Евгения Владимировна Иванова
НОД «Камни» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
«Камни. Как человек использует камни»
Разработчик: воспитатель - Иванова Е. В.
Место проведения: МКДОУ "Детский сад п. Горшечное"
Цель: расширять и закреплять знания детей о свойствах камней.
Задачи:
1. Формировать у детей элементарных представлений о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства
Публикация «НОД „Камни“ в старшей группе» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
2. Расширять знания о том, для чего нужен камень и как использует человек свойства камня.
3. Продолжать умение вести рассуждение, обосновывать свою точку зрения.
4. Развивать активность детей в процессе познавательно-экспериментальной деятельности.
Интеграция образовательных областей: «познание», художественное творчество», «коммуникация», «социализация», «здоровье».
Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, фонограмма, коллекция камней, камни на каждого ребенка, материал для творчества, рюкзак.
Предварительная работа: беседы: «Что такое горы?», «Как человек использует камни», «Подземная кладовая», «Какими бывают камни?».
Ход НОД
1. Сюрпризный момент.
Воспитатель: Мне передали письмо. Как проверить, действительно ли оно предназначено нам? Верно, по адресу. Кто знает адрес нашего детского сада?
«Здравствуйте дорогие дети, отправляю вам посылку. Она зеленая, перевязана розовой лентой. Надеюсь, что посылка уже у вас в группе. Надо ее найти. До встречи в моем царстве! Хозяйка медной горы». Посылку действительно надо найти. Вы запомнили, какая она?
Дети: Она зеленая, прямоугольной формы, перевязана розовой лентой.
Воспитатель: Тогда пошли искать ее. (Дети ищут посылку. Находят зеленую коробку, перевязанную розовой лентой). Вот она! Смотрите, здесь записка. Давайте ее прочтем (читает).
«Открыть меня вы сможете только тогда, когда отгадаете загадку:
В сережках у мамы огнем он горит
В пыли на дороге ненужным лежит
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий – в ладошке лежать
Тяжелый, большой – одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
Дети: камень
2. Основная часть
Воспитатель: Давайте проверим, правильно ли мы отгадали загадку (открывает посылку). Смотрите, в посылке камни. Значит. Мы с вами правильно отгадали загадку. Давайте теперь о камнях и побеседуем.
Воспитатель: Где мы можем увидеть камни?
Дети: на улице, в горах, в море, на даче…
Воспитатель: Камни бывают очень разные. Они различны по размеру, цвету, форме. В старину люди считали, что камни различаются еще и магическими свойствами: влияют на самочувствие человека, его настроение, лечат разные болезни. Считалось, что у каждого человека есть свой камень, который защищает его. Такие камни называют амулетом.
Посмотрите на экран (слайд 1-3)
Воспитатель: Что вы видите? Горы - это огромные глыбы камня. Когда от них откалываются кусочки, получаются маленькие камешки. Но камни есть не только в горах, они есть и под землёй, и под водой. Камни, которые вымываются из реки или моря гладкие. Как вы думаете, почему? (Предположения детей). Правильно, вода сглаживает волнами все неровности. Под водой камни трутся друг о друга, постепенно становясь гладкими.
В горах и под землей люди находят драгоценные камни, которые обрабатывают и вставляют в украшения (слайд №4).
Для чего ещё служит камень человеку? (Ответы детей). А еще из камней строят дома, башни, мосты и дороги, станции метро (слайды №5-8 каменные дома, станции метро и памятники). Даже памятники великим людям делают из камня (слайд № 9). Как вы думаете, почему? (Ответы детей).
Воспитатель: А кто знает, как называют людей, которые ищут и изучают камни?
Дети: Геологи (изображения геологов слайд №10).
Воспитатель: Правильно, геологи. Геологи это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они полезные ископаемые, работают в лабораториях по изучению их свойств, составляют карты. Работа у геологов трудная. Им приходится жить в палатках и готовить пищу на костре. Сейчас геологам, помогают научные приборы и разные машины. Но все равно им приходится проходить пешком сотни километров, взбираться на горы с тяжелыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы отбивать куски крепкой горной породы (Слайд№11 орудия труда геологов). Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах. И туда тоже спускаются геологи! Геолог должен быть сильным и смелым, уметь находить дорогу по карте и компасу. И еще геолог должен быть верным другом. Вот такая у геологов сложная и интересная работа!
Воспитатель: Дети, а вы хотите на время стать геологами и отправиться в экспедицию в горы на поиски камней?
Дети: Хотим.
Воспитатель: Мы с вами пойдем в горы, поэтому должны соблюдать правила безопасности. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах?
- Не шуметь, потому что может быть обвал и засыплет камнями;
- Внимательно смотреть нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке;
- Если разожгли костер, то его нужно потушить (почему);
- Не мусорить (почему). Молодцы, вы все знаете.
Воспитатель: Но прежде чем отправиться в путь надо собрать рюкзак.
Воспитатель: Ну что, можно отправляться в путь? (Ответ детей –ДА). Чтобы отправиться в горы нужна карта, она перед вами. На которой проложена дорога в горы для нашей экспедиции. (Фонограмма «Звуки леса»)
3. Физкультминутка
1. Посмотрите, вот оно бревно,
Ох, их длинное оно!
К нему мы с вами подойдем
И осторожно все пройдем.
(Дети идут «по бревну», руки в стороны.)
Идем. Идем
И приседаем мы на нем (приседают)
Обойдем все деревца (ходьба «змейкой»)
И пробежимся все легка. (Легкий бег)
Сейчас пролезем под кустом-
Согнемся низко-низко (наклоны).
Воспитатель: Вот мы с вами и пришли к горе, и теперь, юные геологи, пойдем добывать камни.
Воспитатель: Какие интересные камни вы нашли. Они разные или одинаковые? (Ответы детей). Да, верно, все камни разные и каждый несет в себе свою тайну. Давайте присядем у подножия горы и постараемся открыть тайны камней, которые мы нашли.
4. Опытно-экспериментальная работа
Присаживайтесь за столы, на свои рабочие места. Прежде чем приступить к исследованию, мы разомнем наши пальчики, чтобы они хорошо у нас работали
а) пальчиковая гимнастика
Наши пальчики устали, мы сейчас их разомнем (сжимаем и разжимаем кулачок)
Взяли камешки (берем воображаемый камень)
Друг об друга трем (кулачки трем друг об друга)
Стали камни вдруг горячими
Мы их на место отнесем (кладем воображаемый камень на место)
б) исследовательская деятельность
ОПЫТ №1. «Цвет»
Воспитатель: Рассмотрите свой камень, какого он цвета? (Ответы детей).
Вывод: камни разного цвета.
ОПЫТ №2. «Определение температуры»
Воспитатель: Теперь прислоните камень к щеке. Какой он, теплый или холодный? (Холодный).
Значит, что мы можем сказать?
Вывод: камни могут быть холодными и теплыми.
ОПЫТ №3. «Определение характер поверхности»
Воспитатель: Потрогайте свои камни и скажите, какие они на ощупь, гладкие или шероховатые? (Воспитатель спрашивает несколько детей, у всех камни гладкие). А посмотрите, какой камень я нашла, потрогайте его. Какой он, гладкий или шероховатый? Что интересного вы увидели? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.).
Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: камни бывают гладкие и шероховатые.
ОПЫТ №4. «Плавучесть»
Воспитатель: А как вы думаете, что произойдет с камнем, если мы его опустим в воду? ( Ответы детей: он утонет). Давайте проверим. (Опускают камень в стакан с водой и камень тонет). А почему камень утонул? (Ответы детей) Да, вы правы, камень тонет в воде, потому что он тяжелый. А сейчас достаньте камень из воды. Что с ним произошло? (Камень стал мокрым и цвет камня стал более ярким). Молодцы, вы очень внимательные дети.
Воспитатель: А теперь мои юные геологи, давайте все сложим в рюкзак и нам пора возвращаться в детский сад.
5. Физкультминутка - игра «Гора и камешки».
Стоит гора – старушка
До небес макушка, (поднимаются на носки)
Ее ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Ее дождик поливает. (стряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает (прикладывают ладошки к щекам)
Камешки теряет. (качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (дети разбегаются и присаживаются)
Катятся, катятся камешки прочь. (на корточки возле столов).
Воспитатель: Вот мы и вернулись из экспедиции. Скажите, вам понравилась экспедиция? Сегодня нам открылись многие тайны камней. Ребята, что вы можете мне сказать о камнях и об их свойствах (ответы детей).
6. Рисование драгоценных камней
А хотите стать настоящими мастерами? (после ответов предлагаю детям садиться за заранее приготовленные столы. В записи негромко звучит классическая музыка)
Мы отправляемся с вами
В путешествие за драгоценными камнями.
Спросите вы, где их взять?
Будем сами рисовать!
Хочешь стать волшебником,
Но не знаешь, как?
Ты меня послушай
И сделай точно так!
Возьми скорее краску
И кисточку с водой,
Начнутся превращенья
Сейчас у нас с тобой.
Зеленый лист – основа,
К нему вернулись снова.
Всем говорю заранее:
Нужны нам аккуратность и внимание. (Все объяснение идет с показом воспитателя и одновременными действиями детей)
Кисть в краску все мы опускаем,
Ее побольше набираем.
Ну а теперь внимание,
Особое задание:
Рукой придерживаем лист,
Невысоко поднимем кисть,
Стряхнем! И капли на листе
Расположились, что и где!
Все снова повторите,
В другой уголок листа
Еще раз кисть стряхните.
Убрали кисть (Убираем на подставки)
Красивый лист? (Ответы детей)
А мы в него вдохнем и жизнь!
Пусть побегут прожилки, (Показываю настоящий камень змеевик и как наклонять лист в разные стороны, чтоб разбегались по листу краски)
Соткутся в паутинки,
Переплетутся сеткой
В овал, круги и клетки.
Пусть капельки и точки
Мигнут, как огонечки.
Для этого мы все вдохнем,
Пусть капли побегут бегом.
И посильнее будем дуть,
Чтоб быстрым был у капель путь.
И посильнее будем дуть,
Чтоб краски в капельках раздуть. (Дети вдыхают, выдувают воздух на лист)
Лист свой сейчас мы повернем,
И капли побегут кругом!
Слегка лист поднимайте
И краску раздувайте. (Во время выполнения рекомендую детям еще набрызгивать капли краски в просветы бумаги, поворачивать бумагу в разные стороны)
Кисть промываем! Кверху ворс!
В подставке сушат пусть свой хвост!
Ребята! Хоть и делали мы с вами
Все одно и то же,
Но рисунки получились
Вовсе не похожи.
В чем причина, дети? (Ответы детей)
Да в том, что у каждого из нас
Разные руки эти (Показ рук)
Что увидели в камне ваши глаза? (Ответы детей)
Каждый из нас
По-своему увидел глазами,
По-своему поворачивал лист руками.
Как не существует одинаковых рисунков у детей,
Так в природе не найти Одинаковых камней!
Воспитатель: Давайте оформим наши камни в красивые рамки. Всех вас приглашаю, подходите, выбирайте рамку с любым героем сказов Бажова, накладывайте рамку с трафаретом на лист, поворачивайте лист в поиске лучшей игры «камня» в вашем изделии – трафарете и любуйтесь! (Воспитатель скрепляет степлером лист и рамку-трафарет в 4-х местах. Дети садятся полукругом)
7. Рефлексия
- Сегодня вы узнали много интересного и полезного о камнях, провели исследования в нашей исследовательской лаборатории, узнали свойства камней, узнали, какие есть камни в природе. А что интересного вы узнали? Спасибо вам всем за работу.