МААМ-картинки

Нетрадиционная арт-терапевтическая техника эбру в коррекционной работе с детьми и подростками с ограниченными возможностями

Ольга Павлова
Нетрадиционная арт-терапевтическая техника эбру в коррекционной работе с детьми и подростками с ограниченными возможностями

Нетрадиционная арт-терапевтическая техника эбру в коррекционной работе с детьми и подростками с ограниченными возможностями.

В настоящее время проблеме развития творческих способностей у детей уделяется достаточно много внимания. Но каждый педагог пробует внедрять в свою работу как традиционные, так и нетрадиционные методы и приемы.

Публикация «Нетрадиционная арт-терапевтическая техника эбру в коррекционной работе с детьми и подростками с ограниченными возможностями» размещена в разделах

Актуальность моей работы в том, что все дети любят рисовать. Но очень часто из-за отсутствия знаний и технических навыков в изобразительной деятельности ребенок теряет интерес к творчеству.

Современного ребёнка сложно заинтересовать стандартным набором изобразительных материалов и техник, уровень умственного развития и потенциал нового поколения требует новых идей в творчестве.

Снижение интереса и мотивации к творчеству имеет несколько причин:

- отсутствие у детей необходимых знаний, умений и технических навыков в рисовании.

- шаблонность и однообразие в изображении и замысле рисунка.

- скудные знания об окружающем мире.

Нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, воображения, фантазии, умению мыслить нестандартно. Дети раскрывают свои способности, свою уникальность в изодеятельности, получают удовлетворение от работы. Начинают чувствовать пользу от творчества и верят, что ошибки это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие.

Каждая из нетрадиционных техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя свободнее, смелее, непосредственнее.

Я в своей работе использую нетрадиционную технику рисования «Эбру», которая создает атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развивает инициативу, дает эмоционально положительный эффект от деятельности. Дети создают новое, оригинальное, воплощая свой замысел.

Эбру (акварисование) - это технология рисования по поверхности воды специальными не тонущими красками. Художник рисует красками, которые не растворяются в воде, а остаются на её поверхности. Такое возможно только, если у этих жидкостей разное поверхностное натяжение. Поэтому воду, на которой будет выполняться рисунок, необходимо загустить.

В качестве загустителя воды используется экстракт растения гевен (Astragalusmembranaceus) из рода астрагал. Это многолетнее, травянистое, колючее растение произрастает в Южной и Юго-Восточной Анатолии.

Краски для «Эбру» изготавливаются на основе трех основных составляющих: натурального пигмента, воды и бычьей желчи, поэтому они прекрасно держат свою форму, не смешиваются между собой.

Мастер следит за расплывающимися пятнами краски и формирует из них нужный ему узор или рисунок при помощи палочки, проволоки, шила, или расчески, тем самым создавая полностью законченное произведение. После того как работа над рисунком завершена, его можно отпечатать на бумагу, холст, керамику, стеклянные сувениры, ткань или одежду. Так неповторимый рисунок становится украшением интерьера, одежды и аксессуаров.

Рисование на воде такое древнее, что никто не знает, когда точно оно возникло, но можно точно сказать, что эта техника зародилась в Азии (Туркестан, Индия, Турция, а потом постепенно появилось и в Европе. Старейшая из картин «Эбру» была создана в 11 веке. Но совершенство дошедшего до нас изображения позволяет сделать вывод, что к 11 веку техника «Эбру» уже достигла совершенства, а значит, само искусство появилось значительно раньше.

В переводе слово «Эбру»«облачный», «волнообразный». В Европе рисунки «Эбру» называли «турецкая бумага» или «мраморная бумага».

Исторически существовало и существует несколько техник «Эбру».

«Батталэбру»

Данная техника состоит в том, что краску разбрызгивают кистью на поверхность воды и тот узор, который получился, просто переносят на бумагу, ничего при этом не изменяя. То есть минимум «вмешательства» со стороны исполнителя. (Одно из значений слова battal — «крупный, размашистый». И действительно, когда художник распыляет краску, движения получаются размашистые). На рисунках «Эбру», выполненных в этой технике, каким бы высоким ни был уровень мастерства и умений исполнителя, узор формируется исключительно «сам по себе». Здесь художник — всего лишь одна из составляющих, наравне с водой и краской.

«Эбру шаль»

Рисунки, которые получаются в этой технике, напоминают орнаменты на традиционных анатолийских платках и шалях. Отсюда и название.

Краску разбрызгивают на поверхность воды, с помощью шила формируют рисунок «приливы и отливы» — проводят им по поверхности влево-вправо или вверх-вниз, затем по этому же рисунку делают круговые движения шилом.

«Хатипэбру»

Среди других техник ей отведено важное место, поскольку с ее помощью впервые удалось получить рисунок, на котором был виден орнамент. По сути, эта техника была переходным этапом от абстрактных текстур к «Эбру» с изображениями цветов. Состоит в том, что на поверхность воды последовательно наносят несколько капель краски так, чтобы центры каждой из них совпадали (как у концентрических окружностей). Затем с помощью шила придают этим кругам разнообразную форму, чтобы получился цветочный орнамент.

Практика применения «Эбру» в России еще молода, однако ей заинтересовались психологи как одной из инновационных технологий арттерапии. Терапевтический эффект основан на гармонизирующем, развивающем и релаксационном воздействии «Эбру», как искусства на психофизическое состояние и личностное развитие ребёнка.

Как показала практика, оптимален следующий способ построения учебного процесса: сначала педагог объясняет тему занятия, задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения.

Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия: художественные фотографии, альбомы по изобразительному искусству, лучшие детские работы.

После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен, т. к. учит детей технике обращения с художественными материалами. Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными инструментами (кисть, шило, гребень, палитра, и др.). При этом используется для показа лоток с раствором, приготовленный для педагога. Таким образом, педагог раскрывает творческие возможности работы над определённым заданием.

Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных упражнений до построения композиции.

В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок.

На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения.

Эффективно включиться в процесс работы детям помогает на занятиях музыка.

Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить игровую разминку для кистей рук. Игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе) помогает ребёнку быстрее освоить основы изобразительного творчества.

Любая работа в технике эбру может послужить фоном для следующих заданий, где могут быть использованы трафарет, аппликация, дорисовка тушью, пастелью, мелками и др.

Неудачный этюд не выбрасывается. Он может послужить фоном для работы в технике пастели, гуаши или из него можно вырезать различные элементы для коллажа. Так из рисунка-«золушки» рождается сказочной красоты «шедевр». Такая «подзарядка» стимулирует обучающегося на творческий настрой, рождает в каждом уверенность в своих потенциальных возможностях.

Удачи окрыляют даже самых неуверенных детей, пробуждают желание экспериментировать, творить, дать своей фантазии «космическую» свободу.

Этапы работы в технике «Эбру» :

1. Набрать в пипетку 1-2 капли и нанести на кисть. Основная задача кистей — вбирать больше краски и легко отдавать ее в виде множества мелких капель. Для этого традиционно в эбру используется волос конского хвоста.

2. Равномерно набрызгать краску на поверхность воды. Капли краски на масляной основе не растворяются в воде, а остаются на ее поверхности. Они расплываются, принимают причудливые формы, ежесекундно меняют очертания.

3. Можно использовать разные цвета по желанию. Или смешивать краски в отдельной емкости для получения нового оттенка.

4. Для выполнения самого рисунка используется шило. Им аккуратно двигаем краски по поверхности так, чтобы получались нужные формы. Вместо шила вполне подходят спицы, иголки, проволочки, зубочистки и т. п.

Смотреть, как капли краски растекаются по поверхности воды, как на один цвет ложится другой, — одно удовольствие. Это похоже на магию. Цветные капли не растворяются в воде, а лишь расплываются, становясь цветком, дельфином или причудливым узором. И этот процесс очень сложно прервать.

5. Чтобы перенести рисунок с поверхности воды на бумагу, нужно аккуратно, медленно и равномерно уложить лист на поверхность воды. Любое резкое движение может испортить всю работу.

Но иногда можно воспользоваться неожиданными эффектами, которые возникают в результате ошибок. Так же аккуратно и плавно лист бумаги отделяется от воды и кладется на стол рисунком вверх. Остается дождаться, когда краска высохнет, а потом рисунок можно вешать на стену.

Влажному рисунку потребуется некоторое время, чтобы высохнуть (от 1 часа и более). Полученное изображение может быть собственно рисунком (т. е. законченной работой) или служить фоном для дальнейшего творчества.

Заключение

Использование нетрадиционных техник рисования, в данном случае техники «Эбру», помогает развивать познавательную деятельность, находить нестандартные способы художественного изображения, корректировать психические процессы детей и подростков.

Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче.

Дети передали в творчестве свои чувства и эмоции, получили удовольствие от рисования.

Работая с детьми, я пришла к выводу:

Во-первых, дети любят рисовать всем подряд, на чем угодно. Они любят, чтобы было ярко и красочно. Любят и сам процесс рисования, и очень гордятся результатом, которым сами довольны.

Во-вторых, дети любят воду. Любят с ней играть, ее трогать, переливать, брызгаться. А бегать по лужам! А водяные пистолеты! Вода притягивает детей. И чем больше притягивает, тем больше запретов слышит ребенок: «не промочи ноги!», «не облейся», «отойди от воды», «не намочи рукава». Представляете, что испытывает ребенок, когда ему предлагают порисовать – на воде! Интерес, любопытство, радость, удивление, восторг.

В-третьих, результат рисования на воде совершенно неповторим, зачастую непредсказуем. И, что очень важно для детей, что ни нарисуй – всегда получается красиво. Дети с удовольствием признают себя мастерами, что очень позитивно влияет на раскрытие и развитие их творческих способностей.

«Эбру» очаровывает детей. Они становятся смелее и увереннее в своем самовыражении. А мы – взрослые – можем использовать богатейший потенциал этой техники для решения своих педагогических задач.

Таким образом, рисование в технике «Эбру» является эффективным средством развития творческих способностей дошкольников. Это средство обучения и воспитания может использоваться в коррекционной работе с детьми и подростками с ограниченными возможностями, как на правах игровой методики, наглядного пособия, так и в качестве отдельного предмета, интегрирующего в своем содержании культуроведение, технологию и формирующего устойчивый интерес детей к учебной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.

–– СПб. : СОЮЗ, 1997. – 96 с.

1. Иванова О. Л., И. И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. - СПб. : Речь; М. : Сфера,2011.

2. Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М. : Педагогическое общество России, 2002.

3. Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии : подходы, диагностика, система занятий/Л. Д. Лебедева - СПб: «Речь», 2003. — 265с.

4. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб. : КАРО, 2007г.

5. Окульская Л. В. Нетрадиционная техника рисования эбру [Текст] // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 62-65.

6. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2011.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

7. Блог Алексея Пелевина статья Эбру-терапия на вооружении челябинских психологов. https://aleksey-pelevin.blogspot.ru/2015/04/blog-post_27.html

8. Методическая разработка. Развитие творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования у воспитанников. Светлана Барышева https://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-razrabotka-razvitie-tvorcheskih-sposobnostei-posredstvom-netradicionyh-tehnik-risovanija-u-vospitanikov.html

9. Рисование на воде эбру. Мастер-класс с пошаговыми фото для детей. Власова Ирина Тимофеевна, https://ped-kopilka.ru/blogs/irina-timofevna-vlasova/master-klas-pod-dozhdem-po-risovaniyu-kraskami-yebru-s-yelementami-aplikaci-s-poshagovym-foto.html

10. Техники эбру/ https://ru.dokusu.com/ebru-sanati-teknikleri/

11. Эбру-терапия как инновационная технология реабилитации детейс нарушениями развитияБажанова Е. В. https://pandia.ru/text/80/155/9577.php

Прикреплённые файлы:

prezentacija-yebru_rpuic.pptx | 16600,33 Кб
 
Публикации по теме:

«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями Малыгина Елена Павловна, педагог дополнительного образования; Баранова Татьяна Владимировна, учитель-логопед «Движение и речь». Стенгазета.

Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровьяИгры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Использование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностямиИспользование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностями Использование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностями Назначение Занятие.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Консультация для воспитателей «Нетрадиционная техника рисования эбру»Консультация для воспитателей «Нетрадиционная техника рисования эбру» "Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Описание опыта работы «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Описание опыта работы по теме: «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Когда мы говорим, что знаем о проблемах родителей.

Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяРазвивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.

Значение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностямиЗначение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями Повышение эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими задержку речевого развития, - одна из главных задач, стоящих перед логопедами,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционная арт-терапевтическая техника эбру в коррекционной работе с детьми и подростками с ограниченными возможностями
Опубликовано: 11 апреля 2020 в 21:07
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД