Ирина Теплякова
НОД Коммуникация. Подготовительная к школе группа. Тема «Ах, какая осень!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Активизация словаря. Уточнение знаний об осени.
Задачи. Упражнять детей в подборе синонимов к словам-определениям; в словообразовании относительных прилагательных по образцу и согласовании их с существительными в роде и числе.
Закреплять умение употреблять существительные в родительном и творительном падежах множественного числа.
Активизировать в речи глаголы, а также прилагательные: яркая, пёстрая, хрустящая, печальная.
Уточнение и обогащение словаря: щедрая, урожайная, унылая.
Закреплять умение произносить тексты разной интонацией в соответствии с выполняемыми движениями.
Публикация «НОД Коммуникация, Подготовительная к школе группа, Тема „Ах, какая осень!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2012
Учить работать в парах, развивать умение слушать друг друга, соблюдать очерёдность высказывания.
Уточнить знания об осени: погодных явлениях, изменениях в жизни животных и людей.
Развивать внимание, речевой слух (умение узнавать товарища по голосу, контроль за точностью своего высказывания
Воспитывать дружеские взаимоотношения, интерес к временам года.
Материал: иллюстрации с изображением ясной и дождливой осенней погоды, труда людей (уборка урожая, животных в осеннюю пору, улетающих птиц; парные картинки с изображением осенних пейзажей; карточки с изображением птиц, овощи, фрукты, кастрюля, колосья, предметы для игры «Обручи».
Предварительная работа: наблюдение за погодными явлениями, расцвечиванием листьев на деревьях, чтение стихов и рассказов об осени, рассматривание овощей и фруктов и др.
- Ребята, вы уже знаете, что на нашей Земле есть удивительные места, где никогда не бывает зимы, никогда не бывает осени. А ведь осень необычайно красивое, удивительное, очаровательное время года. Осень любят многие люди. Художники пишут картины осенней природы, поэты – стихи:
Унылая пора! Очей очарованье
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье
В багрец и золото одетые леса.
А. С. Пушкин
Композиторы – музыку, песни об осени.
Предлагается прослушать фрагмент песни, который поют сами дети.
- Осень разная, изменчивая. Недаром в народе говорят «Осень – на дню погод восемь». Приходит она к нам в одном образе, а уходит совершенно в другом. Давайте разберёмся!
Дети подходят к первому столу.
- Что вы видите на картинах? (дети называют, что изображено на картинах: голубое небо, разноцветные листья)
- Осень красивая, разноцветная, тёплая, нарядная, яркая, пёстрая, сверкающая, золотая и т. п. (определения подбираются совместно с детьми)
- Молодцы! Вы много подобрали красивых слов. Вам ещё так много хочется сказать! Я предлагаю рассказать друг другу о том, что вы видите на картине, общаясь в парах. Старайтесь внимательно слушать друг друга и не повторяться.
Работа в парах. Дети садятся напротив друг друга, рассматривают одинаковые пейзажные картины и рассказывают по очереди, что они видят, выстраивая сложные предложения.
- Молодцы! Как много вы заметили! Как много слов красивых сказали! Но ведь осень не только нарядной бывает. Есть и пасмурные дни, и дни расставаний.
Дети подходят к следующему столу, предлагаются для рассматривания иллюстрации с изображением дождливой погоды, улетающими птицами.
Льёт дождь холодный, точно лёд.
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелёт.
И. Бунин
- Какая осень? (хмурая, грустная, прощальная, печальная, скучная, унылая, тоскливая, беспокойная).
- Да, у осени есть и грустные дни, и дождливые. Но мы не будем расстраиваться, ведь в любом явлении можно найти что-то хорошее. Ведь как интересно походить по лужам в резиновых сапогах, рассматривая отражение в воде красивых деревьев! А дождь может помочь нам при массаже.
Дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют следующие движения:
Дождь, дождь! Надо нам
Расходиться по домам! хлопки ладонями по спине
Гром, гром! Как из пушек!
Нынче праздник у лягушек! поколачивание кулачками
Град, град! Сыплет град,
Все под крышами сидят. постукивание пальчиками
Только наш братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин! поглаживание спины ладошками
Дети поворачиваются на 180 и делают массаж ещё раз.
- С какими птицами мы попрощаемся осенью?
Выставляется наборное полотно с перелётными и зимующими птицами. После правильного ответа перелётная птица «улетает».
Вариант игры: у детей карточки с изображением птиц. на указанный звук - летают, нет звука - перелётные птицы и зимующие разлетаются в разные стороны.
- Не видно в воздухе и на проводах …ласточек,
- не слышно кукование…кукушки
- не увидим зимой…журавлей, гусей,
- не слышно песен …соловья…
- С нами остались зимовать … воробьи, вороны, сороки.
- А ещё осень может быть радостной, потому что в первый день осени все девчонки и мальчишки городов и деревень взяли сумки, взяли книжки и помчались первый раз в первый класс! И вы перешли в новую группу! А для некоторых наших ребятишек осень – настоящий праздник, ведь у них осенью день рождения.
Дети переходят к следующему столу, предлагаются для рассматривания иллюстрации с изображением школьников и фотографий детей именинников.
Кого мы осенью поздравим с днём рождения? (Артёма, Кристину, Максимку, Алёшу). А как мы их поздравим? (скажем приятные слова, поиграем с ними).
Дети встают в круг, именинник – в кругу с закрытыми глазами должен отгадать кто его позвал:
У … (Артёма) день рожденья
Он позвал к себе гостей.
Вот и первый гость за дверью.
Кто пришёл, узнай скорей!
- Ребята, посмотрите на этот плакат. Что вы видите? (люди убирают урожай на полях, в садах и огородах).
- Чем заняты животные, птицы, насекомые в осенний период времени?
- Какие слова мы можем подобрать для описания такой осени? (богатая, щедрая, беспокойная, заботливая, хлопотливая, трудолюбивая, урожайная)
Всё, что выращено летом, необходимо вовремя собрать, выкопать, снять, сорвать, заготовить, засолить. Хлопотно людям осенью, но они этому только рады. Очень радостно и приятно подойти вот к такому щедрому столу.
- Что значит: "щедрый стол"?
- Можно ли так назвать осень?
- Какие ещё слова можно подобрать? (щедрая, изобильная, богатая, добрая, гостеприимная, не жадная, вкусная, хлебосольная)
- Из каких овощей и фруктов делают сок?
- Из моркови – морковный сок, из помидор – томатный, из лука – луковый и т. д.
- Без чего не сварить борща? (без капусты, без свёклы, без моркови и т. д.)
- Для чего люди собрали колоски?
Предлагаю вам поиграть в игру «Обручи».
В зелёный поместим всё, что приготовлено из муки, а в красный – слова из двух слогов.
(зелёный обруч – торт, печенье, вермишель, каравай; красный – морковь, тыква, арбуз; общая часть – батон, бублик, сайка)
- Молодцы, ребята, вы справились с таким трудным заданием и подобрали очень много слов, характеризующих осень. Вы просто молодцы! И щедрая осень угощает вас сушками, испеченными из свежей муки, и томатным вкусным соком. Будьте здоровы и веселы!