Сычева Ольга
НОД c детьми 4–5 лет по познавательному развитию «Строим теремок»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Строим теремок»
Цель: Создание социальной ситуации развития детей посредством ознакомления их со способом сравнения предметов по толщине.
Задачи:
1. Создать условия для ознакомления со способом «приложение» при сравнении предметов по толщине (познавательное развитие).
2. Обеспечить условия развития поисковой активности детей (познавательное развитие).
Публикация «НОД c детьми 4–5 лет по познавательному развитию „Строим теремок“» размещена в разделах
3. Обеспечить условия для выражения детьми своего мнения (социально-коммуникативное развитие).
4. Создать условия для развития диалоговой речи (речевое развитие).
5. Обеспечить условия для тренировки мыслительных операций (анализ, сравнение, внимание, логическое мышление, воображение, творческие способности) (познавательное развитие).
6. Создать ситуацию успеха (социально-коммуникативное развитие).
7. Способствовать формированию опыта самостоятельного преодоления затруднений (на основе рефлексивного метода) (социально-коммуникативное развитие).
Материалы к занятию:
Демонстрационный: изображение теремка, сделанного из цилиндрических бревен, изображения толстого и тонкого дерева, плакат-схема, изображение лавочки.
Раздаточный: карандаши, цилиндры, 2 прямоугольника разного размера.
Ход образовательной деятельности
Этап образовательной деятельности Деятельность взрослого Деятельность детей Психолого-педагогические условия/ задачи
1. Введение в игровую ситуацию
Воспитатель собирает детей около себя.
Вносит книгу «Теремок»
— Знаете ли вы сказку «Теремок»?
— Чем закончилась эта сказка?
Воспитатель предлагает детям помочь зверушкам построить новый
теремок. Дети отвечают на вопросы. Создать условия для мотивации детей на включение в игровую деятельность.
2. Актуализация знаний Игра «Строим теремок»
— Из чего был построен старый теремок? Ответы детей. Создать условия для формирования у детей представлений о цилиндрических поверхностях, уточнить понимание слов «толстый» и «тонкий»;
Создать условия для формирования у детей мыслительных операций анализа и сравнение, развитие внимания, воображения.
После чего воспитатель показывает детям картинку с изображением теремка.
Воспитатель рассказывает, что деревянные дома строят из бревен,
которые получаются так: сначала рубят деревья, обрубают у них ветки
и сучья, обдирают кору. Воспитатель предлагает детям выбрать бревна для строительства нового теремка.
- Звери хотят строить новый теремок возле толстого дерева. Дети выслушивают педагога, рассматривают картинку.
В группе на двух столах, стоящих рядом, стоят на подставках изображения двух деревьев: на одном столе находится тонкое, на другом —толстое дерево.
Воспитатель предлагает детям представить, что они обхватывают
толстое (тонкое) дерево.
Дети обсуждают и предполагаю, показывают свои действия, согласно заданию педагога.
Дети выбирают стол, на котором находится
толстое дерево.
3. Затруднение в игровой ситуации.
Игра «Строим теремок» (продолжение).
Воспитатель кладет перед каждым ребенком неотточенные карандаши одинаковой длины, но разного диаметра. Карандашей одного диаметра 3шт., карандашей, которые имеют другой диаметр, — 1. Все карандаши одинакового цвета.
Дети садятся за стол, на котором находится толстое дерево. Создать мотивационную ситуацию для введения способа сравнения по толщине приложением;
- Для того чтобы начать строительство,
нужно подобрать 3 бревна одинаковой толщины. Каждый ребенок отсчитывает 3
карандаша. сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
- Одинаковая ли толщина у бревен?
- Главный строитель —
волк — выражает сомнение, одинаковой ли толщины бревна заготовлены?
- Как показать волку, что бревна действительно одинаковой толщины? Дети обсуждают, предлагают варианты.
- Смогли вы помочь волку?
- Почему не смогли? Ответы детей.
Дети приходят к выводу, что у них возникло затруднение, так как они не знают способа сравнения по толщине. Создать условия для формирования мыслительных операций анализа и сравнения, развитие речи, логического мышления.
4. Открытие нового знания.
Игра «Строим теремок» (окончание).
— Что нам надо сделать?
— Попробуйте сами догадаться!
Воспитатель выслушивает версии детей, создает атмосферу доброжелательности, вовлекает молчунов, замечает, пусть и маленькие, победы детей, хвалит и поддерживает их. И — как бы продолжая
и обобщая версии детей — воспитатель подводит итог: Для того чтобы
сравнить предметы по толщине, надо приложить торец одного предмета к торцу другого (показывает). Дети предполагают, обсуждают. Создать условия для формирования представление о сравнении предметов по толщине
способом приложения, закрепить умение сравнивать по длине;
Создать условия для формирования опыт самостоятельного целеполагания и открытия,
эмоционального переживания радости открытия;
Создать условия для развития мыслительных операций анализа, сравнение и обобщение, развитие речи, логического мышления, инициативности, творческих способностей.
-Волк просит нарисовать картинку, на которую он будет смотреть,
когда ему будет нужно сравнить по толщине. Воспитатель вывешивает
на доске схему.
— Где находится тонкое (толстое) бревно? (Наверху (внизу).) Дети выбирают 3 бревна одинаковой толщины, используя новый изученный ими способ «приложения»
— Одинаковой ли длины бревна вы заготовили? Дети кладут карандаши рядом и сравнивают края. Дети делают вывод, что бревна имеют одинаковую длину.
5. Включение нового знания в систему знаний и умений Игра «В зимнем лесу».
Педагог собирает вокруг себя детей и предлагает детям представить, что они в зимнем лесу и что они бы там делали? Ответы детей. Создать условия для активного отдыха детей и развитию воображения и фантазии детей.
Воспитатель включает детям музыку. Дети выполняют действия импровизируя под музыку.
Игра «Лавочки».
Педагог заранее заготовил на столах по 4 цилиндра, склеенные из бумаги одного цвета. Высота всех цилиндров одинакова. У цилиндров попарно одинаковая толщина.
Дети сидят за столами Создать условия для закрепления у детей умения сравнивать по толщине
приложением, тренировке мыслительных операций анализа, сравнение
и аналогию, развития внимания, речи.
- Звери решили построить возле теремка две лавочки. Педагог показывает изображение лавочки на двух ножках.
— Лавочка для медведя, волка и лисы должна быть на толстых ножках, а ножки другой лавочки должны быть тоньше.
-Для кого надо сделать вторую лавочку?
— Дети отвечают на вопрос. (Для мышки-норушки,
лягушки-квакушки, зайчика-побегайчика.)
Как вы думаете, почему ножки одной лавочки должны быть толще, а второй — тоньше?
Дети отвечают на вопросы, обсуждают, делают выводы.
- Воспитатель предлагает детям подобрать ножки для лавочек.
— Как вы будете это делать? Дети вместе с воспитателем проговаривают способ сравнения по
толщине, а затем приступают к выполнению задания.
Ребенку, выполнившему задание, воспитатель дает два прямоугольника разного размера для завершения строительства лавочек. Дети достраивают лавочки.
6. Осмысление
Воспитатель собирает детей около себя.
— Где вы сегодня побывали?
— Кому помогли?
Понравилось ли вам сегодня наше путешествие? Легко вам было, а что было трудней всего? На столе лежат смайлики, выберите тот смайлик, какое у вас сейчас настроение? Если грустно, то почему?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли помочь зверям
заготовить бревна для нового теремка и построить лавочки, потому что
научились сравнивать по толщине.
Ответы детей Создать условия для закрепления знаний детей в памяти то, что они делали на занятии, создание ситуации успеха.