Лучший педагог года

Обогащение словаря дошкольников с общим недоразвитием речи. Конспект НОД «Домашние животные и их детёныши»

Тамара Федотова
Обогащение словаря дошкольников с общим недоразвитием речи. Конспект НОД «Домашние животные и их детёныши»

Цели:

Коррекционно-образовательные:

учить детей образовывать сложные слова;

учить образовывать притяжательные прилагательные.

Коррекционно-развивающие:

расширять словарь антонимов;

активизировать словарь детей по теме, закреплять употребление существительных в форме множественного числа родительного падежа;

развивать словообразование и словоизменение.

Коррекционно-воспитательная:

воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру.

Оборудование:

Публикация «Обогащение словаря дошкольников с общим недоразвитием речи, Конспект НОД „Домашние животные и их детёныши“» размещена в разделах

Маски домашних животных, картинки с изображением домашних животных и их детёнышей.

Мультимедиа проектор, ноутбук, презентации «Обогащение словаря дошкольников с общим недоразвитием речи» и «Домашние животные».

Ход занятия

1. Организационный момент

ИГРА «Кто самый нужный?»

Воспитатель раздаёт маски домашних животных, слушатели надевают их на головы

Воспитатель: однажды домашние животные завели спор о том, кто самый нужный для хозяина.

Корова сказала…. (Далее говорит слушатель у которого маска коровы на голове) я самая нужная, потому что я даю вкусное молоко

Воспитатель: а кот ей ответил…

Кот: Нет, я самый нужный, потому что я ловлю мышей, которые поедают хозяйские запасы.

Воспитатель: Но собака была с ним не согласна…

Собака: Я самая нужная, потому что я охраняю хозяйский двор.

Воспитатель: В спор вмешалась лошадь и сказала…

Лошадь: А я перевожу для хозяина тяжёлые грузы, поэтому я самая нужная.

Воспитатель: Очень долго они спорили, но так и не смогли выяснить, кто самый нужный.

2. Объявление темы.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о домашних животных, а вы должны подумать, кто же самый нужный для хозяина.

3. Вводная беседа.

Домашние животные.

Самым первым животным, которого человек сделал своего другом, была собака. Шло время. Домашние животные стали сильно отличаться от своих диких сородичей и по внешнему виду, и по характеру. Они миролюбивы и покладисты, не боятся человека, привыкли получать от него пищу, помощь и защиту.

Коровы, бараны, козы, лошади и другие крупные домашние животные – это скот. Скот летом пасётся на лугу. Там животные едят свежую траву. На зиму им заготавливают сено. Коров и коз каждый день доят и получают молоко. Из молока делают сметану, кефир, творог, масло, сыр. Баранов и овец стригут, когда у них отрастает шерсть. Из овечьей шерсть делают нитки. Из ниток вяжут шарфы, носки, свитера и делают шерстяные ткани. Коровы и бараны дают мясо. Лошади помогают человеку в работе. Они перевозят грузы. Все домашние животные приносят пользу.

4. Развитие лексико-грамматических категорий.

Воспитатель: Вы знаете различных домашних животных. А какие части тела вы можете назвать (называются части тела животных)

ИГРА «Чей, чья, чьи?»

Образование притяжательных прилагательных

Лапы собаки. Чьи лапы? (Собачьи)

Копыта коровы. Чьи копыта?

Борода козы. Чья борода?

Хвост лошади. Чей хвост?

Уши кролика. Чьи уши?

Лапы кошки. Чьи лапы?

Воспитатель: У многих животных есть одинаковые части тела, но они могут отличаться размером, окраской, а могут быть противоположны друг другу. Посмотрите на картинки и закончите предложения.

ИГРА «Скажи наоборот»

Подбор антонимов к именам прилагательным.

У коровы длинный хвост, а у свиньи…. (короткий)

У свиньи толстые ноги, а у овечки…. (тонкие)

У свиньи жёсткая щетина, а у кошки шерсть…. (мягкая)

У козы острые рога, а у барана….(тупые)

У козла длинная шерсть, а у лошади…. (короткая).

ИГРА «Образуй новое слово»

Образование сложных прилагательных

У коровы длинный хвост. Корова какая? (Длиннохвостая)

У быка острые рога. Бык какой? (Остророгий)

У свиньи короткие ноги. Свинья какая? (Коротконогая)

У кролика длинные уши. Кролик какой? (Длинноухий)

У лошади длинная грива. Лошадь какая? (Длинногривая)

У овцы мягкая шерсть. Овца какая? (Мягкошёрстная)

У верблюда два горба. Верблюд какой? (Двугорбый).

Физкультминутка «Котик»

Вот такой коташка, Идут «кошачьим» шагом

Круглая мордашка, Гладят лицо

А на каждой лапке

Коготки-царапки. Изображают когти

Всё ему игрушки –

Кубик и катушка. Прыжки на месте

Котик, словно мячик,

По квартире скачет.

О. Высотская Прыгают друг за другом по кругу

Воспитатель: Вы много узнали о домашних животных, а теперь отгадайте их по повадкам и голосу.

ИГРА «Отгадай, что это за животное

Подбор к ряду глаголов существительного, подходящего по смыслу.

Сторожит, грызёт, лает. Кто это?

Мяукает, лакает, царапается. Кто это?

Хрюкает, роет землю. Кто это?

Ржёт, бегает, скачет. Кто это?

Блеет, бодается. Кто это?

Мычит, жуёт, ходит, даёт молоко. Кто это?

ИГРА «Угадай, чей голос?

Подбор к глаголу существительного, подходящего по смыслу

Мяукает. Кто? Ржёт, хрюкает, мычит, лает, блеет.

Воспитатель: У каждого домашнего животного есть детёныш. Взрослые животные находятся справа, детёныши слева. У меня для вас задание. Вы должны соединить семью: рассказать, у кого какой детёныш, и «отвести» (переставить картинку) малышей к мамам.

ИГРА «Найди детёныша»

Образование формы множественного числа существительных.

У кошки много котят.

У крольчихи много крольчат.

У коровы много телят.

У лошади много жеребят. И т. д.

5. Итог занятия.

Воспитатель: О ком мы говорили на занятии? Как вы думаете, кто же самый нужный для хозяина? (Все животные важны и все нужны по-своему). Какие новые слова и домашних животных вы узнали? (имеется ввиду слова из игры «Образуй новое слово»)

Задания для закрепления вне занятий

Игра «Кто как голос подаёт?» Корова – му-у. (Корова мычит).

Кошка – мяу. (Кошка мяучит). Собака – гав. (Собака лает).

Свинья – хрю-хрю. (Свинья хрюкает). Лошадь иго-го. (Лошадь ржёт). Овца – бэ-э. (Овца блеет).

Игра «У кого кто?» У коровы – телята; у лошади; у свиньи; у овцы; у кошки; у собаки.

Игра «Кто как ест?» Корова жуёт, собака грызет, кошка лакает.

Игра «Кто чем питается?» Кошка – молоком, корова – травой, коза, собака, лошадь.

Игра «У кого что?» У кого рога? У кого мягкие лапки? У кого вымя? У кого щетина? У кого пятачок? У кого копыта? У кого усы?

При составлении занятия использовались материалы из книги О. С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет»

Публикации по теме:

Игры для развития лексико-грамматического строя речи на этапе автоматизации звуков. Игры для развития лексико-грамматического строя речи на этапе автоматизации звуков. (на примере звука [р]) 1 Игра «Один – много» Цель: развитие.

Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР по теме: «Фрукты» Цель: - уточнить и активизировать словарь по теме "Фрукты" - сформировать обобщающее понятие "Фрукты" - сформировать умение образовывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обогащение словаря дошкольников с общим недоразвитием речи. Конспект НОД «Домашние животные и их детёныши»
Опубликовано: 19 марта 2014 в 20:21
+109Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 155.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД