Папки-передвижки

Нетрадиционные методы работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

Басырова Людмила Анатольевна
Нетрадиционные методы работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

“Речь - величайшее богатство, данная человеку,

и её, как и любое богатство, можно либо

приумножить, либо незаметно растерять".

Своевременное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка. Сегодня ребёнок, обладающий хорошей речью – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, неспособность грамотно сформулировать вопрос, построить развернутый ответ, описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи, плохая дикция.

Публикация «Нетрадиционные методы работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Поэтому перед педагогами образовательных учреждений стоит важнейшая задача: развитие коммуникативных навыков детей. Традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошколятами. Чтобы научить детей связно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, наряду с традиционными методиками, нужно использовать и инновационные комбинированные методы обучения.

Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Интегрированный метод включает в себя проектную деятельность. Исследовательская деятельность интересна, сложна и невозможна без развития речи. Работая над проектом дети получают знания, расширяют свой кругозор, пополняют словарный запас слов, учатся общению со взрослыми и сверстниками.

Для запоминания незнакомых слов, текстов, разучивания стихотворений используется мнемоника, или мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание путем дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как наглядный материал усваивается лучше.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите 20 таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Как любая методика, работа по мнемотехнике строится от простого к сложному (с простейших мнемоквадратов, в которых изображено 4 – 5 схематичных рисунка). Их можно применять при пересказе небольших текстов, тем самым поддерживать интерес и развивать речевую активность. Когда дети научились использовать мнемоквадраты, постепенно вводятся мнемотаблицы.

Мнемотаблица - это графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий. Изображаются в таблице главные герои сказки и предметы, действия и явления, которые «завязаны» вокруг них. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость изображений, а так же символы (н-р, для изображения диких животных рисуем ёлку, а для домашних – дом. Использование символов облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, черти графики”.

Решить задачи развития речи позволяет ТРИЗ – технология. Эта аббревиатура расшифровывается так: теория решения изобретательских задач. Основатели ее Г. С. Альтшуллер, Г. И. Альтов и др. Теория ТРИЗ разработана на базе наук о развитии, воспитании и обучении человека и предусматривает систему средств, методов и приемов развития мышления, воображения, фантазии, навыков творческой работы.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно, поэтому выделяют следующие этапы работы :

1. Научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. (Что общего между птицей и бабочкой? Что общего между автобусом и домом) и др.

2. Учить детей фантазировать, изобретать.

3. Придумывать разные сказки с помощью специальных методов ТРИЗ. (Например, "«А что, если ты превратишься в дерево?")

Использование методов данной технологии : мозговой штурм, метод фокальных объектов, круги Луллия, эмпатии, значительно повышают уровень связной речи детей, они становятся более общительные, не боятся высказать свое мнение.

Творческое рассказывание даётся дошкольникам с трудом в силу бедности активного словаря. В связи с этим используется метод каталога, разработанный профессором Берлинского университета Э. Кунце.

Для работы понадобится любая детская книга с иллюстрациями. Взрослый задаёт детям вопросы, на основе которых будет строиться сюжет, а ответ дети ищут в книге, произвольно указывая пальцем в любое место на странице. Слова попадаются разные, не связанные между собой. Выбранные методом "тыка" слова связываются в историю, сказку.

Кейс-технология - это технология на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная на формирование у детей новых качеств и умений, для развития связной речи. Главное ее предназначение - развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение. В России эта технология стала внедряться последние 4 г. Технология метода заключается в том, что разрабатывается или подбирается готовая конкретная ситуация, ставится комплекс вопросов или задач, разворачивается дискуссия. Широко применяют кейс - иллюстрации, кейс-фото, интервью.

Например, "Миша потерял машинку".

Сегодня Миша пришел в детский сад с машинкой. Придя с прогулки, он не нашел свою любимую игрушку и расплакался. Как бы вы поступили на месте Миши?

В результате применения таких занятий у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, повышается уровень познавательных способностей. Нетрадиционные формы работы в детском саду совершенствуют традиционные, модернизируют их и дополняют.

Прекрасна речь, когда она как ручеек,

Бежит среди камней, чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток, и восклицать:

«О, как же ты красива!». (Е. Щукина.)

Список использованной литературы:

1. Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. Пособие для воспитателей д/сада. / С – Пб., «Детство – пресс», 2005.

2. Бородич, А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста : методическое пособие для воспитателей ДОУ/ А. М. Бородич. 2-е изд. - М. : 1984.

3. Дьяченко О. М. Методика развития творческого воображения под ред. Ткаченко, Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. Пособие для воспитателей детского сада/ Т. А. Ткаченко. - М. : Эксмо, 2006

4. Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. Логопед. 2008.№4. С. 102-115.

5. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей. Пособие для воспитателей детского сада/ Е. И. Тихеева. - М. : 1981.

6. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детского сада/ О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

7. Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей / В. И. Яшина. — М. : Просвещение, 2007. - 192 с.

8. Периодические издания: - «Дошкольное воспитание» № 8 (1988 г.) , № 5, 6 (1989 г., № 1, 2, 3, 5 (1990г.) , № 4 (1993г.) , № 1 (1994 г., № 5 (1996 г.) , № 11 (1997 г., № 5, 9 (1998 г.); - «Ребёнок в детском саду» : №1, 2, 4 (2001г.)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическая игра по развитию речи «Мой, моя, мои, моё» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию речи «Мой, моя, мои, моё» для детей старшего дошкольного возраста Развивающая игра для развития речи – обучение правильному употреблению местоимений Мой, Моя, Моё, Мои в повседневной речи, согласованию.

Конспект НОД по развитию речи «Что такое доброта» для детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД по развитию речи "Что такое доброта"[/h3] Авторы: Чернявская Н. Ф., Слободянская Е. И., Гаджиева Т. А. Цель: -уточнить значение.

Конспект НОД по развитию речи детей группы старшего дошкольного возраста «Мебель для Миши»Конспект НОД по развитию речи детей группы старшего дошкольного возраста «Мебель для Миши» Конспект НОД по развитию речи детей группы старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) «Мебель для Миши» h4]Автор разработки: Байрамгулова.

Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в сказочную страну»Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в сказочную страну» Задачи: - Закрепление и уточнение знаний о птицах; активизация словаря по теме «Птицы». - Воспитание интереса к окружающей среде, бережного.

Конспект НОД по развитию речи «Новогодняя ёлка» для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Новогодняя ёлка». Развитие речи. Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие,.

НОД по развитию речи с элементами драматизации для детей старшего дошкольного возраста с ООП «Заюшкина избушка» Конспект НОД по развитию речи с элементами драматизации для детей старшего дошкольного возраста с ООП. Тема: Дикие животные. Драматизация.

Конспект НОД по развитию речи «Поздняя осень» для детей старшего дошкольного возраста Пр. содержание: Закреплять знания детей о признаках осени, о том, как звери и птицы готовятся к зиме. Обучение детей творческому рассказыванию.

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

Пути оптимизации работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии, и педагогике.

Словесная игра по развитию речи «Как сказать правильно?» для детей старшего дошкольного возраста Игра проводится на занятиях по развитию речи,в индивидуальной работе,в подгруппах на прогулке и во вторую половину дня. Цель:Учить подбирать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные методы работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 марта 2020 в 22:05
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нетрадиционные методы работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Басырова Людмила Анатольевна (УИ 1372522) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД