Анна Стецко
Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми компенсирующих групп в детском саду на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время все чаще встречаются дети с особыми образовательными особенностями, например, с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, когнитивными нарушениями и даже аутизмом. У данной категории детей есть различные нарушения: с речью, координацией, общей и мелкой моторикой, восприятием, они не могут бросить мяч в цель, забить в ворота или поймать его, а на музыкальных занятиях есть ряд таких трудностей, как: не слышат ритм, сильную долю, мелодию, трудно делать разные музыкально-ритмические движения. Поэтому у педагогов, работающих с такими детьми, возникла необходимость включать в свою работу эффективные приемы и методы, которые помогут ребенку контролировать свою двигательную активность и развивать внимание.
Публикация «Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми компенсирующих групп в детском саду на музыкальных занятиях» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Нейропсихологические игры и занятия
- Темочки
Так как, игра является ведущей деятельностью дошкольника, средством развития двигательных, познавательных, коммуникативно-речевых и других навыков. Все знают, что игра повышает мотивацию и интерес, помогает не бояться ошибок.
В нашем детском саду организованы группы компенсирующей направленности : для детей с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития и умственной отсталостью. Поэтому в своей работе я использую один из самых эффективных и интересных инструментов - это нейропсихологическая игра.
Что же такое нейропсихологическая игра (нейроигра?
Нейроигра – это специальные игровые комплексы, помогающие ребенку решать следующие задачи:
- ребёнок учиться чувствовать пространство, свое тело;
- развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука);
- формируется правильное взаимодействие ног и рук;
- ребёнок учится последовательно выполнять действия;
- развивается слуховое и зрительное внимание.
Нейропсихологические игры и упражнения развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. Их воздействие имеет как немедленный, так и накапливающий эффект, который способствует повышению умственной работоспособности, оптимизирует интеллектуальные процессы (внимание, память, мышление, воображение) и активизирует его энергетический потенциал.
Каким детям необходимы нейроигры?
- если ребёнок гиперактивный, «не слышит» взрослых, на замечания не реагирует или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный;
- заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения;
- есть синдром дефицита внимания;
- постоянно путает «лево» и «право», сезоны, жалуется на память;
- плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения;
- быстро переключается с одного действия на другое;
- присутствуют навязчивые движения (почёсывания, рисует/пишет с высунутым языком, грызёт ногти и т. д.);
- быстро утомляется, не может сосредоточиться на задании, тяжело осваивает чтение, грамоту и счёт;
- есть проблемы с речью разной сложности;
- наблюдается слабая познавательная деятельность;Хочу такой сайт
- плохо развита мелкая и общая моторика и т. д.
Преимущества использования нейроигр :
- игровая форма обучения;
- эмоциональная привлекательность;
- многофункциональность;
- автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;
- формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
- формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом;
- активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе.
Нейроигры очень полезны как для детей, так и для взрослых. А если нейроигру соединить с музыкой, то будет еще эффективней и увлекательней. Ведь музыка считается способом эффективной коррекционной помощи.
Высокая эмоциональность музыкального воздействия и взаимодействия облегчает установление контакта с ребенком, позволяет легче заинтересовать его совместной игрой и включить в предлагаемую деятельность. Ритм – обязательная составляющая музыки – служит источником тонизирования и структурирует активность ребенка, дает ему опору временной организации поведения. Разнообразие способов действия с музыкальными инструментами и голосовых контактов открывают возможности взаимодействия с ребенком, который в других условиях не проявляет имеющихся способностей.
Игра на любом музыкальном инструменте требует точных движений и согласованной работы рук. Поэтому она может способствовать развитию моторики ребенка. Она может являться специфической функциональной системой, развитие которой в ходе музыкальных занятий может по-разному влиять на когнитивные функции детей.
Занятия музыкой могут способствовать также развитию пространственных функций. Большинство музыкальных инструментов могут задавать возможность пространственных координат: «ближе-дальше», «верх-низ», «право-лево». Кроме того, любая музыка - некоторая заданная последовательность во времени, а в гармонических созвучиях отражаются законы пропорции. Таким образом, можно предположить, что занятия музыкой сами по себе, безотносительно к специфике тех или иных музыкальных инструментов, способствуют формированию пространственных функций.
В своей работе использую песенки Татьяны Марчук, например, музыкальные игры «А вот и я», «Стаканчик», в которых соединились нейропсихологиские движения и песня. Разработан комплекс упражнений «Тип-топ» на развитие чувства ритма, в который входят обучающие видео «Веселые стаканчики», «Две лошадки», «Бум, бум, бум» и др., в которых используются нетрадиционные шумовые инструменты: палочки и стаканчики. Также очень нравится ребятам игра «Ноги, руки» - в которой выкладывается тропинка из следов рук и ног, по которой дети должны правильно пройти, соблюдая пространственную ориентацию.
Система упражнений с нейрокоррекционными взаимодействиями способствует положительной динамике, повышается работоспособность, формируется самоконтроль.
Таким образом, использование нейроигр и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность педагогам более качественно вести свою работу.