МААМ-картинки

Нетрадиционные и традиционные приемы в художественно-эстетическом развитии дошкольников

Оксана Колыванова
Нетрадиционные и традиционные приемы в художественно-эстетическом развитии дошкольников

Приобщение ребенка к духовной культуре можно и нужно начинать как можно раньше. Даже самые маленькие способны воспринимать красоту в окружающем мире, проявлять интерес к музыке, произведениям изобразительного искусства, поэзии, театральным постановкам. Ранние впечатления обогащают эмоциональную сферу ребенка особыми переживаниями, ложатся в основу его эстетического мировосприятия, способствуют формированию нравственных ориентиров. Большое значение для общего развития имеет и собственное участие малыша в разных видах художественно-эстетической деятельности. При этом у него обостряется способность воспринимать и эмоционально откликаться на красоту в окружающем мире — в природе, человеческих отношениях, мире вещей. Дети начинают более внимательно вслушиваться, всматриваться в окружающее, учатся замечать своеобразие, уникальность предметов и явлений, осознавать и выражать свои чувства. В процессе художественной деятельности они получают широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования своих творческих способностей. Занятия изобразительной деятельностью, музыкой, танцами способствуют развитию зрительного, слухового, двигательного анализаторов и их координации, побуждают малыша осваивать новые сложные действия, получать новые знания, фантазировать, быть внимательным и усидчивым.

Публикация «Нетрадиционные и традиционные приемы в художественно-эстетическом развитии дошкольников» размещена в разделах

Взрослый призван помогать ему открывать черты прекрасного в окружающем мире, приобщать к доступным видам художественно-эстетической деятельности как в повседневном общении взрослых с детьми, так и в специальных играх-занятиях.

Роль взрослого в развитии эстетического отношения ребенка к окружающей действительности заключается не только в том, чтобы привлекать внимание ребенка к красивым вещам, явлениям природы, произведениям искусства, но и включать его в процесс сопереживания по поводу воспринятого. Конечно, взрослый должен сам уметь испытывать и выражать эстетические эмоции, откликаться на чувства малыша.

Предметом совместного эстетического переживания могут быть не только произведения искусства, но и проявления красоты в обыденной жизни: яркий коврик на полу или ваза на столе, разноцветные чашечки для чая или нарядная одежда малыша. Например, расставляя посуду на столе, можно спросить детей: «А где наши красивые чашечки? Вот эти желтенькие поставим на стол Машеньке и Пете, с красными пятнышками — Сашеньке и Танюше». Можно попросить малышей выбрать вазу для принесенных с прогулки цветов или листьев, сказать: «Вот какой получился красивый букет!» Воспитателям следует обращать внимание детей на декоративные детали одежды (бантики, вышивку на кармашке, красивые пуговицы).

Рассматривая с детьми картинки в книжках, можно обратить их внимание на красные сапожки петушка, на яркий, веселый узор сарафана матрешки, отметить в иллюстрациях и противоположные примеры: девочка-грязнуля, неряхапоросенок. С целью ознакомления малышей с эталонами «красивый — некрасивый» можно подобрать соответствующие картинки из книжек и обсудить их с ними. Не следует использовать в качестве негативного примера особенности внешнего облика детей.

Особое внимание следует уделять интерьеру помещения, в котором находятся дети. Известно, что для развития у человека умения воспринимать и различать красивое и некрасивое чрезвычайно важное значение имеет ранний опыт запечатления окружающего мира. Групповые помещения, лестницы, коридоры детского учреждения должны быть красиво, со вкусом оформлены. Их могут украсить детские рисунки, поделки, иллюстрации картин, экспозиции произведений народного творчества, которые следует периодически менять, обращая внимание детей на то, что нового и красивого появилось в групповом помещении. Предметом совместного наблюдения может стать только что распустившийся цветок на подоконнике, необычный букет в вазе, засушенные листья деревьев, их цвет, форма и др.

Важно обращать внимание малышей на красоту природы во всех ее проявлениях (деревья и травка осенью и весной; сверкающий снег или иней, узор ледяных лужиц, прозрачные сосульки; разноцветная радуга и т. д.). Можно заранее подобрать соответствующие подобным явлениям стихи или отрывки из них, записи музыкальных фрагментов, картинки, которые будут способствовать более эмоциональному отклику ребенка на окружающее, закрепят полученные им впечатления. Во время прогулки нужно побуждать детей играть с разнообразным природным материалом: листьями, травой, снегом, песком, камешками, водой и т. д. Так, можно складывать узоры-ковры из веточек и цветов, украшать домики из песка травой и камешками; любоваться полетом пушистых снежинок, слушать веселое журчание ручейка. Воспитатель предлагает детям сравнивать, сопоставлять, устанавливать сходство наблюдаемых явлений, пользуясь художественными образами. Например, «листики шуршат, будто шепчутся»; «камешек холодный, как льдинка» или «похож на лягушку». Малыши учатся чувствовать необычность происходящего в природе (разноцветная капелька дождя на веточке, распустившийся бутон, цветовая гамма неба, скрип снега и т. д.). Такие наблюдения способствуют накоплению художественных впечатлений, создают основу для развития эстетической деятельности.

Малыши чрезвычайно чувствительны к эмоциональным проявлениям взрослого: его искреннее восхищение или удивление при встрече с прекрасным всегда находят у них отклик. Любые их попытки выразить свои эстетические переживания должны находить поддержку и одобрение взрослого. Следует учитывать, что эстетические эмоции не могут возникнуть у ребенка по указке педагога, для этого требуется особый настрой и взрослый может лишь способствовать его возникновению. Необходимо проявлять чуткость и деликатность в обращении к настроению малыша. Принуждение и навязывание приводят к выхолащиванию чувств, формированию у него негативного отношения к общению на эстетические темы.

Особое значение в эстетическом воспитании детей имеет знакомство с произведениями искусства. Чем раньше состоится встреча ребенка с миром искусства — тем лучше. При этом необходимо соблюдать меру, исходя из индивидуальных его особенностей, желаний, предпочтений. Если малышу не хочется слушать музыку, стихотворение (он устал, от-влекся, не стоит настаивать, можно привлечь его внимание к этому в другой раз или подобрать для совместного восприятия что-либо иное.

Для обогащения запаса детских впечатлений полезно прослушивать в качестве иллюстраций к различным видам деятельности фрагменты классических поэтических и музыкальных произведений. Малыши с удовольствием двигаются под эмоционально выразительные отрывки музыки М. Глинки, П. Чайковского, X. Глюка, А. Вивальди, Ж. Визе, охотно фантазируют, ассоциируя музыкальные образы со своими жизненными впечатлениями. Подобные произведения содержат глубокое эмоциональное содержание, необходимое для воспитания эстетических чувств у детей. Важно, чтобы произведения искусства были включены в контекст общения взрослого с ребенком, сопутствовали его жизни. Например, выходя с малышами на прогулку в ясный зимний день, можно выразительно прочесть отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» : «Мороз и солнце; день чудесный!» Или, рассматривая с ребятами цветы — «Колокольчики мои, цветики степные! Что глядите на меня, темно-голубые?» А. К. Толстого. Укладывая детей спать, можно напеть колыбельную песню или включить ее запись, затем под этот же музыкальный фрагмент попросить малышей покачать кукол и т. п.

Чтение потешек, сказок желательно сопровождать рассматриванием иллюстраций В. Васнецова, И. Билибина, Т. Мавриной и др.

Художественная деятельность у детей формируется постепенно. Задача взрослых — вовремя создать условия для ее зарождения и развития, заметить и поддержать устремления ребенка. Помогая малышу, не стоит спешить и форсировать это качество. Привлекая ребенка к какому-либо виду художественной деятельности (изобразительной, музыкальной и т. п., следует помнить, что на данном возрастном этапе главное — его интерес, удовольствие и радость от процесса, а не само по себе овладение умениями рисовать, играть на музыкальных инструментах, петь и т. д. Важен эмоциональный отклик ребенка на песенку или картинку, его желание сопровождать музыку движениями, стремление действовать с красками и глиной, интерес к детским стихам, кукольному театру.

Малыш познает окружающий мир чувственным путем, исследуя его с помощью разнообразных действий. Приобщение ребенка к художественной деятельности начинается с познавательных и предметно-практических действий с разнообразными материалами: с бумагой, карандашом, глиной, красками, погремушкой, колокольчиками. При этом он делает «открытия», узнает, что краска оставляет след на бумаге, кусочек глины может принимать причудливые формы, звучащие игрушки и предметы издают звуки.

Задачей педагога является создание для ребенка соответствующей развивающей среды, т. е. необходимо подобрать материал для разных видов художественно-эстетической деятельности. Необходимо, чтобы он обеспечивал свободу и вариации действий, находился в доступном для ребенка месте, и чтобы его не было слишком много одновременно, так как это рассеивает внимание малыша.

Ребенку следует предоставить возможность опробовать материал так, как он хочет, пойти навстречу его желаниям (исключая действия, опасные для здоровья). Например, вначале малыш может мять и рвать бумагу, катать карандаши, стучать ими. Если его интерес иссяк, можно предложить материал другого свойства, цвета, величины. Важно продлить, закрепить интерес малыша, поддержать его познавательные действия. Постепенно из интереса к материалу при помощи взрослого у ребенка возникает интерес к действию с ним, а затем и к результату его — образу предмета, явления, воплощенному в красках, линиях, звуках.

Если жизнь ребенка интересна, насыщена яркими впечатлениями, у него возникает желание рассказать об этом в рисунке, песенке или танце. В играх следует развивать способность малыша замечать, узнавать изображение знакомых предметов, явлений; умение эмоционально откликаться не только на содержание образа (например, малыш радуется, «узнав» птичку или зайку, но и на художественную форму : яркий цвет, блестящую, гладкую поверхность глины, камня, громкую или тихую, быструю или медленную музыку и т. д. Необходимо создать условия для того, чтобы ребенок мог сравнивать особенности материала или используемых выразительных средств. Педагог побуждает его прислушиваться к звукам, смешивать краски, получая цвета, помять в руках твердую и мягкую глину, погладить ладошкой гладкий ватман и шершавую гофрированную бумагу. Радуясь и удивляясь вместе с малышом, сделанному им «открытию», воспитатель побуждает его поделиться своими впечатлениями, чувствами.

Художественное воспитание дошкольников развивает эстетическое восприятие мира и чувство прекрасного. Многие дети любят петь, танцевать, читать стихи или заниматься другими видами художественно-эстетической деятельности. В таких случаях они выступают не только «исполнителями», но собственно и «творцами» : ведь они сами сочиняют песенки, рисуют или лепят то, что родилось в их замыслах. Это можно считать первыми проявлениями творчества у детей, с этого можно начинать художественное воспитание дошкольников. Художественная деятельность проявляется в раннем дошкольном возрасте по-разному. Это и восприятие детьми произведений искусства (а также – выразительное их исполнение, и первые попытки творческой самореализации.

То, что дошкольник самостоятельно не может полноценно освоить развитую форму искусства, понятно и так. Но все же нужно приобщать ребенка ко всем доступным формам искусства с самых ранних возрастных периодов. Один из способов привлечения внимания малышей к изобразительному искусству – формирование у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала. На занятиях художественно-эстетического цикла решаются задачи творческого развития детей раннего возраста, а именно: – развивать у детей интерес к различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге, картоне, ткани и др. ; – познакомить детей с различной техникой: монотипия, диатипия, витраж, коллаж, печать с картинками и др. ; – способствовать возникновению интереса к экспериментированию; – использовать полученные навыки и умения для оформления спектаклей, подготовки атрибутов, бутафорий и т. д.

Изобразительная деятельность дает детям широкие возможности экспериментирования с материалом. В группе должны быть карандаши, краски, разноцветные мелки, кисти разных размеров, мольберты, бумага, альбомы, пластические материалы. Материал, предоставляемый детям, должен обеспечивать свободу и разнообразие действий, быть доступным и удобным для использования. Так, самым маленьким удобнее рисовать толстой кисточкой с короткой ручкой, которой можно делать крупные мазки; детям постарше, у которых более совершенна мелкая моторика, можно предлагать тонкие кисточки.

Детей следует познакомить с основными приемами работы с различными материалами, дать им возможность рисовать не только карандашами, фломастерами, мелками и кистью, но и пальцами, кусочками губки, щеточками, «печатками» на бумаге разных размеров и цветов, на ткани, дощечках и других материалах. Листы бумаги, ватмана большого размера можно расположить не только на столе, но и на полу, чтобы была свобода действий для рисующих рядом. Один малыш выберет карандаш, другой захочет мелок, третий — сделает отпечатки губкой, пропитанной краской. В такой ситуации создаются благоприятные условия для налаживания совместности, подражания действиям друг друга, освоения новых материалов для изобразительной деятельности.

По завершении коллективного рисунка воспитатель попросит малышей сказать, что они нарисовали, помочь им увидеть в пятнах и мазках знакомые образы (солнышко, цветок, дождик и т. п., может дорисовать некоторые детали к рисункам, чтобы получился новый образ. Например, соединит линиями цветные пятна, добавит несколько пятен, чтобы получилась мышка, домик, человечек и т. п., предложит малышам самим дорисовать к его собственному рисунку какие-либо детали, подумать, что получилось.

Хорошим приемом для стимуляции детского воображения является «кляксография». Картинки-кляксы получаются, если брызнув на бумагу краску, сложить лист пополам кляксой внутрь. Детям можно предложить угадать, что получилось, или дорисовать картинку, дав полную свободу фантазии.

Для организации индивидуальной и совместной изобразительной деятельности детей воспитатель может использовать заготовки: вырезать фигурку тигра, кошки, жирафа, предложить рисовать на ней полоски и пятна; изобразить на ватмане большую змею, которую дети разрисуют так, как им захочется. Хорошим приемом является накладывание (примакивание) на бумагу губки, пропитанной краской или специальной печатки. Педагог предварительно вырезает из нее различные формы и фигурки, которые затем дети макают в блюдечки с красками и делают/отпечатки. Они могут украсить нарисованную елку разноцветными шарами, яблоню — яблоками или птичками. Печатками могут служить катушки, кусочки овощей, любые подходящие предметы.

К концу года ребенок должен освоить доступные в раннем возрасте нетрадиционные техники рисования : монотипия, рисование пальчиками, ниткопись, раздувание пятна и др. Некоторые нетрадиционные способы рисования, доступные для детей раннего дошкольного возраста.

М о н о т и п и я – одна из простейших графических техник, название которой происходит от греческих слов monos («один») и typos («отпечаток»). Количество красок – любое. Результат – изображение, отличающееся мягкостью и легкой расплывчатостью очертаний. Вместе с ребенком переведите на бумагу рельефный рисунок со значка или монеты, оттисните на бумагу донышко стакана, квадратной коробочки, треугольный предмет. Это позволит вам подвести его к понятиям «верх» и «низ», «прямое» и «зеркальное» изображение. Важно выработать у ребенка внимательно смотреть и видеть, наблюдать и задумываться. Форма листа заставляет каждый раз по-новому обдумывать рисунок. Это один из примеров игры с детьми, способствующий развитию памяти, глазомера, помогающий развивать простейшие мыслительные операции. С такой игры советуем начать с ребенком освоение графики. Согнув лист бумаги пополам, нанесите несколько капель жидкой краски на одну часть листа, накройте второй половиной листа, развернув, вы увидите необычные узоры. Их можно назвать кляксами, но лучше увидеть цветы и звезды, облака и глубоководные рыбы.

Если нарисовать на одной половине листа бабочку со сложенными крыльями, накрыть изображение второй половиной, то можно увидеть, что бабочка расправила крылья и собирается взлететь. При помощи этих незамысловатых приемов легко объяснить детям законы симметрии.

Д и а т и п и я (разновидность монотипии) Ватным тампоном или кисточкой нанесите легкий слой краски на гладкую поверхность картонной папки. Сверху положите лист бумаги и предложите ребенку что-нибудь нарисовать карандашом или просто заостренной палочкой, стараясь не давить сильно на бумагу. На той стороне, которая была прижата к картону, получается оттиск – зеркальное отображение рисунка с интересной фактурой и цветным фоном. Освоив технику в одном цвете, можно приступать к работе с несколькими красками.

Л и н о г р а в ю р а На картон наклейте вырезанные узоры, силуэты, затем нанесите тушь или краску тампоном из мягкой тряпочки на весь лист. На поверхность со свеженанесенной краской положите лист бумаги, прижмите рукой и протрите ложечкой. Протрите круговыми движениями, тщательно разгладьте там, где лист соприкасается с картоном. Получилось цветное изображение. А в местах, где протирка сделана не очень плотно, видны широкие штрихи. Силуэты выходят цветные, а вокруг них получается белый ореол. Фон, в зависимости от шероховатости картона будет, где темнее, а где светлее.

П а л ь ц е в а я ж и в о п и с ь (хэппинг) У нас есть десять кисточек, которые всегда с нами, – это наши пальчики. На каждый пальчик-кисточку набирается своя краска. Можно рисовать точками, пятнышками, разводами. Освоив живопись пальцами, попробуйте рисовать ладошками или ногами на листе или водой на асфальте.

Н и т к о п и с ь Техника «ниткопись» вызывает бурный восторг у детей. Вам понадобятся нитки № 10, набор разведенных гуашевых или акварельных красок, которые необходимо время от времени размешивать, и бумага. Нитки нарежьте так, чтобы ими было удобно работать. Опустите нить в краску так, чтобы она пропиталась. Держа нитку за кончик, аккуратно уложите ее на лист бумаги и накройте другим листом так, чтобы кончик нити высовывался. Держите верхний лист, а нитку вытягивайте. А теперь посмотрите, что получилось, и на что похоже это изображение. Недостающие детали дорисуйте кистью, карандашом или фломастером.

Б у м а ж н а я п л а с т и к а Бумажная пластика – это, по сути дела, художественное конструирование из бумаги, в котором новые целостности (художественные образы, конструкции, модели) создаются из достаточно послушного, пластичного и к тому же весьма доступного материала – бумаги. Существует разная техника работы с бумагой:

1. Рисование на мятом листе позволяет без особых усилий добиваться объемного изображения. В результате реальные объекты (лес, горы, деревья и др.) приобретают естественные очертания. Сминание – достаточно простая техника, позволяющая ребенку изменить форму бумаги и увидеть ее целостный образ: облако, цветок, бантик, птичку. Эти образы рождаются в рассуждениях: на что или на кого это похоже, на что похоже, если повернуть с другой стороны, а если соединить фигурки? Смятые комочки бумаги «превращаются» в пушистых цыплят, одуванчики, новогодние игрушки и др. ;

2. Разрывание и надрывание – одно из самых любимых детских занятий. Поначалу дети просто разрывают бумагу на мелкие кусочки, а взрослые помогают увидеть в получившихся формах что-то из окружающей действительности (листок, жучок, макароны, конфета и др.) Из оборванных форм разной конфигурации, из бумаги разного цвета и различной фактуры дети составляют не только оригинальные поделки (птичку, рыбку, цветок, но и композиции (букет цветов, цирк, море);

3. Скручивание – такой способ помогает ребенку создавать объемные и фактурные поделки. Чудесно получаются цельные образы: змея, червячок, гусеница, шарфик, улитка, розочка, кукольная бижутерия, а также некоторые части поделок и изображений: косы, уши, бантики, стволы деревьев.

Таким образом, основная задача взрослых, осуществляющих художественное воспитание дошкольников – создать максимально благоприятные условия для того, чтобы приобщить ребенка к художественной практике в различных ее проявлениях.

Существует даже такой необычный приём, как рисование апельсинами- когда в лоток или коробку небольшого объёма наливается краска, разведенная до густоты сметаны, кладется лист бумаги, а апельсин выполняет роль «кисти».

Так или иначе, но создание творческой атмосферы зависит от желания и умения взрослого создавать условия для развития детского творчества. Если сам педагог не любит рисовать, лепить, творить - детям будет сложно чему-то у него научиться.

Таким образом, занятия занимательного характера являются решающим фактором художественного развития детей дошкольного возраста.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т. п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т. п.

Публикации по теме:

Методы артпедагогики в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Человечество не стоит на месте, а ищет новые пути развития, совершенства. Детский сад является зеркалом общества, и поэтому появляются все.

Нетрадиционные методы и приемы в развитии музыкальности и творчества дошкольников «Нетрадиционные методы и приёмы в развитии музыкальности и творчества дошкольников в условиях обновления содержания образования» Реформирование.

Игровые технологии в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Игровые технологии в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Современные педагогические технологии в дошкольном образовании.

Игровые технологии в художественно-эстетическом развитии дошкольников Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №100 Калининского района Санкт-Петербурга отделение.

Инновационные педагогические технологии в художественно-эстетическом развитии дошкольников муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Аян» с. Самагалтай Тес-Хемского кожуунаРТ. ИННОВАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ.

Презентация «Использование ИКТ в художественно-эстетическом развитии дошкольников» Актуальность проблемы на научно-теоретическом уровне исходит из недостаточной разработанности теоретических подходов использования мультимедиа.

Из опыта работы «Использование современных технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников» Из опыта работы"Использование современных технологий в художественно - эстетическом развитии дошкольников".В современной эстетико-педагогической.

Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальных способностей дошкольников» «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальных способностей дошкольников». Борисенко Ирина Александровна ЦЕЛЬ: Отработка творческих методов.

Презентация «Способы поддержки детской инициативы в художественно-эстетическом развитии» В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в.

Взаимодействие семьи и детского сада в художественно-эстетическом развитии дошкольника С момента зарождения семьи, как самостоятельной ячейки общества, одной из основных задач становится воспитание подрастающего поколения,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные и традиционные приемы в художественно-эстетическом развитии дошкольников
Опубликовано: 4 апреля 2019 в 10:27
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД