Папки-передвижки

Необходимость адаптации ребенка к условиям ДОУ

Яна Чемякина
Необходимость адаптации ребенка к условиям ДОУ

Актуальность проблемы адаптации детей к детскому саду на современном этапе очень высока. С одной стороны, существующие экономические отношения вынуждают большинство родителей сразу после рождения ребенка выходить на работу, с другой» – все шире распространяющийся личностно-ориентировочный подход к детям не допускает безразличного отношения к проблемам маленького человека, с трудом принимающего жизнь в новых условиях детского сада.

Публикация «Необходимость адаптации ребенка к условиям ДОУ» размещена в разделах

Согласно определению, данному в Большой советской энциклопедии, адаптация (adaptation) понимается как процесс приспособления строения и функций организмов (особей, популяций, видов) к условиям среды.

Адаптация рассматривается в науке в процессе эволюции филогенеза и онтогенеза в следующих аспектах:

- адаптация на генетическом уровне (Г. Селье, Н. В. Васильев);

- адаптация на уровне ВИД, психических функций, поведения (П. К. Анохин, И. П. Павлов);

- адаптация на эмоциональном уровне (В. М. Банщиков, В. П. Казначеев, А. Д. Слоним);

- адаптация на уровне интеллекта, т. е. на уровне когнитивных структур мозга (Р. Немов, О. Ротанова; механизмы индивидуальной адаптации (Р. Ю. Ильючонок, Р. В. Тонкова-Ямпольская);

- особенности адаптации человека, приспособление среды за счет ее изменения (Н. М. Аксарина, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасова-Вукова);

- адаптация в онтогенезе, развитие адаптационных механизмов в разном возрасте (Н. П. Жукова, Н. Д. Ватутина и др.).

Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Обычно видна лишь надводная часть айсберга - поведение. А что творится в организме и душе ребенка, когда он впервые идет в детский сад, в новый детский коллектив! В незнакомой обстановке малыш постоянно находится в сильном нервно-психическом напряжении, не прекращающимся ни на минуту. Он на грани стресса или в полной мере ощущает стресс. Малыш в "особом состоянии" между здоровьем и болезнью. Что-то сходное испытывает женщина во время беременности. Но постоянно находиться в "особом состоянии" нельзя. Поэтому сегодня или завтра ребенок или в самом деле заболеет, или снова станет сам собой. Если выраженность стресса у ребенка минимальна, в скором времени о негативных сдвигах адаптационного процесса будет забыто - это легкая или благоприятная адаптация.

Если выраженность стресса велика, у ребенка, очевидно, будет срыв, и он, по-видимому, заболеет. Срыв, как правило, свидетель неблагоприятной или же тяжелой адаптации у малыша. Главная причина - отрыв от матери: малыш неразрывно связан с мамой и вдруг его любимая и самая прекрасная на свете мама бросила его на произвол судьбы среди ужасной новой обстановки и незнакомых ему ранее детей, которым нет до него дела. И чтобы в этой новой обстановке продержаться, ему необходимо здесь вести себя не так, как дома. Но он не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь сделать что-то не так. А страх поддерживает стресс, и образуется порочный круг, который все-таки в отличие от всех других кругов имеет точное начало - отрыв от матери, разлука с матерью, сомнения в ее альтруистической любви.

Разлука - страх - стресс - срыв адаптации - болезнь. Но все это обычно свойственно ребенку с тяжелой или неблагоприятной адаптацией к детскому саду. При этом типе адаптации процесс, как правило, затягивается на длительное время и ребенок приспосабливается к организованному коллективу месяцами, а иногда не может приспособиться совсем. Поэтому детей с тяжелой адаптацией, которую обычно прогнозируют у ребенка еще в детской поликлинике, желательно не отдавать в три года в сад, а по возможности немного позже, по мере совершенствования адаптационных механизмов.

Мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.

К тому же кризис трех лет, который может наслоиться на период адаптации ребенка. В это время малыш впервые ощутил себя как личность и хочет, чтобы это видели другие. А мы, другие, это не всегда видим или не желаем видеть, нам проще, чтобы было все, как раньше. Поэтому малыш весь на пределе, отстаивая свою личность, и психика его становится ранимее к воздействию различных обстоятельств окружающей среды.

И вот вы именно в то время, когда ребенок остро нуждается в матери, когда необходимо щадить его ослабленную нервную систему, как будто бы специально, дополнительно к психической нагрузке кризиса трех лет, невольно взваливается на плечи малыша еще один тяжелый груз - груз адаптации к детсаду. И часть детей "надрывается", о чем свидетельствуют видимые изменения в обычном поведении ребенка.

Вопреки существующему мнению исключительно об адаптации только ребенка к саду, к пребыванию ребенка в дошкольном учреждении адаптируется не только сам ребенок, но все его окружение, которому тоже требуется какое-то время для того, чтобы приспособиться к новым жизненным обстоятельствам. Обычно время приспособления условно разделяют на три периода: острый, подострый и компенсационный. Самые серьезные трудности ожидают семью в острый период. Это моменты первого столкновения с неизвестным, новым. Это новая, часто неожиданная эмоциональная реакция, как ребенка, так и его родителей. И наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребенка.

С поступлением ребенка трех-четырех летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения.

Сейчас не редки случаи, когда ребенок впервые в дошкольное учреждение приходит в более позднем возрасте (4-5 лет, его окружение не считает необходимостью такой процесс, как адаптация, считается, что ребенок уже «все понимает», «любит играть с детьми», «достаточно послушен», и т. д. Однако, как показывает практика – адаптация к новым жизненным условиям необходима не только в раннем возрасте, но и в более позднем. Ведь ребенок идет в сад не только играть с детьми, но и учиться выполнять требования абсолютно незнакомых ему людей. И «бросать» в данную среду ребенка так, как взрослого – крайне неразумно. Каждый взрослый человек адаптируется к новым условиям (жизненным, рабочим, и т. д.) и не всегда взрослому это дается легко. Разве предусмотрительно «бросать» проблему адаптации лишь на плечи ребенка?

Публикации по теме:

Учёт индивидуальных особенностей ребенка при адаптации к условиям детского сада Адаптация ребёнка к условиям детского учреждения Адаптационный период – серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые.

Необходимость адаптации к посещению детского сада после летних каникул После окончания долгих летних каникул, когда многие дети не посещают детский сад, им снова приходится привыкать к распорядку, к тому что.

Особенности адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ «Особенности адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ». Адаптация - это сложный процесс приспособления организма, который происходит.

Проблемы адаптации дошкольников к условиям детского сада Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 Березка» поселка Мостовского муниципального образования.

Работа с родителями по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ Сообщение на тему: «Работа с родителями по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ». Основными принципами дошкольного образования.

Адаптация ребенка к условиям ДОУ Уважаемые родители, вам предстоит сделать важный и первый шаг в жизни вашего ребенка: поступление в детский сад. Это очень важный период.

Консультация для родителей первой младшей группы «Особенности адаптации ребенка к условиям детского сада» Особенности адаптации ребенка к условиям детского сада. С самого начала существования детских дошкольных учреждений стоит проблема адаптации.

Консультация для родителей «Игровые технологии как средство позитивной социализации детей в период адаптации к условиям ДОУ» Вопрос о помещении ребенка в детский сад, как правило, встает перед родителями в связи с окончанием оплачиваемого отпуска матери по уходу.

Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада Пояснительная записка Дошкольный возраст – важный этап в развитии.

Родительское собрание по адаптации детей к условиям ДОУ «Давайте познакомимся» Родительское собрание на тему: «Давайте познакомимся!» «Адаптация детей к условиям ДОУ» (Родительское собрание во второй группе детей раннего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Необходимость адаптации ребенка к условиям ДОУ
Опубликовано: 27 августа 2018 в 13:14
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД