МААМ-картинки

Конспект НОД в средней группе «Быт казаков. Ознакомление детей с печкой»

Наталья Гринь
Конспект НОД в средней группе «Быт казаков. Ознакомление детей с печкой»

Разработала: воспитатель первой

квалификационной категории

Гринь Н. В.

НОД. «Ознакомление детей с печкой».

средний возраст.

Цель: познакомить детей с жизнью и бытом донских казаков, приобщать к народным традициям и обычаям.

Публикация «Конспект НОД в средней группе „Быт казаков, Ознакомление детей с печкой“» размещена в разделах

Задачи: познакомить детей с печкой, с предметами быта донских казаков, познакомить с предметами кухонной утвари, которые там находились, ухват, чугунок, кочерга. Обогатить словарь детей казачьими пословицами, поговорками, загадками, сказками, новыми словами. Воспитывать любознательность, интерес к истории, традициям донского края, расширять кругозор детей.

Материал:

Ход занятия:

Здорово ночевали гости дорогие! Милости прошу в мою горницу. Гость на порог — хозяину радость. Присядем рядком да поговорим ладком. О чем сегодня поговорим вы узнаете, отгадав загадку.

Внутри огонь горит, из трубы дым валит,

Кашу варит, блины жарить. (печка)

- Правильно, это печка. Сегодня мы с вами будем говорить о русской печи. Самое главное в казачьей избе – это печь. И в нашей горнице тоже печка имеется.

- Не зря в народе поговорки и пословицы о печке складывали.

-Печь – нам мать родная,

-Без печи хата – не хата;

- Печь – мать кормилица.

- Как вы думаете, для чего нужна печь в избе? (ответы детей)

В те далекие времена, казачки и хлеб пекли, и всю еду для живности готовили для коров, коз, свиней- готовили в печке.

Поэтому печь называли – кормилица. Предлагаю вам поиграть в игру «Прошлое и настоящее»

Д / И «Прошлое и настоящее»

Я буду показывать вам картинки из прошлого, а вы находить картинки из настоящего времени.

Курень – современный дом

Веник – пылесос

Самовар - чайник

Лошадь- машина

Лавка – диван

Старинный утюг – электрический утюг.

Печку топили дровами и углем. Печку располагали так, что бы она была повернута в сторону окна. Как вы думаете почему?

- Правильно. Что бы было видно. Раньше не было электричества и помещение освещали лучинками. Посмотрите, как она выглядела.

Показ слайда.

Ее прикрепляли к стене куреня на специальной подставке. А только потом появились керосиновые лампы.

(показ лампы).

Хозяйке нужно было видеть, что делается внутри печи. Потому, что она готовила еду внутри печи. В печи устраивалось большое устье, перед ним площадка – шесток, на который ставили все, что приготавливалось в печи.

Показ слайда.

- Что хозяйка в печку ставит, кто из вас ребята знает?

-Подумайте, какую же посуду можно было поставить прямо в печь, что бы она не горела, а пища была вкусной?

Показываю чугунок.

Это чугунок. Он был не заменим в хозяйстве. По весу он тяжелый – сделан из чугуна, это особый вид металла, который мог бы выдержать любой огонь и никогда не бился.

(даю по пробовать на вес).

Чугунки были разного размера. От самых маленьких до самых больших. В них варили щи, каши, картошку, квасили молоко и другие блюда.

- А что бы узнать какой еще посудой пользовались казаки – отгадайте загадку.

Был я копан, был я топтан

Был на пожаре, был на базаре

Сколько было сил, всю семью кормил

Сам терпел- ничего не ел (глиняный горшок).

Главной кухонной посудой был горшок – родственник кастрюли, супницы, сахарницы, чайника…. В горшках варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, масло, муку.

В горшках не кисло молоко, в крупе не заводились жучки. Они могли быть разных размеров: от маленького горшка на несколько ложек до огромного горшка, вмещавшего в себя 2-3 ведра воды. Они отличались по внешней отделки. Более нарядные ставили с едой на стол. Как вы думаете из чего делали глиняные горшки? (из глины).

- Как вы думаете, в чем хозяйка пекла хлеб?

- хлеб пекли вот в таких формочках – противнях.

(Показ формочки).

Что бы на печи готовить нужно ее затопить. Без чего печь не затопить?

(Без дров).

Физминутка.

Пилим, пилим, пилим

Вместе мы бревно осилим

Рубим, рубим мы дрова

Закатали рукава

Хорошо мы потрудились

На лошадке прокатились

Привезли дрова домой

Будет нам тепло зимой!

Физминутка

За дровами мы идём (ходьба на месте)

И пилу с собой несём (трут ребром ладошки правой руки об ладошку левой)

Вместе пилим мы бревно, (имитация движения)

Очень толстое оно.

Чтобы печку протопить,

Много надо напилить!

Чтоб дрова пролезли в печку,

Их разрубим на дощечки! (имитация движения, рубка дров)

- Когда печь топили, мешали дрова и золу кочергой. Она всегда возле печи стояла.

Показ кочерги.

-А как же казачка вытаскивала из печи горшки и чугунки? Ведь печка то горячая, руками не вытащишь!

(версии детей)

Отгадайте загадку:

Не бык, а бодается

Не ест, а еду хватает.

Что схватит – отдает,

Сам в угол идет (ухват).

Показ слайда.

Посмотрите, этот рогатый предмет называется ухват. Возле печки всегда стоял ухват. Им вытаскивали из печки чугунки и горшки. И ставили возле печки в угол.

А противни с хлебом и пирожками доставали вот такой деревянной лопаткой.

Показ слайда.

Помните, в сказке о Жихарке, Лиса хотела его посадить в печь вот на такой лопатке.

А чем же ели казаки?

Если я пуста бываю, про тебя я забываю,

но когда несу еду-мимо рта я не пройду.

Верно, это ложка! (Ложка)

В старину отец сам вырезал ложку для своих детей, и ели только своей ложкой, ложки не мыли, а хорошо протирали. Как вы думаете почему?

(ложка деревянная, ее нельзя мыть в горячей воде, у каждого своя в целях гигиены)

Ребята, но люди в старину не только трудились славно, но и веселились знатно – пели, плясали, играли на музыкальных инструментах. А мы с вами можем сейчас использовать какие – то предметы как музыкальные?

(Правильно - ложки)

Эти ложки расписные, красивые, берите в каждую руку по ложке.

Игра под музыку (на ложках).

Молодцы! Ну что ж, мои дорогие, сегодня мы с вами славно посидели рядком, и поговорили ладком, повеселились! А теперь пора прощаться! До новых встреч!

Публикации по теме:

Конспект ОД «Лодка для казаков» в старшей группеКонспект ОД «Лодка для казаков» в старшей группе Цель: формировать представление о быте донского казачества. Задачи: - учить создавать объёмные фигуры; - развивать мелкую моторику пальцев.

Конспект совместной деятельности «Ознакомление детей в возрасте 2–3 лет с правилами пожарной безопасности»Конспект совместной деятельности «Ознакомление детей в возрасте 2–3 лет с правилами пожарной безопасности» Конспект совместной деятельности взрослого и ребенка в первой младшей группе: «Ознакомление детей в возрасте 2 – 3 года с правилам пожарной.

Доклад для детей подготовительной к школе группы «Переселение казаков на Кубань» Тема: «Переселение казаков на Кубань». Презентация. Обычаи казаков в стихах собственного сочинения. Куратор: воспитатель МБДОУ МО №58 Фот.

Фотоотчет «Знакомство с русской печкой»Фотоотчет «Знакомство с русской печкой» Для знакомство детей с русскими народными традициями, я изготовила макет русской печи и предметами старинного русского быта (кочерга,чугунок,.

Конспект НОД для старшей группы «Основное занятие казаков-рыболовство»Конспект НОД для старшей группы «Основное занятие казаков-рыболовство» Цели:формировать представление о том, как жили наши предки;закрепление рыб,которые водятся в реке Дон. Задачи:развивать познавательный.

Конспект НОД по окружающему миру «Ознакомление с воздухом» в старшей группе Цель: ознакомление с воздухом. Задачи: Образовательные: - познакомить детей со способами обнаружения воздуха, и его свойствами; - показать,.

Конспект НОД в старшей группе «Ознакомление с газетой» Программное содержание. Знакомить с газетой как видом периодической печати, ее назначение, отличаем от книг, стилистической публицистического.

НОД «Ознакомление детей с малыми фольклорными формами» в первой младшей группе Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие. Задачи: формировать.

Ознакомление детей с художественной литературой для средней группы «Чтение сказки В. Даля «Лиса — лапотница»Ознакомление детей с художественной литературой для средней группы «Чтение сказки В. Даля «Лиса — лапотница» Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой для средней группы Чтение сказки В. И. Даля "Лиса - лапотница "ЦЕЛИ:.

Конспект занятия «Жизнь и труд казаков» Цель: -познакомить детей с орудиями труда казаков; -расширить знания детей о жизни и быте первых поселенцев-казаков; Задачи: -продолжить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в средней группе «Быт казаков. Ознакомление детей с печкой»
Опубликовано: 9 ноября 2021 в 14:48
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД