Светлана Шуринова
Конспект НОД «Береза и ива»
Цель: Закреплять представление детей об иве и березе, продолжать знакомство с кустарниками и деревьями родного края.
Задачи:
-Учить узнавать иву и березу по коре, по серёжкам, по листьям. Расширять и уточнять представления детей о живой природе, об её пробуждении весной.
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе, растениям.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы свами поговорим о деревьях, а о каких, вы узнаете отгадав загадки
Загадка:
Кудри в речку опустила
И о чем- то загрустила
А о чем она грустит
Никому не говорит. (Ива)
Правильно, это ива. Ранним утром на тонких листьях ивы появляются мельчайшие капельки росы. И как только ветер слегка всколыхнет ветки дерева, капельки начинают падать словно слезы. И в этот момент ива напоминает плакучую деву, распустившую свои длинные волосы- ветки.
Это дерево любит влажную почву и растёт по берегам рек, озёр и ручьёв Ива встречается повсюду: от пустынной полярной тундры до степной Средней Азии. На севере она достигает всего нескольких сантиметров, а на юге - это огромные 30-метровые деревья.
У ивы длинные корни, поэтому ее высаживают для закрепления сыпучих песков, укрепления берегов. Очень красиво выглядят плакучие ивы, которые высаживают в парках и по берегам водоемов. Если вы увидите дерево ивы, то знайте, где-то совсем рядом есть вода, пруд или речка.
В старину люди искали воду с помощью ивового прутика. В каком месте дрогнет прутик, наклонится вниз - значит, глубоко в земле есть вода, здесь и надо колодец копать. Людей, которые с ивовым прутиком воду искали, прозвали лозоходцами.
Весной ива зацветает, и ее ветки покрываются сережками. Созревшие плоды раскрываются, выпуская на волю легкие, как пух, семена. Ветер разносит их далеко от родительского дерева.
Семена ивы обладают удивительной способностью. Упав на землю, они начинают прорастать уже через час! Через сутки семечко обзаводится хвостиком - корешком, а вверх поднимается стебелек.
Молодыми побегами ивы питаются многие животные. Например, в тундре ими кормятся олени, а в наших лесах - лоси. Издавна люди ценили иву за ранний целебный ивовый мёд, за цветы, из которых готовят лекарства для лечения ран и нарывов.
Ивовые прутья используют для плетения корзин и изготовление плетеной мебели. Из древесины ивы белой изготавливают различные поделки, игрушки.
Загадка:
Русская красавица
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (Береза)
Береза считается символом России. Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений. Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Тихо стоят березы у солдатских могил, как свидетели страшной трагедии Великой Отечественной войны. Береза приносит людям радость и свет и является лечебным средством при различных недугах. Быть ей на просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская.
Береза- воистину крестьянское дерево. В ее образе запечатлелось все: и бабий ситцевый платок, и побеленная хата, и русская печь, и холщовая рубаха, и курочка- ряба, и даже молоко, которое пьют на всей земле.
А молодые березки- тоненькие, маленькие стоят, как бы на цыпочках приподнявшись к голубому небу. Они напоминают девичью красу- стройную и статную, с гибкой талией, с русскими косами, светлоокую. Напоминает береза еще много русских имен, таких же милых и светлых. И именно она, береза, рождает у нас грусть и радость одновременно.
Смотришь на березу и слышишь деревенские хоровые песни, переливчатые звуки гармонии. (Включить фрагмент русской народной песни)
Физкультминутка.
Выросли деревья в поле (руки вверх)
Хорошо расти на воле! (руки разводим в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (потягиваемся вверх, поднимая руки)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки. (руки наверху, покачивания из стороны в сторону)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (наклоны всем корпусом)
Вправо - влево, взад - вперед
Так деревья ветер гнет. (наклоны корпусом)
Он их вертит, он их крутит, (повороты туловища)
Да когда же отдых будет?
Ветер стих. Взошла луна. (руки опустили, голову поднимаем вверх)
Наступила тишина. (опустили голову вниз)
Воспитатель: Ребята, хотите услышать новую сказку про березу и иву?
Сказка: «О том, как березка и ива остались верны родному дому»
Это было очень давно. В старом заповедном лесу жила маленькая березка.
Рядом с ней росли другие деревья. Разные. Среди них- дуб и клен. Они гордились своими необыкновенно красивыми резными листьями, и ни с кем в лесу не хотели знаться. Уж очень они важничали. Над березкой, и дуб, и клен, частенько посмеивались, ее листья казались им очень простыми, незатейливыми.
Рядом с березой жила и ива. С ней зазнайки- соседи тоже не хотели дружить. А березке ива нравилась. И они подружились, летом вместе радовались солнышку и дождику. Осенью вместе устилали землю опавшими листьями, чтобы прикрыть от холода свои корни, вместе спали зимой, видели прекрасные сны о весне и лете.
Но вдруг все внезапно изменилось. Снежная королева решила, что Северного полюса ей недостаточно и нужно расширить границы своих владений. И в лес пришла очень долгая зима с сильными морозами и холодными ветрами, а лето стало коротким. Деревья в лесу заволновались, забеспокоились и решили, что лучше уступить Снежной королеве и отправиться туда, где тепло. Посоветовавшись, они пришли к выводу, все свои силы вложить в семена и улететь с ветром в теплые страны.
Но тут раздались голоса березки и ивы. Они предлагали остаться, ведь здесь их родной дом. Оставить его на произвол судьбы? Особенно в такую трудную минуту? Но их никто не слушал. Все только и говорили о том, как хорошо им будет на чужбине, в тепле.
Шли дни. Ветер перенес семена деревьев туда, где было тепло. Дошла очередь и до березки и ивы. Но они решительно отказались покинуть родную землю, как ветер их не уговаривал.
И остались они дома, только со временем стали совсем другими, потому что жестокая Снежная королева решила погубить их и послала лютый мороз, который сковал землю. А ведь в ней- корни, которые кормят и поят дерево.
Но, ни березка, ни ива не испугались, а перенесли свои корни в верхний слой почвы. Что им это дало? За короткое лето они успели запастись водой и пищей на всю зиму.
Снежная королева и тут не успокоилась, она приказала ветру уничтожить их, во что бы то ни стало. Но и теперь подруги не сдались: они лишь пригнули ветви к земле и спрятали их под снегом. При этом ветки их сделались маленькими- маленькими. С того времени березки и ивы стари называться карликовыми.
Но и теперь Снежная королева не смогла спать спокойно: два маленьких деревца не хотели ей покориться! Решила она их загубить жаждой. Но подруги наши подумали-подумали и опять нашли выход – решили уменьшить свои листья, причем березка покрыла их восковым налетом, а ива сделала их еще перистее, чтобы меньше пить воды.
Так и не смогла Снежная королева покорить березку и иву. Очень уж они любили родную землю и очень крепко дружили.
Воспитатель: Понравилась вам сказка?
Беседа по содержанию.
В конце занятия можно предложить нарисовать березу и иву.