Марина Лобастова
НОД №2 для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Тема «Инструменты».
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
-познакомить с основными видами музыкальных инструментов;
-обогащать и активизировать словарь по лексической теме;
-формировать словообразование с помощью суффиксов -ист, -ач, -щик, начальные ступени фонематического восприятия, произносительные умения и навыки;
-учить называть женскую и мужскую профессию, используя суффикс -к, окончание -а;
-стимулировать движения кончика языка;
-закреплять правильное произношение звуков «Б-Бь» в слогах и словах;
-развивать координацию речи с движением, слуховое внимание, чувство ритма, речевое дыхание;
Публикация «НОД №2 для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, Тема „Инструменты“,» размещена в разделах
- Инструменты, орудия труда
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
-воспитывать интерес к музыкальным инструментам и желание играть на них.
Оборудование: презентация, бубен, индивидуальные зеркала по количеству детей.
Ход НОД
1. Организационный момент.
(слайд 1-пустой)
-Ребята, послушайте стихотворение и постарайтесь ответить на вопрос.
На земле у каждого
Есть родимый дом.
Хорошо и весело,
И уютно в нем.
У собаки – конура,
У лисы – нора,
У малиновки – гнездо,
У совы – дупло.
Отгадай загадку,
Маленький мой друг,
Где живет, по-твоему,
Музыкальный звук?
Может в крике чайки,
В клетке у орла?
Или в трубном зове
Доброго слона?
-Музыкальный звук живет в музыкальных инструментах.
(слайд 2)
2. Основная часть.
Беседа.
-Ребята, сегодня мы с вами поговорим о музыкальных инструментах.
-Как вы думаете, для чего нам в жизни нужны музыкальные инструменты? (На музыкальных инструментах можно играть. Под звучание музыкальных инструментов можно танцевать. Музыка поднимает настроение.)
-Богат и разнообразен мир музыкальных инструментов. Несмотря на то, что в мире их существует множество, все музыкальные инструменты можно разделить на три группы:
(слайд 3) духовые - потому что в них дуют;
(пробел) ударные - потому что по ним бьют или их трясут;
(пробел) струнные - потому что у них есть струны. Струны щиплют или водят по ним смычком - специальной палочкой.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
-А сейчас я вам загадаю загадку.
В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее?
(Гармонь.)
-(слайд 4) Первая гармонь появилась в городе Санкт-Петербурге. Гармонь считается народным инструментом. Посмотрите, как она выглядит. С правой и левой стороны находятся кнопки и клавиши, с помощью которых получается звук. Издавна в России под гармонь исполнялся народный фольклор: частушки, песни, танцы.
-А сейчас мы с вами выполним массаж тела и лица.
Спинка, спинка.
Закинуть руки за шею и помассировать спину.
Потолок.
Пальцами помассировать голову.
Электрический звонок.
Нажать указательным пальцем на кончик носа.
-Хозяин дома?
Указательными пальцами потереть крылья носа.
-Дома!
-Гармонь готова?
Ладонями растереть уши.
-Готова!
-Можно поиграть?
Погладить шею.
-Да!
Ладонями погладить грудь, живот, ноги.
(Детская потешка)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
-Отгадайте следующую загадку.
Есть бубенчики на нем,
По нему мы громко бьем.
С ним сейчас играть мы будем,
Дайте в руки звонкий … бубен.
(пробел)
-Поиграем в игру «Быстро – медленно».
Логопед быстро ударяет в бубен – дети бегут, медленно ударяет – идут шагом.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
-Следующая загадка.
Блестящая и медная,
Так здорово дудит –
Что наша кошка бедная
Под тумбочкой сидит.
(пробел)
-Сделаем массаж носа «Труба».
Ба-ба-ба – заиграла труба.
Большими пальцами потереть указательные.
Бу-бу-бу – задудели мы в трубу.
Бе-бе-бе – я играю на трубе.
Массировать ноздри указательными пальцами снизу вверх и сверху вниз.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
-Послушайте следующую загадку.
Он под шапочкой сидит,
Не тревожь его - молчит.
Стоит только в руки взять
И немного раскачать,
Слышен, будет перезвон:
«Дили-дон, дили-дон».
(Колокольчик.)
(пробел)
-Выполним логопедическую гимнастику. Упражнение «Колокольчик».
Колокольчик все звенит,
Язычком он шевелит.
В. Цвынтарный
1. Дотронуться кончиком языка до правого угла рта и зафиксировать данное положение.
2. Дотронуться языком до левого угла рта и зафиксировать данное положение.
3. Дотронуться кончиком языка до верхней губы и зафиксировать данное положение.
4. Дотронуться кончиком языка до нижней губы и зафиксировать данное положение.
5. Произвести движение кончиком языка по верхней губе (имитация облизывания губы).
6. Произвести движение кончиком языка по нижней губе.
7. Произвести круговое движение кончиком языка по верхней и нижней губе.
8. Протискивать язык с силой между зубами наружу таким образом, чтобы верхние резцы касались спинки языка.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
-Последняя загадка.
Сам пустой,
Голос густой,
Дробь отбивает,
Шагать помогает.
(Барабан.)
(пробел)
-Барабан в древности делали из шкур животных, добытых на охоте, и он имел важное значение в жизни людей. Они использовали его, например, как телефон, для того, чтобы передать информацию на дальние расстояния, или предупредить об опасности своих соседей, живших очень далеко.
-Речевая игра «Барабан».
Барабанщик очень занят -
Д-д, д-д-д.
Барабанщик барабанит:
Д-д, д-д-д.
Бей, руками помогай:
Д-д, д-д-д.
Ритм ногами отбивай:
Д-д, д-д-д.
Твой язык послушным станет:
Д-д, д-д-д.
Язык, кверху поднимайся:
Д-д, д-д-д.
Смотри – с ритма не сбивайся:
Д-д, д-д-д.
З. Репина, В. Буйко
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Игра «Назови музыкальную профессию».
-Играть на музыкальном инструменте – это искусство. Без умелой руки музыканта сами инструменты, конечно, ничего сказать не могут. Человек осваивает для этого определённую музыкальную профессию.
(слайд 5)
На гитаре - … гитарист.
На баяне - … баянист.
На гармони - … гармонист.
На пианино - … пианист.
(слайд 6)
На виолончели - … виолончелист.
Н скрипке - … скрипач.
На трубе - … трубач.
На барабане - … барабанщик.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
(слайд 7-пустой)
Игра «Он и она».
-На музыкальных инструментах играют и мужчины, и женщины. Становитесь в круг. Я буду бросать мяч и называть музыканта-мужчину, а вы, поймав мяч, называть музыканта – женщину.
Он виолончелист, а она … виолончелистка.
Он пианист, а она … пианистка.
Он гитарист, а она … гитаристка.
Он баянист, а она … баянистка.
Он скрипач, а она … скрипачка.
3. Заключительная часть.
Игра «Исправь ошибку».
Скрипач играет на трубе.
Пианист играет на барабане.
Барабанщик играет на балалайке.
Баянист играет на гитаре.
Гитарист играет на баяне.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Логопед. Вот и закончилось занятие. Вместе вспомним, о чём говорили, что делали … .