Лучший педагог года

Нестандартные модели и формы коррекционной работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи (ОНР)

Эльвира Сутурина
Нестандартные модели и формы коррекционной работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи (ОНР)

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации в последние годы свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями, в том числе и среди детей раннего дошкольного возраста. В связи с этим, перед педагогами встает вопрос создании оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей.

Публикация «Нестандартные модели и формы коррекционной работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи (ОНР)» размещена в разделах

Исследователи придают особое значение связи речевого развития и состояния общей моторики у детей: М. Ф. Брунс, отмечала выраженную отсталость в общем моторном развитии у детей с нарушениями речевого развития; В. И. Дресвянников указывал на параллельность и взаимосвязанность речевого и общемоторного онтогенеза, подчеркивая, что развитие моторики и экспрессивной речи происходит у ребенка в тесном единстве. Он пришел к выводу, что моторика и речь под влиянием коррекционной работы изменяются почти параллельно друг другу. M.A. Кольцова доказала наличие корреляции между степенью развития тонкой моторики кисти руки и уровнем развития речи ребенка, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга.

Движения детей, страдающих речевыми патологиями, характеризуются недостаточной четкостью и организованностью, неуверенностью при правильном воспроизведении их формулы. Дети затрудняются в выполнении проб на статическую и динамическую координацию, отмечается слабое развитие чувства ритма, нарушение одновременности движений. Наблюдается низкая переключаемость движений, высокая утомляемость, истощаемость, астенизация организма. В ряде случаев страдают выразительность движений, ловкость, быстрота двигательной реакции. Отмечаются патологические движения, синкинезии, многообразия сопутствующих речи движений. Обнаруживаются трудности действий с мелкими предметами, а также изменения в состоянии мимической моторики, нарушение координации речи с движением. В неречевых психических функциях отмечается нарушение слухового восприятия, внимания, слуховой памяти, снижение способности активной саморегуляции произвольного внимания, снижение скорости мыслительных операций, недоразвитие абстрактно-логического мышления. В физиологическом аспекте нарушается дыхание, страдают все отделы периферического механизма. Поэтому для детей с речевой патологией в детском саду часто оказываются невыполнимыми требования, предусмотренные типовой программой воспитания.

В связи с этим, дошкольники, имеющие речевые патологии, нуждаются в особых адаптивных образовательных программах, в которых должен быть учтён весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем данной категории лиц. Перед педагогами-дошкольниками возникает необходимость в разработке комплекса мер, направленных не только на коррекцию речевых проблем детей, но и параллельно развивающих функциональные системы ребёнка, давая возможность сформироваться неречевым симптомам при речевой патологии. Эта система должна способствовать коррекции не только психомоторного и речевого, но и эмоционального, общего психического развития. Необходимо найти такие приемы и методы обучения, которые бы способствовали максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние) и переработки информации.

Средствами логопедической работы, направленной на коррекцию рече-двигательной и моторной патологии является: ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание, упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра; упражнение, формирующие чувство музыкального темпа, ритмические упражнения; упражнения для развития творческой инициативы. Основной принцип построения всех перечисленных видов работы – тесная связь движения с музыкой. Этим задачам отвечают занятия логоритмикой и хореографии.

Физические упражнения при правильном психолого-педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором. Существенной стороной влияния физических упражнений является повышение эмоционального тонуса, улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия.

Таким образом, реализация образовательной области «речевое развитие» в интеграции с образовательными областями «художественно-эстетическое и физическое развитие» соответствии с ФГОС ДО является актуальным направлением в развитии системы образования.

Система интегрированной коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речевого развития различной степени тяжести, направлена на решение следующих задач:

- создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие социальную адаптацию и усвоение образовательной программы МДОБУ детьми с ОНР в условиях детского сада;

- создать условия для формирования и развития у детей с ОНР психомоторных и социальных навыков в различных видах деятельности;

- повысить конкурентоспособность учреждения путем расширения количества образовательных и просветительских услуг для детей и родителей, внедрения в практику работы МДОБУ новых форм дошкольного образования;

- повышать качество работы с родителями воспитанников. Содействовать активизации роли родителей в образовании ребенка раннего и дошкольного возраста;

- совершенствовать предметно-развивающую среду детского сада с учетом требований современного общества.

Система интегрированной коррекции обладает такими качествами как переносимость, адаптируемость и воспроизводимость.

Формирование нестандартных моделей коррекции речи отражается на результатах обучения и воспитания. Системная интегрированная работа по выше определенным направлениям определяет следующие перспективы:

1. Повышение качества образования и его доступности;

2. Повышение эффективности развития детей с ограниченными возможностями здоровья;

3. Создание развивающей информационно-образовательной и здоровьесберегающей среды детского сада, способствующей развитию у детей равных стартовых возможностей при поступлении в школу и успешному переходу к обучению в общеобразовательных учреждениях;

4. Соответствие материально-технической и методической базы требованиям содержания инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья, особыми образовательными потребностями в МДОБУ;

5. Четкое распределение и согласование компетенций и полномочий, функций и ответственности всех субъектов образовательного процесса;

6. Рост удовлетворённости родителей (законных представителей) образовательными услугами МДОБУ, психолого-педагогическим сопровождением детей с ограниченными возможностями здоровья;

8. Высокая конкурентоспособность образовательного учреждения путем включения в педагогический процесс новых форм дошкольного образования, а также расширения сферы образовательных услуг, предоставляемых воспитанникам

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Фотоотчёт о городском семинаре «Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации»Фотоотчёт о городском семинаре «Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Фотоотчёт о Городском семинаре «Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации». 12 января наш детский сад встречал гостей. Представители.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Мастер-класс для педагогов «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Мастер-класс для педагогов: «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Подготовила: Шахова Наталья Геннадьевна. Цель.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми»Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми» Дошкольный возраст – период активного развития речи детей. Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нестандартные модели и формы коррекционной работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи (ОНР)
Опубликовано: 1 июня 2021 в 11:27
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД