Светлана Верясова
Непосредственно образовательная деятельность по «Ознакомлению с окружающим миром» в старшей группе для детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность по «Ознакомлению с окружающим миром»
в старшей группе для детей с ЗПР.
Подготовила и провела:
учитель-дефектолог С. М. Верясова
МДОБУ «Детский сад № 28 «Аленький цветочек»
комбинированного вида
г. Минусинск Красноярского края
Тема: Сад. Фрукты.
Цель: Активизация словарного запаса по темам «Фрукты» «Овощи».
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность по „Ознакомлению с окружающим миром“ в старшей группе для детей с ЗПР» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2016
Образовательные задачи. Закрепление представлений о фруктах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Сад. Фрукты» (фрукты, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, мандарин, спелый, ароматный, сочный, гладкий, красный, оранжевый, желтый, зеленый, зреть, собирать, заготавливать). Дифференциация овощей и фруктов по месту произрастания. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе). Закрепление навыков пространственной ориентировки, навыков работы с множествами.
Развивающие задачи. Развитие связной речи, зрительного, вербального внимания, речевого слуха, мышления, артикуляторной, мелкой и обшей моторики, формирование ритмико-интонационной структуры речи.
Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Наборное полотно, корзинка с предметными картинками по теме, игра «Поможем Коту в сапогах», плоскостные изображения ежа, белки, фруктовых деревьев, огородных грядок, фруктов, овощей; рабочие тетради по числу детей, стаканы с карандашами, корзинка с муляжами фруктов, символ «солнышка».
Предварительная работа. Рассматривание фруктов, подбор определений, приготовление салата из фруктов, разучивание подвижной игры «Яблоня».
Ход занятия
1. Организационный момент. [ Создание эмоционально положительного фона. Отгадывание загадок с помощью картинок. Развитие мышления. ]
Дефектолог встречает детей в дверях кабинета с корзинкой в руках, дети здороваются с дефектологом и по его просьбе выбирают из контейнера по одной предметной картинке, а затем проходят в кабинет и садятся на стульчики вокруг стола.
Дефектолог. Сегодня вы будете отгадывать загадки, играть,считать, составлять небольшие рассказы, рисовать, а ясное солнышко (обратить внимание на картинку)будет радоваться вашими успехами.
Сейчас я загадаю вам загадки. Картинки, которые вы выбрали, помогут их отгадать. Тот, у кого картинка-отгадка, должен поставить ее на наборное полотно.
Далее дефектолог загадывает загадки, а дети ставят на наборное полотно картинки-отгадки (слива, яблоко, груша, виноград) и называют их.
Родилась она зеленой
На цветущей белой кроне.
А потом росла, краснела.
Как созрела — посинела.
(Слива)
Колобок висит все лето
Среди зеленых веток.
Ударит гулко оземь,
Когда наступит осень.
(Яблоко)
Кисти ягод над дорожкой
Прячут листики-ладошки.
На лозе повисли кисти,
И от нас укрылись в листьях.
(Виноград)
Ты на лампочку похожа
И на Ваньку-встаньку тоже.
У тебя румяный бок,
А откусишь — брызнет сок.
(Груша)
Дефектолог. Молодцы! Вы легко отгадали загадки. А как можно одним словом назвать то, что вы видите на картинках?
Дети. Это фрукты.
Дефектолог. Где они растут?
Дети. Фрукты растут в саду, на деревьях.
Дефектолог. Только виноград растет на лозе, длинных прочных ветках, которые вьются вокруг специальных опор (показываю картинку). Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня?
Дети. Мы будем говорить о фруктах.
2. Игра «Поможем Коту в сапогах». [Дифференциация овощей и фруктов по месту произрастания. Совершенствование грамматического строя речи {согласование прилагательных с существительными в роде и числе). Развитие зрительного внимания и восприятия. ]
Дефектолог убирает картинки с наборного полотна и помещает на игровое поле изображение кота, справа от него – фруктовые деревья, слева – огородные грядки. На столе разложены предметные картинки с изображениями овощей и фруктов.
Дефектолог. Это сказочный герой – Кот в сапогах. Он растерялся: все фрукты и овощи смешались между собой. Что делать?
Д е т и. Давайте поможем Коту.
Дефектолог. Спасибо, ребята! Помогите ему разместить овощи и фрукты по своим местам: на фруктовые деревья - фрукты, а на грядки - овощи. Подходите к столу, берите овощ или фрукт, рассказывайте, какой он, и размещайте в нужное место.
Дети выбирают картинки, описывают овощи и фрукты и размещают их изображения на деревья и грядки. Например:
1-й ребенок. Это круглый оранжевый апельсин. Растёт на апельсиновом дереве.
2-й ребенок. Это овальный желтый лимон. Растёт на лимонном дереве.
3-й ребенок- Это длинная оранжевая морковка. (И т. п.)
Дефектолог. Молодцы. Вы сделали все правильно. Кот в сапогах благодарит вас. А солнышко-то как довольно, улыбается, радуется за вас.
Дефектолог убирает игру.
3. Игра «Ежик и груши». [Развитие речевого слуха, элементарных математических представлений ( закрепление навыков работы с множествами: уменьшения множества на один). Формирование навыка составления и решения задач. ]
Дефектолог достает плоскостное изображение ежа с пятью плоскостными изображениями груш на иголках и помещает его на доску. Рядом располагает белку.
Дефектолог. А теперь постарайтесь помочь этому ежику. Он очень нуждается в вашей помощи.
Пять груш из сада
Ежик притащил.
Два самых румяных
Белке подарил.
С радостью подарок
Получила белка.
Сосчитайте груши у ежа на спинке.
Д е т и. У ежа осталось три груши.
Дефектолог. Верно. Как вы это узнали? Расскажите.
Д е т и. У ежа было пять груш. Две он отдал белке.
Дети снимают две груши с иголок ежа, и помещают их в лапках белки.
Д е т и. А у ежа осталось три груши.
Дефектолог. Правильно! Молодцы! Вы порадовали меня и ежа, и солнышко.
4. Подвижная игра «Яблоня». [Формирование ритмико-интонационной структуры речи, развитие артикуляторной, мелкой моторики].
Дефектолог приглашает детей на ковер и предлагает им встать в круг. По его просьбе дети выполняют знакомые упражнения. Логопед обращает внимание детей на то, что задавать вопросы следует с повышением голоса на последнем слове, и дает образец интонирования.
— Яблоня! Яблоня! Дети идут по кругу, держатся за
Где же твои яблоки? руки. В центре стоит один ребенок —«яблоня».
Заморозил их мороз? Дети останавливаются, на каждую
Или ветер их унес? строку загибают по одному пальцу на
Или молния спалила? руках.
Или градом их побило?
Или птицы поклевали?
Куда они пропали? Опускают руки, пожимают плечами.
— Не морозил их мороз, Эти слова произносит ребенок-яблоня»,
И не ветер их унес, Дети загибают по одному пальцу на
Не спалило их огнем, руках, начиная с больших.
Града не было с дождем,
Птицы их не поклевали.
Дети оборвали! Дети разбегаются, «яблоня» пытается их запятнать.
Сербская песенка
5. Игра «Чьё слово-название длиннее». [Упражнение в передаче ритмического рисунка слов, в делении слов на слоги. ]
. Заспорили фрукты: чьё слово-название длиннее?
Дефектолог. А как же узнать, какое слово самое длинное?
Дети. Давайте прохлопаем слова — названия фруктов, разделим их на части.
Дефектолог показывает муляж фрукта, дети отхлопывают его название.
Дети. Ли-мон.
Дети. Гру-ша.
Дети. Ман-да-рин – самое длинное слово. Хоть мандарин – длинное слово-название, но и все остальные фрукты тоже вкусные и полезные.
6. Работа в тетради №1. [Развитие графомоторной функции, мышления, зрительного восприятия. Закрепление навыков цветоощущения. ]
Дефектолог приглашает детей к столу, на котором уже приготовлены открытые рабочие тетради и стаканы с цветными карандашами.
Дефектолог. Посмотрите на рабочую страничку. Что вы видите на ней?
Дети. Мы видим фрукты: яблоко, грушу и лимон.
Логопед. Послушайте загадку об одном фрукте.
Желтый, сочный, кислый он. Называется.
Дети. Лимон.
Дефектолог. Как вы догадались?
Д е т и. Он желтый и кислый.
Дефектолог. Верно. Возьмите желтый карандаш и сначала обведите лимон по контуру, а потом раскрасьте его.
Дети выполняют задание дефектолога.
Дефектолог. Хорошо. А теперь составьте рассказ-описание о фрукте, расположенном справа. (Закрепление навыков пространственной ориентировки).
Д е т и. Это яблоко, оно красное, сочное, сладкое.
Дефектолог. Опишите фрукт, расположенный между лимоном и яблоком.
Д е т и. Между лимоном и яблоком расположена груша, она зелёная, похожа на лампочку, сочная, сладкая.
Обведите грушу зелёным карандашом, яблоко – красным, раскрашивать не нужно. (Формирование слухового внимания).
Дети выполняют задание дефектолога.
Дефектолог. Вы очень хорошо выполнили все задания и порадовали солнышко. Оно улыбается вам, радуясь вашей внимательности и сообразительности.
10. Окончание занятия. [Оценка работы детей. ]
Дефектолог предлагает детям закрыть тетради и сложить карандаши в стаканы, а затем вспомнить, какие задания они выполняли, и оценить работу друг друга. Хорошие работы поощряются наклейками на тетради детей.