Валентина Ромашина
НОД «Я — крымчанин» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
• Углублять представления детей о родном городе; закреплять знания о достопримечательностях; развивать умение выражать своё отношение в высказываниях и деятельности; воспитывать любовь к малой родине;
• Расширять и обобщать знания детей о символике г. Джанкоя и Республики Крым. Узнавать и уметь показывать на карте Крыма родной город Джанкой и столицу Крыма город Симферополь.
• Формировать умение использовать приобретенные знания художественного слова на занятии.
• Продолжать формировать знания об этнической культуре и единстве народов Крыма.
Публикация «НОД „Я — крымчанин“ для детей старшей группы» размещена в разделах
• Расширять словарный запас детей, совершенствовать умение использовать в речи сложные предложения, закреплять умение отвечать на вопросы, воспитывать культуру речевого общения.
• Воспитывать интерес к Республике Крым, желание больше узнать о своей Родине. Воспитывать патриотические чувства, чувство любви, гордости за неё, чувство принадлежности к своему народу.
• Воспитывать дружеские отношения в коллективе со сверстниками и старшими людьми в игре «Мы одна семья».
Дети входят в зал, останавливаются около стульчиков.
Воспитатель:
Здравствуйте, уважаемые гости, мы рады видеть вас в нашем зале. Как говорится в русской народной пословице «Рады мы гостям как добрым вестям», «Честь и почтение всем без исключения!» А сейчас наши дети поприветствуют гостей, используя пальчиковую гимнастику.
Дети:
Пальчиковая гимнастика
(пальчики правой руки по очереди «здороваются» с пальчиками левой руки).
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй гость, наш, дорогой!
Мы живём в одном краю.
Всех я вас приветствую.
Дети присаживаются на стульчики
Просмотр презентации «С чего начинается Родина»
Воспитатель:
У каждого человека есть своя малая родина, что для вас означает малая родина?
Дети:
Для меня малая родина – это место, где я родился и живу; это моя семья; это мой дом; улица, на которой я живу; мой д/с; мои друзья; береза под окном д/с; сильные руки отца, улыбка мамы; тополь на участке нашего д/с; это наш г. Джанкой – маленький кусочек нашей огромной страны.
Воспитатель:
У каждого человека есть свои отличительные черты: имя, фамилия, цвет волос, цвет глаз. У нашего небольшого степного города Джанкоя тоже есть своя отличительная черта, эмблема города – герб. (показ герба г. Джанкоя) Расскажите, что он означает.
Дети
Это варяжский щит. В верхней части указано название города «Джанкой». Нижняя часть щита разделена по диагонали на три цветных части: зелёную, синюю, красную. Зелёный цвет говорит о том, что вокруг г. Джанкоя много полей, садов, где выращивают пшеницу, овощи, фрукты, возделывают виноградники. Пчела – это трудолюбивое насекомое, что говорит о том, что в Джанкое живут трудолюбивые люди. Синий цвет – это надежда и благополучие. Охотничий лук – символ кочевых народов, занимавшихся охотой. Колосья пшеницы – это богатство края. Красный цвет обозначает героическую, трудовую и военную историю города.
Воспитатель. А теперь давайте послушаем стихотворение о г. Джанкое.
Дети
1. Под небом лазурным
Средь степи жемчужной,
Раскинулся город родной.
В нём дети смеются,
Живут люди дружно!
Любовью сияет Джанкой!
2. Пускай наш город процветает!
Пусть горя в нём никто не знает!
Пусть радостными будут лица!
Пусть каждый будет счастлив здесь!
3. Под ласковым солнцем
С характером южным,
Наш город живёт молодой.
Гостей, как друзей
Он встречает радушно,
С душою открытой Джанкой!
Сл. С. Условой
Воспитатель. Как называются люди, которые живут в г. Джанкое?
Дети. Джанкойцы.
Воспитатель. А какой наш город?
Дети. Наш город небольшой, степной, спокойный, уютный, зелёный, красивый, многонациональный, трудолюбивый, северный.
Воспитатель. А давайте поиграем в игру «Узнай достопримечательности г. Джанкоя». (на экране появляются слайды с видами города, дети отгадывают их)
Воспитатель. Вы своими ответами показали, что знаете и любите свой родной город.
Воспитатель. Где находится город Джанкой?
Дети. г. Джанкой находится в Крыму.
Воспитатель. Как называется столица Республики Крым? Её главный город?
Дети. Симферополь.
Воспитатель. Сейчас я вам расскажу легенду о происхождении Крыма. Много лет назад на планете были только моря. Но вот море начало волноваться, забурлила, закипела вода, поднялись волны, из-под воды появилась суша, небольшой участок земли, который имел вот такую форму. Здесь были горы, реки, водопады, долины, степи. Со временем на этой земле выросли деревья, травы, цветы, кустарники, появились звери и птицы. Так на планете появился самый красивый уголок Земли – это наш Крым.
(Легенда сопровождается слайдами на экране)
Воспитатель. Давайте послушаем стихотворение о Крыме.
Ребенок.
Крым – это здравница, это чудо сад,
Крым – это море, это райские места,
Крым – это южных гор крутая высота,
Крым – это сказка, заглянувшая в глаза.
…
Воспитатель.
Покажите на карте Крым.
Покажите г. Джанкой.
Покажите г. Симферополь.
На что похож Крым?
Какими морями омывается?
Дети. Физкультминутка. (в кругу)
Море очень широко.
(дети широко разводят руки)
Море очень глубоко.
(приседают, коснувшись руками пола)
Рыбки там живут, друзья.
(выполняют движение «рыбка»)
А вот воду пить нельзя,
(разводят руки в стороны)
К морю быстро мы спустились,
Наклонились и умылись,
Раз, два, три, четыре,
Вот так славно освежились
А теперь поплыли дружно
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брас,
Одной рукой – это кроль,
Все плывем мы, как один
Все плывем, мы как дельфин.
Вышли на берег морской,
И отправились домой.
Воспитатель. У Республики Крым есть своя символика. Это флаг, герб, гимн.
(показ флага Республики Крым)
Воспитатель. Из каких цветов состоит флаг Крыма?
Дети. У флага 3 полосы: синяя – это небо, белая – мир, красная – красота.
Воспитатель. Давайте послушаем стихотворение Л. Огурцовой «Флаг».
Дети.
1. Флаг Крыма понимается,
Под гимн в родной стране,
Три цвета развевается
На древке в вышине.
2. Синеет тонкой ленточкой,
Как моря полоса,
Как юбочка у девочки,
Как мамины глаза.
3. Под нею нежным облаком
Чистейший белый цвет –
Весну напоминает мне,
Подснежников букет.
4. А ниже – будто солнышко,
Раскрасив небеса,
Зарею загорается
На флаге полоса.
5. Флаг Крыма поднимается
К небесной вышине,
И солнце улыбается
Над ним тебе и мне.
Воспитатель. А сейчас вспомним, о чем нам говорит герб Республики Крым.
Показ герба Р. Крым.
Дети. На красном щите изображен грифон – мифологическое животное. Это лев с головой и крыльями орла. В правой лапе он держит раскрытую раковину с жемчужиной внутри. Жемчужина – это Крым. Грифон защищает и охраняет Крым. Красный цвет – символ мужества, храбрости, отваги народов Крыма. Сверху герба восходящее солнце – символ тепла, света, процветания.
Воспитатель. Какой Крым? За что его любят? Чем он богат?
Дети. Красивый, волшебный, необыкновенный, чудесный, сказочный, лечебный, солнечный, морской. В Крыму много санаториев, домов отдыха, детских лагерей. Люди приезжают в Крым купаться, загорать, лечиться, принимать грязи, соленые ванны. В Крыму много овощей и фруктов, ягод. Туристы ходят в походы в горы, в лес. Здесь чистый, лечебный воздух. В Крыму самый большой детский лагерь «Артек», куда приезжают дети со всей страны.
Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Города Крыма».
Молодцы ребята.
Воспитатель. Как называются люди, которые проживают в Крыму?
Дети. Крымчане.
Воспитатель. А теперь поговорим о гимне Республики Крым. Что такое гимн?
Дети. Это главная песня Республики. Его слушают стоя, тем самым выражают своё уважение к Республике Крым. (звучит отрывок гимна).
Воспитатель. Ребята приготовили ещё стихотворения о Крыме.
Дети.
1. Море чёрное шумит,
Край наш морем знаменит,
Славен солнцем южным
И народом дружным.
2. Этот край чудесный, там, где синь небес,
Голубое море и зеленый лес,
Ручеек звенящий и весёлый гром,
Это запах хлеба, это отчий дом.
3. Крым – наша Родина, помните это.
Души не жалейте ради неё,
Пусть над зеленым островом этим
Мирное, доброе солнце встает.
Воспитатель. Дети, вы знаете много поговорок и пословиц о Родине, о дружбе. Сейчас мы поиграем в игру «Укрась Крым цветами» (воспитатель начинает пословицу, а ребенок заканчивает и прикрепляет цветочек к карте Крыма). Чтобы наш Крым был всегда вечно цветущим.
Пословицы и поговорки.
Человек без Родины – как птичка без крыльев.
Каждому мила своя сторона.
Где родной край, там и под елкой рай,
Родина славит тех, кто трудится.
В родном доме и вода сладкая.
По родной земле и в небе грустим.
С добрыми людьми дружи, а плохих – берегись.
Человек без друзей, как дерево без корней.
Дружба как кольцо, не имеет конца.
Нас с тобой не разлить водой.
Дружба – лучшее богатство.
Добрый друг надёжнее каменного моста.
Если дружба велика, будет Родина сильна.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Та земля мила, где мать родила.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Всякому мила своя сторона.
В своём доме и стены помогают.
Кто за Родину горой, тот герой.
Жить – Родине служить.
Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
Воспитатель. А сейчас воспитатели нашего д/с прочитают стихотворение Лидии Огурцовой «Гимн моей земле».
1. У моря, на юге российской земли,
Лежит полуостров, творенье веков.
Здесь реки и горы, леса и равнины,
Легенды, сказанья и песни отцов.
2. Слава тебе, мой Крым!
Счастья тебе, мой Крым!
Будь же всегда любим,
Доброй судьбой храним,
Наш полуостров Крым!
3. Салют, Севастополь, оплот нашей славы!
Виват, не сломленная недругом Керчь!
Пусть мудрость веков помогает державе
Жемчужину – Крым сохранить и сберечь.
4. Будь счастлив здесь каждый и Богом одарен:
И русский, и грек, армянин, караим,
Еврей, украинец, болгарин, татарин.
Да здравствует добрый и щедрый наш Крым!
Воспитатель. Вот с какой любовью говорят поэты о нашем Крыме.
Воспитатель. Много разных народов живет в Крыму. Это русские и крымские татары, украинцы и белорусы, молдаване и болгары, венгры, румыны, поляки, крымчаки, евреи и др. народы.
У каждой национальности свой родной язык, свои традиции и обычаи, свои национальные праздники. В городах они работают на предприятиях, в деревнях разводят скот, выращивают овощи и фрукты, возделывают виноградники.
Послушайте стихотворение Л. Огурцовой «Я – Крымчанин»
Выходят мамы с детьми.
1. Ночь наступила, и в тёплой постели
Три малыша спят в своей колыбели.
Трём малышам мамы песенку пели,
Три милых носика дружно сопели.
2. Спи, моя зіронько, в чарівнім сні,
Море співає для тебе пісні.
3. Баюшки-бай, баюшки-бай,
Спи мой (я) хороший (ая) скорей засыпай.
4. К ъырлар ятты, байырлар юкълады
Ёрулгъан сабийлер юкъугъа далды.
5. Горы уснули, вершины их спят,
Глазки закрыты у наших ребят.
6. Баюшки-бай, баюшки-бай,
Спи мой хороший скорей засыпай.
Кто же те дети? они англичане?
Или в кроватках уснули датчане?
Шведов, французов ли мамы качали?
Нет, малыши эти наши – крымчане!
Крымом родная земля их зовется,
И в колыбельной о Крыме поётся
…
Крым, как и Солнце, один в этом мире,
Крым – это степи в шуршащем ковыле,
Крым – это пики вершин в поднебесье,
Крым – это море, поющее песни.
Родина нам дана только одна,
Пусть будет счастлив здесь каждый сполна!
Разные мамы у детской постели
Песни о Родине ласково пели.
Под одеяльцем, в своей колыбели,
Три милых носика дружно сопели.
Воспитатель. На каких языках мамы пели колыбельную песню?
Дети. На русском, украинском, на крымско-татарском.
Воспитатель. У нас в группе есть и русские, и украинцы, и крымские татары. И как мы живём?
Дети. Мы все живём дружно, весело, интересно, не соримся, любим, уважаем и заботимся друг о друге.
Воспитатель. Так и все народы в Республике Крым живут дружно, мирно, уважают друг друга, заботятся друг о друге. Крымский народ славится трудолюбием, крепкой дружбой и гостеприимством.
Ребенок. Родина наша – это страна,
Очень и очень большая она.
Родина наша – это наш дом,
Где мы все вместе дружно живём.
Воспитатель. Каждый народ имеет свою культуру, свою национальную кухню, национальные костюмы.
Воспитатель. С давних пор повелось на русской земле славить её песнями. Много песен сложено о берёзе – любимом дереве России и всех русских.
Ребенок. Мы всех приглашаем в гости к берёзке.
Всегда наряд её весел,
Стоит она в поле на перекрестке
Русских дорог и песен.
(звучит аудиозапись русской народной мелодии, дети в русских национальных костюмах исполняют танец)
Ребенок. Русская кухня славится блинами, ватрушками, пряниками, чаем из самовара. Мы угощаем вас блинами.
Воспитатель. Как мы говорили, у нас в Крыму проживают ещё и крымские татары.
(звучит аудиозапись крымско-татарской национальной мелодии, исполняется танец)
Ребенок. Крымско-татарская кухня славится чебуреками, пахлавой, пловом, кубите. Мы угощаем вас самсой и пахлавой.
Воспитатель. А мальчики украинцы решили нас порадовать танцем. (Звучит украинская народная мелодия, дети танцуют).
Ребенок. Украинцы любят вареники, сало, борщ, пампушки с чесноком. Мы угощаем вас украинскими варениками со сметаной.
Воспитатель. Большое спасибо за интересные номера.
Воспитатель. Да, богата и многонациональна наша крымская земля. Красивые, добрые и дружные люди живут на ней. Давайте все дружно возьмемся за руки и поиграем в игру «В этом зале мы семья».
Дети стоят в кругу, проговаривают слова и выполняют действия, соответствующие словами.
В этом зале мы – семья,
Раз, два, три.
Мы и вы, и ты и я.
Раз, два, три.
Улыбнись тому, кто рядом,
Мы одна семья.
(то же на слова подружись, обними, пожалей, помаши)
Звучит музыка
Воспитатель. А сейчас приглашаем всех собраться за большим столом, да попить чайку из самовара.