработанных ученымипедагогами и психологами программ и методик по развитию изобразительного творчества детей. Среди трудов ученых можно выделить работы Доронова Т. Н., Комарова Т. С., Игнатьев Е. И., Палагина Н. Н., Лилов А. Н., Романова Е. С., Потемкина О. Ф. и других. Однако, практическое применение большинства современных методик обучения рисованию сталкивается со значительной проблемой – незаинтересованностью детей в обучении и трудностями педагогического процесса, связанными с этим. Учителя рисования, в частности, работающие в дошкольных учреждениях, занимаются не столько обучению рисования, сколько стараются привить интерес детям к изобразительному отображению своих мыслей. Причина указанных трудностей, по мнению автора, кроется в особенностях психофизического развития дошкольников, так как в возрасте до 7 лет ребенок еще не владеет своими движениями в той мере, в которой это необходимо для отображения своего мира во вне. Четырех-пятилетний ребенок не может нарисовать ровную линию, правильный круг или квадрат, хотя и стремится к этому, переживает неудачу и больше не хочет рисовать. В результате изобразительные умения ребенка не развиваются и творческий потенциал не раскрывается. Преодолеть трудности обучения рисованию дошкольников призваны нетрадиционные методики рисования в основе которых лежат отличные от общепринятых методов способы нанесения изображения на предмет. Не случайно Т. Комарова подчеркивая необходимость формирования у детей навыков рисования, говорит о целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике рисования. С помощью нетрадиционных методик рисования у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, эстетический
вкус, познавательные способности, самостоятельность решения задач нестандартными методами. Нанесение изображения нестандартной техникой (для взрослого нестандартной, а для ребенка вполне обычной) способствует стимуляции положительной мотивации рисуночной деятельности у ребенка, вызывает радость и снимает страх перед рисовательным процессом. Все это «раскрывает» ребенка и открывает путь ко всем полезным для развития свойствам, которые имеет рисование. Помимо эстетическо-чувственного эффекта, нестандартное рисование повышает зрительно-моторную координацию и развивает мелкую моторику в результате чего развивается интеллект. В нестандартном рисовании главное – не конечный продукт – рисунок, а процесс развития, включающий формирование уверенности в себе и своих силах. Нестандартные методики рисования чрезвычайно разнообразны. Использовать различные методики нестандартного рисования, по мнению автора, следует с учетом особенностей развития дошкольников разного возраста. Так, опыт обучения детей рисованию на основе нестандартных методик в МДОУ «Детский сад № 14» г. Хабаровска позволил автору выделить наиболее эффективные методики для обучения детей разных возрастов : С детьми младшего дошкольного возраста лучше использовать : - Тычок жесткой полусухой кистью; - Оттиск пробкой; - Оттиск печатками из картофеля; - Оттиск пенопластом; - Оттиск смятой бумагой. Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить более с сложными техниками : - Оттиск поролоном; - Свеча и акварель; - Оттиск печатками из ластика; - Волшебная веревочка; - Отпечатки листьев; - Восковые мелки и акварель; - Рисунок из ладошки. А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники : - Кляксография с трубочкой; - Граттаж; - Монотопия пейзажная; - Кляксография обычная; - Печать по трафарету. Обучение рисованию по нестандартной методике – всегда игра, а игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Нетрадиционным рисованием, таким образом, мы органично соединяем то, что нужно ребенку – игра, и то, что нужно педагогу – обучение.
Обучение детей рисованию на основе нестандартных методик в МДОУ «Детский сад № 14» г. Хабаровска показало необходимость приведения во взаимодействие в рамках процесса обучения всех участников образовательного процесса: детей, родителей и педагогических работников. Данная необходимость обусловлена некоторой разрозненностью используемых методик нетрадиционного рисования, которое в настоящее время используется лишь как один из вариантов изобразительной деятельности вне рамок единой системы. В связи с этим, автор считает необходимым разработку системы обучения детей рисованию с использованием нетрадиционных методик, основанная на работе в трех направлениях: - Первое направление: «Педагог-ребенок» - непосредственное взаимодействие педагога и воспитанников детских садов. - Второе направление «Родитель - ребенок - педагог» - Непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность. - Третье направление «Педагог-педагог» - дети первой младшей группы после годового обучения переходят во вторую младшую группу, и в связи с этим необходимо создать условия преемственности для дальнейшего развития рисования нетрадиционными методами. В рамках первого направления осуществляется непосредственное обучение детей нетрадиционному рисованию по различным методикам, указанным выше. В рамках второго направления нужно наладить педагогическое просвещение и повышение педагогической культуры родителей для повышения их участия в развитии художественного потенциала ребенка. В рамках этого направления целесообразно давать совместные задания для детей и родителей, проводить выставки, готовить наглядные материалы и т. д. Третье направление подразумевает формирование преемственности обучения в случае смены воспитателя в детском саду. В данном направлении должны быть сформированы методические рекомендации для педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования, сформированы портфолио детей. Резюмируя сказанное, отметим, что обучение рисованию детей младшего дошкольного возраста имеет особенности, обусловленные психофизиологическими возрастными особенностями и именно нетрадиционные техники обучения в игре наиболее полно способны раскрыть творческий потенциал ребенка и подготовить его к дальнейшему успешному познанию нашего огромного мира.
Список литературы
1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1.-М. : «Издательство скрипторий 2003», 2018.- 80 с.
2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.-М. : «Издательство СКРИПТОРИЙ 2003», 2018.- 72 с. 3. Утровина К. К Нетрадиционные техники. Планирование. Конспекты занятий. М. : «Творческий центр», 2015.- 94 с. 4. Шайдурова Н. В,Немов Р. С. Психология: учеб. для студ. высших пед. учеб. заведений: В 3х кн. -4-е изд. -М. :-гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2013. Книга 1: Общие основы психологии. - 688 с.