МААМ-картинки

Консультация «Нейропсихологические игры, упражнения, занятия для автоматизации звуков»

Буглак Анна Андреевна
Консультация «Нейропсихологические игры, упражнения, занятия для автоматизации звуков»
▼ Скачать + Заказать документы

На что направлены нейропсихологические упражнения :

-развитие концентрации и внимания, координации, умения чувствовать своё тело;

-развитие памяти, мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в пространстве;

-работа над гармоничным взаимодействием полушарий;

-активизация речи;

-работа над эмоциональной устойчивостью, повышением внимания и т. д.

Конспект нейропсихологического индивидуального

коррекционного занятия

Возраст ребенка/детей 5 лет, девочка

Публикация «Консультация „Нейропсихологические игры, упражнения, занятия для автоматизации звуков“» размещена в разделах

Контингент:

Тип дизонтогенеза - задержанное развитие (замедление темпа всего психического развития, возникающее чаще всего в результате слабо выраженных органических поражений коры головного мозга (обычно парциального характера) или длительных и тяжелых соматических заболеваний (анамнез родителями не предоставлен).

Нейропсихологический синдром - функциональная несформированность правого полушария.

Нарушения, выявленные в ходе нейропсихологической диагностики.

Нейропсихологическая диагностика проводилась по методическому пособию «Нейропсихологическая диагностика детей дошкольного возраста», Ж. М. Глозман, А. Е. Соболева, Ю. О. Титова.

Заключение: Из проведенного нейропсихологического обследования и из графиков выше видно, что у ребенка выявлены задержки в развитии эмоционального, сомато-пространственного, цветового гнозиса; слухоречевого, тактильного восприятия; динамического праксиса; снижение уровня когнитивных процессов, таких как память, интеллект; низкая мотивация. Сохранными остаются концентрация внимания, крупная моторика, зрительная память. По методике ребенок набрал 9,2 балла, что говорит о грубой степени задержки психического развития.

Форма занятия - индивидуальное. Такая форма работы с данным ребенком будет наиболее эффективной для развития самых «слабых» психических функций, позволит наиболее полно обеспечить переход от развернутого действия к свёрнутому, от внешнего к внутреннему, от совместного к самостоятельному, даст возможность подбирать и дозировать режим нагрузок с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Тема: «Накорми зайчиков морковками».

Цель: Коррекция нарушений психического развития.

Задачи:

- Оптимизировать функциональный статус глубинных образований мозга и базис для формирования подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий.

- Оптимизировать и стабилизировать общий тонус тела.

- Снимать мышечные зажимы и дистонии.

- Расширять сенсомоторный репертуар.

- Преодолевать патологические ригидные телесные установки и синкенезии.

- Формировать операциональное обеспечение вербальных и невербальных психических процессов: соматогностических, тактильных и кинестетических.

- Развитие зрительного гнозиса.

- Формировать базовые сенсомоторные (одновременные и реципрокные) взаимодействия.

- Развивать цветовой гнозис.

- Формировать произвольную регуляцию и самоконтроль поведения.

- Повышать мотивацию.

- Развивать эмоциональный гнозис, коммуникацию.

Оборудование: Песочные часы (30 мин., картинка с зайчатами (зайчат по количеству заданий) формата А-4, вырезанные морковки по количеству зайчат, бубен, нейропсихологическая игра «Попробуй повтори!», нейроигра «Повторяй за мной», дидактическая игра «Гусеница», релаксационная музыка «Шум прибоя», дерево эмоций.

Сценарий занятия :

Психолог в начале занятия переворачивает песочные часики (30 мин) и говорит ребенку, пока бежит песок мы будем выполнять задания, когда песок закончится, закончится и наше занятие. В начале занятия педагог говорит, что сегодня мы будем кормить зайчиков морковками. На столе лежит картинка с зайчатами и отдельно морковки из бумаги. Для того, чтобы накормить зайчиков, нужно выполнять задания. За каждое правильно выполненное задание ребёнок получает морковку и кладет ее зайчонку. (Этот прием мотивирует ребенка к правильному выполнению заданий. Помогает удержать стойкий интерес ребенка на протяжении всего занятия.)

1. Ритуал приветствия.

Упражнение «Поздороваемся …». Ребенку предлагается поздороваться той частью тела, которую назовет взрослый. Сначала ребенок и взрослый шагают под кругу под бубен. Когда музыка останавливается, взрослый предлагает ребенку поздороваться, например, ладошками, потом локтями, указательным пальчиком и т. д. Игра продолжается 2-3 раза. После правильно выполненного упражнения ребенок получает морковку и «кормит» зайчика. (Упражнение на позитивный настрой).

2. Разминка.

Дыхательное упражнение «Удивимся» (Энергизатор). И. п. – о. с., сделать свободный вдох. 1 – медленно поднять плечи, одновременно делая выдох; 2 – и. п. В это время психолог произносит:

«Удивляться чему есть,

в мире всех чудес не счесть».

Упражнение повторяется 2-3 раза. После правильно выполненного упражнения ребенок получает морковку и «кормит» зайчика. (Упражнение на стабилизацию и активацию энергетического потенциала организма, повышение пластичного сенсомоторного обеспечения психических процессов).

Глазодвигательное упражнение «Помоги лягушке перебраться с листочка на листочек». Ребенок сидит ровно на стуле. Взрослый берет бумажную лягушку и плавно ведет ее слева – направо, снизу – вверх, справа – налево, сверху – вниз, по листочкам. Упражнение повторяется 2-3 раза. После выполнения проводится (Упражнение на снятие мышечных зажимов и расширение сенсомоторного репертуара).

Растяжка «Силач». Выполнить контрастное напряжение и расслабление плечевого пояса, рук и ног, представляя, что мы держим в руках тяжелые ведра, поднимаем над головой тяжелую корзину с яблоками. Повторить 2-3 раза. После правильно выполненного упражнения ребенок получает морковку и «кормит» зайчика. (Упражнение на оптимизацию и стабилизацию общего тонуса тела.)

3. Упражнения, направленные на формирование психомоторных координаций.

Массаж пальцев эластичным кольцом Су-джок «Дорожка». Ребенок поочередно надевает кольцо на каждый палец, проговаривая стихотворение.

«Кольцо на пальчик надеваю.

И по пальчику качу.

Здоровья пальчику желаю,

ловким быть его учу».

После выполнения упражнения ребенок получает морковку и «кормит» зайчика.

(Упражнение на стабилизацию и активацию энергетического потенциала организма, повышение пластичного сенсомоторного обеспечения психических процессов)

Игра «Попробуй повтори». Ребенку предлагаются карточки с движениями кистей и пальцев рук (простые) и просят сделать также. Выбираются 2-3 движения, которые повторяются 3-4 раза. После выполнения упражнения ребенок получает морковку и «кормит» зайчика. (Упражнение на формирование соматогностических, тактильных и кинестетических процессов).

4. Упражнения, направленные на формирование познавательных компетентностей.

Упражнение «Лабиринт».

Упражнение «Назови, что спряталось» (наложенные изображения). После выполнения упражнений ребенок получает 2 морковки и «кормит» зайчиков. (Упражнения на развитие зрительного гнозиса).

Игра «Гусеница». Ребенку предлагается выложить гусеницу из цветных кружочков, в соответствии с карточкой, обязательно проговаривая цвета. После выполнения ребенок опять «кормит» зайчика морковкой». (Упражнение на развитие цветового гнозиса).

5. Подвижная игра.

Игра «Повторяй за мной». Игра начинается с более простого варианта. Ребенку предлагается карточка с изображением ребенка, показывающего какое-либо движение. Например, отведи левую ногу в сторону, а руки подними вверх, сложи руки внизу в замок и открой рот. Предлагается 2-3 движения выполнить 2-3 раза. После правильно выполненного упражнения ребенок получает морковку и «кормит» зайчика. (Упражнение на преодоление патологических ригидных телесных установок и синкенезий).

6. Ритуал завершения занятия, подведение итогов, прощание.

Релаксация «Пляж». Психолог предлагает ребенку лечь на ковер и закрыть глаза, включает релаксационную музыку (звуки моря) и говорит «Представь, что ты лежишь на теплом песке и загораешь. Ласково светит солнышко и согревает тебя. Веет легкий ветерок. Ты отдыхаешь и слушаешь шум волн. Прислушайся к своему телу. Удобно ли тебе? Попытайся изменить свою позу, чтобы было максимально удобно, и ты была максимально расслаблена. Попробуй представить себя целиком, запомни этот образ. Потянись, сделай глубокий вдох и выдох, открой глаза, медленно садись и не спеша вставай». (Упражнение на оптимизацию и стабилизацию общего тонуса тела.)

(Упражнение на оптимизацию и стабилизацию общего тонуса тела. Релаксация.)

Психолог: Давай вспомним чем мы сегодня занимались? Какое задание было самым легким? Какое было самым сложным? Какое понравилось больше всего? Ты молодец, смогла накормить всех зайчиков! Какое у тебя настроение? Подойди к нашему дереву настроения, выбери желудь с настроением, похожим на твое и повесь. Песочек в наших часах закончился и наше занятие тоже. До свидания!

7. Список использованных источников.

- Лекции «Понятие нейропсихологического симптома, синдрома и фактора», «Синдромы функциональной несформированности в детском возрасте», «Особенности генеза ВПФ», «Теория о трех основных структурно-функциональных блока А. Р. Лурия».

- Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. Учебное пособие. – 8-е изд. – М. : Генезис, 2015.

- Интернет ресурсы: https://infopedia.su/8x8943.html, https://sdnp.ru/recomendatsii/.

- «Развитие межполушарного взаимодействия у детей. Нейродинамическая гимнастика», Трясорукова Т. П. – Изд. 2-е. – Ростов н/ Д: Феникс, 2019.

- Личные картотеки игр «Комплексы дыхательной гимнастики с точечным массажем», «Су-джок терапия в работе с детьми раннего и дошкольного возраста», «Кинезиологические упражнения», «Глазодвигательные упражнения», упражнения на развитие внимания, восприятия «Лабиринты», «Наложенные (зашумленные) изображения», «Игры на формирование цветовосприятия», «Игры на развитие эмоционального интеллекта», игры на развитие двигательного праксиса «Попробуй повтори», «Повторяй за мной».

Домашнее задание: Выполнять упражнения из картотек «Попробуй повтори» и «Повторяй за мной» в течении пяти дней.

МБДОУ «Детский сад №5

г. Усолье-Сибирское

Публикации по теме:

Дидактические пособия для автоматизации звуков с помощью пуговицДидактические пособия для автоматизации звуков с помощью пуговиц Автоматизация звуков с помощью пуговиц Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными.

Дидактическая игра «Клеточки» для автоматизации звуковДидактическая игра «Клеточки» для автоматизации звуков Процесс автоматизации звуков часто занимает много времени. Я предлагаю автоматизировать звуки через игру, которая может применяться неоднократно.

Игровые упражнения для автоматизации звуков в словахИгровые упражнения для автоматизации звуков в словах Игровые упражнения для автоматизации звука в словах. Автоматизация звука - это закрепление правильного произношения звука в речи. После постановки.

Картотека «Скороговорки и чистоговорки для автоматизации звуков». Часть 1 Картотека. Скороговорки и чистоговорки для автоматизатизации звуков. Часть 1. Б БЬ Бы бы бы идет дым из трубы. У Вовы были бобы. Бегемот.

Логопедическая игра «Звуковая меморина» для автоматизации звуков [Ч], [Щ]Логопедическая игра «Звуковая меморина» для автоматизации звуков [Ч], [Щ] .

Логопедические дидактические игры по автоматизации звуков с кругами ЛуллияЛогопедические дидактические игры по автоматизации звуков с кругами Луллия Решение коррекционной задачи по автоматизации звуков в речи нередко затрудняется из-за необходимости большого количества повторов одного.

Логопедические игры для автоматизации звуков у дошкольниковЛогопедические игры для автоматизации звуков у дошкольников .

Материалы для автоматизации сонорных звуков. Конспект занятия по звукопроизношению «Автоматизация звука [Р]» Конспект занятия по звукопроизношению Тема: “Автоматизация звука [Р]” Цели: Коррекционно-образовательные: - Дать детям понятие о механизме.

Скороговорки и чистоговорки для автоматизации звуков. Часть 2 Картотека. Скороговорки и чистоговорки для автоматизатизации звуков. Часть 2. С З СЬ ЗЬ Са за са за са за за Улетела стрекоза. За са за.

Загадки-добавлялки для автоматизации звуковЗагадки-добавлялки для автоматизации звуков Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предложены карточки на загадки Куликовской Т. А. для автоматизации звуков С З Ц Ш Ж Ч Щ Л Р в словах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Нейропсихологические игры, упражнения, занятия для автоматизации звуков»
Опубликовано: 28 сентября 2021 в 05:20
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Нейропсихологические игры, упражнения, занятия для автоматизации звуков»» (включая файлы) размещена пользователем Буглак Анна Андреевна (УИ 1578978) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД