Людмила Клименко
Несколько практических советов о дифференциации звуков
▼ Скачать + Заказать документы
Дифференциация (или различение) звуков — очень важный раздел логопедической работы.
Нарушение звукопроизношения — это не только дефект артикуляции, например межзубность или гнусавость, но и полное отсутствие в речи одного или нескольких звуков, которые замещаются другими звуками (например, «сапка» вместо шапка, «лыба» вместо рыба). По данным А. Н. Гвоздева, система субституций (замещение звуков) базируется главным образом на артикуляционном родстве звуков и в первую очередь на группировке их по месту образования, реже по способу образования.
Публикация «Несколько практических советов о дифференциации звуков» размещена в разделах
При нарушениях речи, кроме замещения отсутствующих звуков, также широко распространено явление смешения уже имеющихся у ребенка звуков речи. При этом
недостатки произношения носят индивидуальный характер — трудно найти детей с одинаковыми особенностями их речевой недостаточности.
Нарушение фонетики родного языка, затрагивающее большое количество звуков, которые и замещаются и смешиваются между собой, рассматривается сегодня как недостаток отчетливого слухового восприятия или как фонетико-фонематическое неразвитие речи.
Однако имеется мнение, что в основе замещения и смешения фонем лежит ре-че двигательная недостаточность. Поэтому если опираться на развитие речедвига-тельного навыка, то в процессе обучения смешиваемые звуки нужно не раздвигать во времени, а противопоставлять друг другу. В связи с этим в данном пособии механическому противопоставлению звуков в слогах (слоговые упражнения) уделяется большое внимание, в то время как звуковой анализ слогов и слов проводится по мере надобности.
Об артикуляционных упражнениях. Первое логопедическое занятие всегда начинается с артикуляционных упражнений, с помощью которых ребенок учится видеть (в зеркале, чувствовать свои органы артикуляции и управлять ими. Однако длительное увлечение артикуляторными упражнениями бесперспективно, поскольку искусственно созданные позы языка, губ и т. п. никакого отношения к кинеме* звука не имеют.
То же самое следует сказать и о так называемом логопедическом массаже органов артикуляции, который проводится без знания анатомии языка, губ, твердого и мягкого нёба. Такие действия являются предметом заботы и изучения медиков, а не педагогов- логопедов. При губных дефектах органов артикуляции (расщепление нёба, парезы и параличи языка, губ, маленького язычка) первостепенное значение приобретает работа над дыханием и голосом.